Индивидуальная адаптированная программ по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО). ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА и ЗПР (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом классе, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.
Рабочая программа имеет цели:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, сохранять и укреплять здоровье
и способствует решению следующих задач изучения:
- развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;
- развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;
- развить представление о пространстве и времени;
- сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах
на начальной ступени образования.
Общая характеристика учебного предмета
Ключевая идея курса заключается в систематизации и расширении представления детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитанию любви к своему городу, к своей Родине.
Практическая сторона связана с формированием различных способов деятельности, духовная – с нравственным развитием человека.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.
Без базовой начальной подготовки невозможно стать образованным человеком, так как это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека.
Обучение курсу окружающий мир дает возможность развивать у учащихся интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывает любовь к своему городу, к своей Родине.
Начальное образование вносит свой вклад в развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемное, активное и игровое обучение.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: игры, экскурсии, проектов, олимпиад.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме теста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Сроки освоения программы: 2 года.
Объем учебного времени:
– 1 год обучения: 1 ч в неделю, 33 учебные недели (с учетом дополнительных каникул).
– 2 год обучения: 1 ч в неделю, 33 учебные недели (с учетом дополнительных каникул).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
- Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Развивать эколого-этическую деятельность (анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.
- Учиться отличать правильность выполнения задания.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Стремиться к передаче мысли словом, образом, моделью, рисунком-схемой.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
- Формировать умение работать в группах и парах.
- Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».
Предметные результаты
Ученик будет знать:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России: флаг, герб, гимн;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- вести наблюдения в природе;
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- называть их роль в жизни человека;
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть основные особенности каждого времени года;
- уметь определять своё отношение к миру;
- знать названия дней недели;
- вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
- выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
- группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
- различать овощи и фрукты;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
- особенности труда людей наиболее распространённых профессий.
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
- правила ОБЖ, уличного движения:
– знать безопасную дорогу от дома до школы;
– знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,
– знать правила перехода улицы;
– знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
- правила сохранения и укрепления здоровья.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Экскурсии | Практические работы |
Подготовительный класс | ||||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Что и кто? | 21 | 1 | |
3 | Как, откуда и куда? | 11 | 1 | |
Итого | 33 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | кол-во часов | Наименование разделов и тем | Вид контроля | Дата |
1. | 1. | Что такое наша школа? (экскурсия). | Фронтальный опрос | |
2. | 1 | Что такое наша школа? (экскурсия). | Беседа по вопросам | |
3. | 1 | Что такое Родина? | Беседа | |
4. | 1 | Что такое Родина? | Сообщение, рассказ | |
5. | 1 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | Беседа по вопросам | |
6. | 1 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | Текущий | |
7. | 1 | Проект «Моя малая Родина» | Беседа | |
8. | 1 | Проект «Моя малая Родина» | Беседа | |
9. | 1 | Что и кто? Что у нас над головой? | Беседа | |
10. | 1 | Что и кто? Что у нас над головой? | Тест | |
11. | 1 | Что у нас под ногами? | Беседа | |
12. | 1 | Что у нас под ногами? | Беседа | |
13. | 1 | Что растет на подоконнике? | Беседа | |
14. | 1 | Что растет на подоконнике? | Фронтальный опрос | |
15. | 1 | Что растет на клумбе? | Беседа | |
16. | 1 | Что растет на клумбе? | Беседа | |
17. | 1 | Что это за листья? | Беседа | |
18. | 1 | Что это за листья? | Беседа | |
19. | 1. | Кто такие насекомые? | Беседа по вопросам | |
20. | 1 | Кто такие рыбы? | Устный опрос | |
21. | 1 | Кто такие рыбы? | Фронтальный опрос | |
22. | 1 | Кто такие птицы? | Опыты | |
23. | 1 | Кто такие птицы? | Беседа | |
24. | 1 | Кто такие звери? | Фронтальный опрос | |
25. | 1 | Кто такие звери? | Графический диктант | |
26. | 1 | Что окружает нас дома? | Практическая работа в паре | |
27. | 1 | Что окружает нас дома? | Беседа | |
28. | 1 | Что умеет компьютер? | Беседа | |
29. | 1 | Что умеет компьютер? | Практическая работа | |
30. | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? | Беседа | |
31. | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? | Самостоятельная работа | |
32. | 1 | На что похожа наша планета? | Беседа | |
33. | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Тестовая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по окружающему миру для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2 класс
Программа по окружающему миру для коорекционных классов...
адаптированная программа по окружающему миру для 1 класса
Адаптированная программа 1 класс...
Адаптированная программа по окружающему миру для учащегося 3 класса УМК "Школа России"
Адаптированная программа написана в соответствии с ФГОС. Указана деятельность учащихся. УМК "Школа России"...
Адаптированная программа по окружающему миру для детей с ОВЗ 2 класс.
Адаптированная программа с УУД....
Адаптированная программа по окружающему миру для ребёнка с ОВЗ с сохранным интеллектом
Раборчая программа содержит отдельную графу по коррекционной работе с ребёнком с учётом его особенностей....
Адаптированная программа по окружающему миру
Адаптированная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для учащихся 4 класса с задержкой психического развития. УМК " Гармония"...
АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учрежде...