Чем человек отличается от животных
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УМК« Начальная школа 21 века»
Чем человек отличается от животных
Тема: Человек умеет думать и говорить
Цели: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы; расширять знания учащихся о человеке; воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию.
Орг. Момент.
(слайд 2)
--посмотрите небольшой фрагмент и будьте готовы ответить на вопросы. (Ералаш выпуск №53)
--Сколько учеников было в первобытной школе? (9)
--Что ел первобытный ученик? (банан)
--С какой парты пошёл первый ученик? (3)
--Что сказал учитель? Завтра с родителями в пещеру директора)
--Где появилась шишка у педагога? (на лбу, справа)
--Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогло вам это сделать? (внимание и память).
--Дайте определение этих понятий. (ответы учеников)
--Вы сказали, что память основана на органах чувств. Маленький тест вашему вниманию. (дети делают тест «Органы чувств»)
(слайд 3)
Постановка проблемы
- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.
Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов
--Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?(Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы.)
Вывешивается «Человек—это часть природы, её живого мира.»
Слайд 4.
--Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. Расскажите, что вы уже знаете о человеке. (строение его тела, умение воспринимать и запоминать) (Ответы учащихся.)
-- Слово экспертам. (Магомедов Ф.)
Слайд 5
-- Древнегреческий философ Платон отвечал на вопрос «Кто такой человек?» «Человек это двуногое животное без перьев.»
--Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:
« Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»
Слайд 6
--Выскажем предположения :Чем человек отличается от животных?
--Сверим свои высказывания с текстом с.90. (самостоятельное чтение)
Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.
Животные | Человек | |
Произносят отдельные звуки | Произносит звуки, слова, предложения | |
Речь не связная | Речь связная | |
Не могут объяснять, анализировать, сравнивать | Может решать умственные задачи | |
Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления | Создают различные орудия труда, машины, механизмы | |
Не могут создать чертёж, проект | Может создать чертёж, проект | |
Некоторые могут рисовать | Выполняет разнообразную работу, | |
Пользуются инстинктами | Может писать, резать, пилить и многое другое | |
Опирается на инстинкты | Использует мышление | |
Не ставят цель работы | Может ставить цель предстоящей работы | |
Не проявляет творчество | Может работать творчески |
Слайд 7
--Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо).
Физминутка
Слайд 8
- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф
(учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает)
- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? (отвечает подготовленный ученик)
Бондарева Марта:
--Все вы, наверное, помните историю Маугли из «Книги зверей»,
посвященную жизни зверей и человеческого детеныша, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».
Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.
Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.
--Спасибо.Что Маугли умеет делать так же, как и люди?
(на доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек»)
- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?
Слайд 9 «Слово экспертам» (подготовленные дети)
--Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.
--Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.
--Артём и Аида нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (слайд---)
3. Групповая, исследовательская работа.
--поработаем в группах.
Работа в группах:
Слайд 10
- Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас?
(учащиеся получают карточки с наводящими вопросами):
- Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
- Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?
- Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)
(ответы обучающихся)
.Вывод. Человек всё время решает простые и сложные задачи,
преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.
Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).
Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла...
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся
-Как вы понимаете данные строчки? (ответы детей)
Слайд 11
--Примите на заметку.
Слайд 12
Подведение итогов:
--Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.
- (Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.)
Слайд 13
Рефлексия
Оценки
Домашнее задание
Составить рассказ «Чем человек отличается от животного?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"
Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.
Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных. Развивать умение раб...
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Животные группы животных
АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...
«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»
Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....