Жизнь леса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по окружающему миру  4  класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesa.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.12.16                                  Предмет:  природоведение

    Технологическая карта урока № 22

Целевой блок

Тема

 Жизнь  леса

Цель

Сформировать у учащихся представление  учащихся о лесе как природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей, микроорганизмами,  ярусами  леса.

Планируемые результаты

Умение извлекать информацию, устанавливать причинно- следственные  связи и зависимости между живой и неживой природой, осуществлять совместную работу в парах, группах; формулировать учебные задачи, оценивать качество  и уровень усвоения материала.

Инструментальный блок

Тип  урока

Открытие   новых  знаний

УМК

«Школа России»

Организационно - деятельностный блок

Основные понятия

Сообщество, ярусы,  цепь питания, животные, растения,

Организация пространства

Презентация

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное  чтение

Действия обучающихся

 I. Организационный момент

- Все готовы?

- Все готовы

Все в порядке?

- Все в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

- книжки, ручки  и тетрадки.

- Посмотрите   друг  на  друга  и  улыбнитесь.

Ребята! Хочу, чтобы  вы  улыбались.

Работой  своей  довольны  остались,

Чтоб  этот  урок  порадовал  всех.      

И  каждый  из  вас  ощутил  свой  успех.

-  Какие  три  слова  мы  должны  знать? (В У Н )

II. Проверка  домашнего задания.  Актуализация  знаний.

-  Вспомним о том, что проходили на прошлом уроке

Работа парами. Раздам  карточки.

Подумайте  вместе, вспомните, что  читали  и допишите  нужное  слово.

  Плодородие почвы зависит от количества…(перегноя). Один сантиметр  почвы   в природе образуется  за…( 250 – 300  лет). Вещество, хорошо удерживающее воду…(глина). Что обеспечивает доступ воздуха к корням растений, является  хорошим разрыхлителем, …(песок). Вещество необходимое для жизни и развития растений …(вода). Проверь себя.(Слайд 1)

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли).  Как еще называют почву? (кормилицей).  

- Молодцы вы усвоили материал.

 -Просила подготовить  материал по теме  «Природа  нашего  края».  

-Что  можете  представить  на  урок?  Сообщения    учащихся.

-Поблагодарим   друг   друга  за  работу,  за  старание. Пока  вы готовили   материал, вы  больше  узнали  о  природе  нашего  края.

III. Самоопределение  к  деятельности

Загадка.   Город этот не простой,  он дремучий  и  густой? (Лес). Почему он называется  городом, вы мне ответите  попозже.

 Аудиозапись «Пение  птиц»

Здравствуй  лес,  дремучий лес!   ( Слайд  2 )

Полный  сказок и чудес!

Ты  о чем  шумишь  листвою,

ночью тёмной  грозовою?

Что там  шепчешь  на  заре

 весь в росе  как  в  серебре?

 Кто  в  глуши  твоей  таиться

 – что  за  зверь, какая  птица

Все открой, не утаи: ты же видишь мы свои!  

 Самостоятельное  чтение, чтение  одного  ученика.

.

- О чем же мы  будем  говорить  на  уроке?  Откройте  учебники  на странице  164  и  скажите,  какая  сегодня  тема?  (Слайд  3)

 Какие  задачи  стоят перед  нами?

- Сегодня  мы  снова отправляемся в лес, попробуем открыть  его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей. Когда куда-то отправляются, что берут с собой? (Багаж). Мы должны взять с собой  багаж  знаний.

 -Какие леса у нас есть? (смешанные, широколиственные, хвойные) (Слайд 4)

IV Открытие  нового  знания

- Что такое  лес?   Найдите   по   учебнику  на  стр.164.  

Загадка

Расширяясь   год   от   года,
так  растёт  и  строится,
что  в  черте  его  дорога
улицей  становится.  (Город)   (Слайд 5 )

-В Белорецке  какие дома есть? (многоэтажные, самый  высокий дом- 9 этажный,  поменьше 5 этажные, 2-3 этажные дома,  есть в пригороде частные дома. В  вашем  селе? В лесу есть деревья, кустарники, травы.

 (Слайды  6-7)              Почему  же  лес  называется  городом?

- Теперь  распределяемся  по группам. Каждый знает  свою команду.

Арслан,  Далер,  Женя. 

- Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в группе. Следите за осанкой. От  работы  каждого  из вас  будет зависеть оценка всей группы.

 Командиры  команд  в конце урока скажете, кто как в группе работал.

Работа  в  группах.

I.Поработаем   с   карточками.

1. В лесу  растут кустарники   и ____________. Есть  здесь  и __________.

Растения предоставляют ________ и  ____________ животным.  Грибы  помогают  деревьям  _______________ расти,  а для многих животных служат  __________.   Все вместе  составляют природное ____________.

2. Жизнь  лесного  сообщества  зависит  от ___________ природы.  Так, солнечный луч, ___________, _________ необходимы, чтобы  растения могли   создать  питательные  вещества   и накормить себя и __________.

Жизнь леса невозможна  и  без _________ . Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живет множество ___________ животных, бактерий.

3. Опавшие листья  образуют на поверхности почвы ________ подстилку.

Под  действием бактерий  она постепенно перегнивает, обогащая почву __________.  Работу  бактерий   облегчают ___________ и   их  личинки, которые живут и  в лесной подстилке и _________________её.

Вывод:

-Что  вы  можете  сказать   после   выполнения  этого  задания?  

Растения, животные, насекомые  все вместе составляют  – природное сообщество.

Физкультминутка ( Звук  ветра ) - аудиозапись

Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо всё выше, выше. 
Ветер веет над полями, 
И качается трава.
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
Мы  взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
Там немного отдохнём.

V.Первичное закрепление

1.  - Представьте, что вы сейчас в лесу, что вы увидите сразу? ( Деревья, кустарники, травы)

 - А легко ли в лесу увидеть животных? Это не всегда удаётся сделать сразу.

 - Почему?  Животных в лесу меньше, чем растений, они скрываются, прячутся в листве деревьев, в траве.

    Задание  «Узнай  меня»-  на листе видите  растения, животных леса, знаете ли  вы их,  подпишите. Командиры  групп  рассказывают.

 

3.Дополнительное задание.

 1 – о  животных, насекомых, птицах

 2- группа  о  растениях  

 3-  группа , где Семен и Юра - цепь   питания.

                         ель         жук         дятел       ястреб

                           Сосна         белка        ласка           волк

4. Если успеем

Работа   с   рабочими   тетрадями. Задание №2 стр. 76. Перед  вами  атлас - определитель, найдите   растения  и  подпишите  их.

Прочитайте,  какие  растения  у  вас  получились? Если вы их видели  в природе,  то  закрасьте    кружок.

 - О  влиянии  леса на жизнь людей, об экологии  коротко  нам расскажет учитель биологии  Суроваткина  Ольга Александровна.

VII.Рефлексия .

- Где могут  пригодиться  в жизни новые знания?

Можно провести игру «Да-нет»

-Поблагодарите друг друга за работу.

Подведение уроков.

 Смогли  ли мы ответить на вопрос, что такое лес и узнать о жизни леса?

Диагностика результатов

Командиры  как  вы  оцениваете  работу  группы. Какое дерево? Какого яруса?  Комментарий

Домашнее задание

Читать  стр.164-169

Задания №1, 3  на стр.76 - 77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Презентация "Жизнь леса" к межрегиональному конкурсу "Это мои горы"

Виды уголков природы Республики Адыгея и Краснодарского края. Застывшие мгновения жизни леса подсмотренные автором презентации....

Жизнь леса. Лес — природное сообщество

Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать по...

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...