Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Беликова Наталья Федоровна

Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 687"

              «Рассмотрено»                                                                                                                             «Утверждаю»

        на заседании МО __________                                                                                              Директор ГБОУ Школа №678

        Протокол №___ от _______2015 г.                                                                                              Н.Д.Акимова___________

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

(А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин)

в 4-м классе

УМК Образовательная система «Школа 2100»

на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю 2 часа, в год 68 часов

Автор-составитель:

Беликова  Н.Ф.

2015-2016

Пояснительная записка

 1.Основа содержания обучения данному предмету

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и примерной программой «Окружающий мир» авторов (А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин).

2. Цели и задачи обучения

 Цели:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье

 Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

3. Общая характеристика учебного предмета

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей:

  • между неживой природой и живой,
  • внутри живой природы,
  • между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира и т. д. Деятельностный подход – один из основных методов достижения результатов.

4. Место предмета в учебном плане ОУ

4 класс — 68ч (34 учебные недели). Уровень обучения -базовый.

5. Особенности преподавания учебного предмета.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

6. Используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников

 В образовательной системе «Школа 2100» по курсу окружающего мира используются следующие учебно-методические комплекты:

 4 класс – учебники «Человек и природа» и «Человек и человечество», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 4-й класс.

  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

 Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Как работает организм человека (18 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

        Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

        Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и суставы.

        Пищеварение. Органы пищеварения. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

        Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

        Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

        Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма.

        Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму.

        Органы чувств. Глаза – органы зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

        Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

        Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Человек и его разум. Речь. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (16ч)

        Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

        Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов.

Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

        Воздух, его состав и свойства Воздушный шар.

        Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость

        Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

        Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

        Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства. Средства связи и музыкальные инструменты.

 Свет, его свойства.

        Современные технологии на службе у человека.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)

        Человек – дитя природы и общества.  Обучение и воспитание в развитии человека.

        Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

        Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

        Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Правила приличия.

Человек и мир людей (6 ч)

         Общество как взаимосвязь людей. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

        Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Человек и прошлое человечества (9 ч)

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (5 ч)

        Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

        Единое человечество состоит из граждан разных государств. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Вера (представление о богах) и атеизм. Право человека на свободу совести. (Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (9 ч)

        Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Задачи ООН, принципы построения. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  •  ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (4 класс)

N п/п

Тема

Часы

Дата

Статус урока

1.

 Раздел 1. «Человек и природа»

Как работает организм человека

18

1.1

Как устроен организм человека.

1

02.09

1.2.

Кожа – «пограничник» организма. 

1

06.09

1.3.

Как человек двигается.

1

09.09

1.4.

Путешествие бутерброда. 

1

13.09

1.5.

Как удаляются ненужные вещества.

1

16.09

1.6.

Для чего и как мы дышим. 

1

20.09

1.7.

Волшебная «восьмерка».

1

23.09

1.8.

Что такое кровь? Проверочная работа №1.

1

27.09

Проверочная работа

1.9.

Почему наш организм работает слаженно.

1

30.09

1.10

Окна в окружающий мир. 

1

04.10

1.11

Многогранный мир чувств.

1

07.10

1.12

Родители и дети. 

1

11.10

1.13

Отчего мы иногда болеем.

1

14.10

1.14

Наши предки – древесные жители.

1

18.10

1.15

На заре человечества.

1

21.10

1.16

Повторение. Проверочная работа №2.

1

25.10

Проверочная работа

1.17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме " Как работает организм человека"

1

28.10

1.18

Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека»

1

08.11

Контрольная работа

Рукотворная природа

16

1.19

Рукотворная жизнь.

1

11.11

1.20

На службе у человека.

1

15.11

1.21

Покорение силы.

1

18.11

1.22

Как человек использует свойства воды.

1

22.11

1.23

Как человек использует свойства воздуха.

1

25.11

1.24

Повторение. Проверочная работа № 3.

1

29.11

Проверочная работа

1.25

Горные породы и минералы

1

02.12

1.26

Металлы.

1

06.12

1.27

Приручение огня.

1

09.12

1.28

Невидимая сила.

1

13.12

1.29

Чудо-волны.

1

16.12

1.30

Человек проникает в тайны природы.

1

20.12

1.31

Повторение по разделу. Проверочная работа № 4.

1

23.12

Проверочная работа

1.32

Как нам жить?

1

10.01

1.33

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа»

1

13.01

1.34

Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»

1

17.01

Контрольная работа

2.

 Раздел 2. «Человек и человечество.»

Человек и его внутренний мир

5

2.1

Кого можно назвать человеком?

1

20.01

2.2

Посмотри в свое «зеркало».

1

24.01

2.3

Как понять, что творится у друга на душе?

1

27.01

2.4

Переживания, испытанные временем.

1

31.01

2.5

Как узнать человека?

1

03.02

Человек и мир людей

6

2.6

Что такое общество?

1

07.02

2.7

Как жить в мире людей?

1

10.02

2.8

Мое общество.

1

14.02

2.9

Права человека в обществе. Проверочная работа №5.

1

17.02

Проверочная работа

2.10

Обобщение по разделу «Человек в мире людей».

1

21.02

2.11

Контрольная работа №3 по разделу «Человек в мире людей».

1

24.02

Контрольная работа

Человек и прошлое человечества

9

2.12

Первобытный мир- первые шаги человечества.

1

28.02

5.203.03

2.13

Первобытный мир- первые шаги человечества.

1

03.03

2.14

Древний мир- рождение первых цивилизаций.

1

07.03

5.5        

2.15

Древний мир- рождение первых цивилизаций.

1

10.03

2.16

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

1

14.03

5.7        

2.17

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

1

17.03

2.18

Новое время -торжество Европы.

1

21.03

510        

2.19

Новейшее время- трудный шаг к единому человечеству.

1

24.03

2.20

Обобщение по разделу «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа №6.

1

04.04

Проверочная работа

        Новейшее время- трудный шаг к единому человечеству.                        

Обобщение по разделу «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа №6.                                        

Человек и многоликое человечество

5

        

2.21

Короли, президенты и граждане.

1

07.04

6        

2.22

Расы и народы Земли

1

11.04

        

2.23

Кто во что верит?

1

14.04

2.24

Пути духовных исканий.

1

18.04

2.25

Обобщение по разделу «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа №7.

1

21.04

Проверочная работа

Человек и единое человечество

9

                

2.26

Мировое хозяйство.

1

25.04

2.27

Мировое сообщество государств.

1

28.04

2.28

Что человечество ценит больше всего?

1

02.05

2.29

Как нам жить?

1

05.05

2.30

Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»

1

12.05

2.31

Контрольная работа №3

1

16.05

Контрольная работа

        Обобщение по теме «Человек и единое человечество»        1                

        Контрольная работа №3        1                Контрольная работа

2.32

Работа над проектом «Мое человечество»

1

19.05

2.33

Защита проекта «Мое человечество

1

23.05

                1                

2.34

Итоговое повторение.

1

26.05

68

                1                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....