Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нестандартный урок по окружающему миру | 192.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» города Курска
Формы земной поверхности
(конспект урока окружающего мира во 2 классе)
Выполнила:
Голобокова Оксана Александровна,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Формы земной поверхности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ресурсы: Учебник ««Окружающий мир» А. А. Плешаков 2 класс, физическая карта, карточки.
Цель: Формирование представлений о формах земной поверхности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с основными формами земной поверхности;
познакомить со строением холмов и гор.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания; расширять кругозор детей.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру школьников.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Формируемые УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.
Аннотация
Нестандартный урок окружающего мира в форме группового исследования ориентирован на личностные, метапредметные и предметные результаты. Класс разделён на группы: экологи, географы, научные исследователи, эксперты.
Данный урок входит в программу курса « Окружающий мир» и является открытием новых знаний, направлен на изучение и усвоение учащимися новых знаний - рельеф, равнина, холмистая равнина, гора, приобретение умений использовать полученные знания и применять их в жизненных ситуациях. Урок имеет межпредметные связи с литературой, математикой.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
Учитель: Я хочу начать урок следующими словами известного французского писателя Жан Жака Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Пусть эти слова будут напутствием на урок.
Учитель: Попробуем определить, какая же цель стоит перед нами на уроке?
На доске фигуры:
2. Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности.
Учитель: Что вы видите?
Ученик: геометрические фигуры.
Учитель: Чем отличаются эти фигуры друг от друга?
Ученик: формой.
Учитель: Какая фигура будет лишняя? Почему?
Ученик: круг.
Учитель: В чём сходство этой геометрической фигуры и нашей планеты?
Ученик: Земля имеет круглую форму, форму шара.
Учитель: Что вы знаете о нашей планете?
Ученик: имеет форму шара, вращается вокруг оси.
Учитель: Что вы можете сказать ещё глядя на эти рисунки о форме земной поверхности?
Ученик: земная поверхность имеет неодинаковую форму.
Учитель: Кто попробует сформулировать тему урока?
Ученик: формы земной поверхности.
(Появляется схема на доске и заполняется по мере изучения).
Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ученик: какие бывают формы земной поверхности, научиться их сравнивать, учиться замечать красоту природы.
Учитель: Сегодня на уроке изучать форму земной поверхности поможет нам групповое исследование: экологов, экспертов, географов, научных исследователей.
3.Этап построения проекта выхода из затруднительной ситуации.
Учитель: Посмотрим на эти фотографии на странице 79 в учебнике и попробуем установить отличия.
Ученик: Равнина (ровная земная поверхность), холм ( есть небольшие возвышения)
Учитель: Как вы думаете, как будут называться ровные участки земной поверхности?
Ученик: равнина.
Учитель: Что могут сказать об этом учёные исследователи?
Учёный исследователь:
Вы правы, ровные или почти ровные участки земной поверхности называются равнины. С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства равнин заняты лесами. Равнины бывают разные: плоские и холмистые. Плоские имеют ровную поверхность, на холмистых есть возвышенности – холмы. Если возвышенности на поверхности равнины не превышают 200 метров, то такая равнина называется холмистой. А сейчас я хотел бы обратиться к географам. Вы можете нам что – нибудь рассказать о равнинах?
Географ:
Я хотел бы сначала загадать загадку.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно-
На одном листе бумажном. ( карта)
Это карта. Верно. Давайте обратимся к физической карте России и посмотрим, какие равнины есть у нас в стране.
Самые большие равнины – это Западно-Сибирская и Восточно – Европейская равнины. Равнины изображают на карте зелёным или светло – жёлтым цветом.
Учитель: Спасибо. Молодцы.
Вспомним, что можно встретить на равнине?
Ученик: возвышенности.
Учитель: Как называются равнины, если возвышенности на их поверхности не превышают 200 метров?
Ученик: холмистые.
Учитель: Обратимся к группе экспертов и попросим дать определение холма.
Эксперты:
В своей работе мы пользуемся толковым словарём Сергея Ивановича Ожегова.
Холм – это округлая возвышенность с пологими склонами.( Холм - небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 метров над окружающей местностью).
Учитель: Послушаем стихотворение А. Шаталова « Холм», которые выучили учёные исследователи и попытаемся услышать, какие части есть у холма.
Исследователи:
Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.
Учитель: Какие части холма, автор упоминает в своем произведении?
Ученик: подножие.
Физкультминутка
Учитель: У каждой группы есть изображение холма. Подумайте, как вы расположите части холма и наклейте их.
Послушаем экспертов, как они расположили части холма.
Эксперты:
Холм имеет свои части: подошва ( подножие) – самая низкая часть холма, это место где холм начинается. Вершина – самое высокое место, склон - находится между вершиной и подошвой.
Учитель: Кто согласен с группой экспертов?
А географы ничего не хотят дополнить?
Географы:
Мы хотим сказать, что старейшая центральная часть нашего города Курска расположена на холмах, а остальная часть города – на равнине с речными долинами. На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги.
Обратимся вновь к группе экспертов для уточнения определения оврага.
Эксперты:
Овраг – это глубокая длинная с крутыми склонами рытвина ( яма) на поверхности земли.
Географы: Теперь обратимся к группе экологов, что же они нам расскажут об оврагах.
Экологи:
Особенно часто овраги встречаются вблизи речных долин. Глубина некоторых оврагов достигает 35-40 метров. Овраги разрушают поверхность земли, они губят большие участки плодородной почвы.
Мы как экологи, боремся с оврагами. Призываем людей по краям оврагов высаживать деревья и кустарники, корни которых не дают дальше разрушаться почве, строить плотины, которые удерживают потоки воды, землю около оврагов распахивать поперёк склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг и не размывала его склоны.
А мы дети, должны ухаживать за посадками на склонах оврагов, охранять растения, но не уничтожать их.
Учитель: Прочитаем пословицу и постараемся объяснить её смысл.
КТО ПУТЕШЕСТВУЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.
Учитель: А как вы думаете, куда можно отправиться в путешествие?
Я предлагаю отправиться вам в путешествие, а куда, вы узнаете, разгадав ребус.
Г ,нора
Учитель: Куда мы отправимся в путешествие?
Ученик: в горы.
Учитель: Предоставим слово учёным исследователям.
Исследователи:
Много русских поэтов были влюблены в горы, любили путешествовать, любовались красотой гор. Послушайте эти волшебные строки.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Автор этого произведения Михаил Юрьевич Лермонтов. Один из самых любимых русских поэтов. Воспитывала поэта бабушка. И он получил прекрасное домашнее воспитание, знал языки, прекрасно рисовал. В детстве Лермонтова сразила тяжелая болезнь, и он надолго остался прикованным к постели. Для того, чтобы поправить и укрепить здоровье внука, бабушка возила его на Кавказ. Величественные цепи Кавказских гор нашли отражение в его стихах.
4. Закрепление. Работа по учебнику.
Учитель: Обратимся к экспертам. Найдите и прочитайте в учебнике, что же такое горы.
Рассмотрим в учебнике на странице 79 холм и гору и выясним, в чём их сходство и отличие.
Ученик: Сходство( они имеют одинаковые части). Назовём их ещё раз.
Отличие ( холмы имеют высоту до 200 метров, а горы более 200 метров).
Учитель: А что же о горах нам расскажут географы?
Географы:
Самые старые горы – это Уральские горы. Самая большая гора – Эльбрус, её высота 8848 метров, а находится она в Кавказских горах. Если мы поднимемся на самую вершину Кавказских гор, то увидим много снега, потому что на вершинах гор очень холодно и лежит снег.
Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с песчаным пляжем. Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные воды. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же в Пятигорске, он был убит на дуэли.
Учитель: А теперь прочитаем о красоте гор в учебнике на странице 80.
Как вы думаете, какой воздух в горах
Ученик: чистый, свежий.
Учитель: Вернёмся к строкам из стихотворения: Не пылит дорога, не дрожат листы, подожди немного, отдохнёшь и ты.
- Что автор хотел показать этими строками?
Ученик: в горах спокойно, тихо.
Учитель: Попробуйте придумать правила поведения в горах.
Ученик: не шуметь, беречь природу, быть очень осторожными.
Учитель: Чтобы сохранить всю красоту природы надо бережно к ней относиться. Древняя индийская мудрость гласит: « Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли её в долг у наших детей».
Учитель: А сейчас проведём игру.
Научная игра « Угадай меня».
1.Вокруг – простор и широта,
Конца и края им не видно.
Какая чудная картина,
А называется…(равнина)
2.Под облаками в снежной шапке,
Крутые склоны у меня.
Я – выше всех на свете нашем
И называюсь я - …(гора)
3.А я большим не вышел ростом,
Нет снега, да не крут и склон,
И называюсь очень просто:
Меня все узнают, как…(холм)
4. Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли, выветривания и вымывания. (овраг).
5. Проверка полученных знаний.
Учитель: Я предлагаю проверить знания, полученные на уроке и решить тест.
(у каждого ребёнка на столе тест)
Тест
1.Определи форму земной поверхности, изображённую на рисунке, подпиши рисунок.
1 2
_______________ ________________
3 4
______________________ _____________________
2. Соотнеси название формы земной поверхности с её изображением, поставь № соответствующего рисунка:
Холм -№ _____, гора -№_____, овраг - №_____, равнина -№__________.
Взаимопроверка.
6. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, достигли мы цели, которая была перед нами поставлена в начале урока?
(вывешивается плакат, на котором нарисована гора)
- Если вы поняли материал сегодняшнего урока, то прикрепите магнит на вершине горы.
- Если вы считаете, что тема вам не совсем понятна и надо будет ещё поработать, то прикрепите магнит на склоне горы.
- Если вам тема урока не понятна и вам надо ещё раз внимательно изучить, то прикрепите магнит у подножия горы.
7. Задание на дом.
Учитель: Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Учёные считают, что изменение поверхности Земли – это результат работы трёх великих мастеров природы.
- А вы догадались, что это за мастера?
Подготовить ответ на этот вопрос.
Учитель: Спасибо за урок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.
Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....
Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"
Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
Урок окружающего мира "Горы-поднятия земной поверхности"
Урок "открытие нового знания" во 2 классе ("Школа 2100"), соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по окружающему миру Тема: Формы земной поверхности
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщени...