Открытый урок "Окружающий мир 3 класс" Школа России
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Осокина Анна Владимировна

Тема урока: «О дыхании. Движении крови».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: 1. Сформировать первичные знания об органах дыхания и кровообращения.

           2. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умения работать в парах.

Задачи:

1. Познакомить с органами дыхания и кровообращения, их строением и функциями.

2. Создать условия для развития процессов логического мышления детей, научить навыкам выделения главной мысли, уметь делать выводы. Стремление преодолеть трудности, умение работать в парах.

3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к организму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 3 класс

Тема урока: «О дыхании. Движении крови».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: 1. Сформировать первичные знания об органах дыхания и кровообращения.

           2. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умения работать в парах.

Задачи:

1. Познакомить с органами дыхания и кровообращения, их строением и функциями.

2. Создать условия для развития процессов логического мышления детей, научить навыкам выделения главной мысли, уметь делать выводы. Стремление преодолеть трудности, умение работать в парах.

3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к организму.

Формировать:

Личностные УУД:

-реализация творческого потенциала ребенка в процессе коллективной работы;

-развитие социальных умений работы в парах;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Регулятивные УУД: - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, планировать деятельность с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах;  сравнивать по заданным основаниям объекты.

Коммуникативные УУД:

- умение совместно договариваться о правилах и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые УУД

I. Организация начала урока

(2 мин.).

СЛАЙД 1.

 - Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

-Как вы думаете, почему урок принято начинать со слова «Здравствуйте» или  что значит  говорить друг другу - “Здравствуй!”

- “Здравствуйте!” говорят при встрече, желая здоровья, так и я  приветствую вас, дорогие ребята и наши гости.

- «Здравствуйте!»

- Значит, желать здоровья.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

 (коммуникативные УУД).

II. Проверка домашнего задания

(9 мин.).

– На прошлом уроке окружающего мира вы рассматривали тему «Наше питание. Органы пищеварения».

– Хорошо ли вы поработали дома, мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд:

СЛАЙД 2

1. Какой орган защищают кости черепа? (Мозг)

2. Размеренное движение человека? (Ходьба)

3. Положение тела при ходьбе, посадке? (Опора)

4. Как называется повреждение кости? (Перелом)

5. Часть ноги, в которой много небольших костей?(Стопа)

6. Что идёт от черепа вдоль спины? (Позвоночник)

7. Часть руки, в которой много маленьких костей? (Кисть)

8. Как называется повреждение кости?(перелом)

Ключевое слово, здоровье.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Разгадывают кроссворд.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

III. Сообщение темы, целей урока. Актуализация опорных знаний.

 (25 мин.).

Работа на интерактивной доске.

Работа с учебником.

Работа с карточками (Взаимопроверка

Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок

Но прежде чем мы с вами начнем работу, я хотела бы вас познакомить с некоторыми специалистами, которых я пригласила на ваш сегодняшний урок. (-врач-кардиолог Ляпустина Зоя , учёный университета Масляева Дарья и физ.инструктор Маштаков Максим Сергеевич)

Первое задание вы выполните с помощью физ.инструктора:

- Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Предположите о  чем мы с вами будем говорить?

СЛАЙД 3

- А без какой жидкости  вообще не сможет существовать организм?

СЛАЙД 4

Так выглядит наша кровь под микроскопом.

- как вы думаете о чем  мы будем говорить на уроке?

- В конце урока мы еще раз вернемся к вашим вопросам и поймём достигли мы своей учебной цели, нашли ли ответы?

- - Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания?

- Как часто мы с вами дышим?

- целыми сутками мы вдыхаем воздух и выдыхаем его наружу, т. е. дышим.

- Даете ли вы себе команду «Дышать» или «не дышать»?

- (нет, п. ч все живые существа дышат непроизвольно)

-Предлагаю вам  провести небольшой опыт. Закрываем ротики, зажимаем  носики и перестаем дышать.  И не дышим до тех пор, пока я не скажу «дышите»

- что захотелось  вам сразу сделать?

А что вы ощущали?

- Это взывают о помощи ваши клетки

- Чего просили ваши клетки?

 СЛАЙД 5

- А что такое кислород?

 СЛАЙД 6

-(Это газ, который содержится в воздухе)

- Какой вывод вы можете сделать?

Есть ли запас кислорода в организме?

(-В теле человека нет запаса кислорода, необходимые каждой клеточке организма для поддержания жизни. Кислород должен непрерывно поступать в организм человека)

-Человеку необходимо постоянно пополнять запасы кислорода.

СЛАЙД 7

- Чтобы узнать, как мы дышим, давайте проследим по схеме, как происходит процесс дыхания. - Представьте, что вы маленькие пузырьки воздуха и мы отправляемся в путешествие  вместе с воздухом! Делаем вдох и попадаем…?

СЛАЙД 8

-Правильно в нос и носоглотку.

- Нос можем потрогать и увидеть

Как вы думаете, что происходит здесь с воздухом?

(- Воздух здесь очищается, нагревается и увлажняется )

Затем мы вместе с воздухом попадаем в?

(В  гортань.)

- Прощупайте её в передней части шеи.

-На что она похожа?

(- Она похожа на жесткую ребристую трубку. Какую поговорку обычно говорят за столом?-«Когда я ем, я глух и нем»

- После гортани, куда мы попадаем?

-в  трахею.(Трахея представляет собой трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две трубочки – бронхи

 Бронхи соединяют трахею с правым и левым?- легким.

- А легкие можем прощупать? Что их защищает?

-А что это за пузырьки? (если все легочные пузыри растянуть на поверхности, то получится площадь размером в наш кабинет)

Легкие – главный и самый большой  орган дыхательной системы, в которых происходит смена воздуха при чередовании вдоха и выдоха

-Как бы вы назвали все этих органы.

– Прочитайте текст (с. 144) «О дыхании».

– Расскажите, как путешествует воздух в нашем организме.

– Как выглядят трахеи, бронхи?

– Из чего состоят легкие?

- Давайте еще раз назовем органы, которые участвуют в дыхании

- А знаете ли вы сколько воздуха вмещают ваши лёгкие?

- Хотите узнать?

Выполните опыт с нашим учёным

- А без какой жидкости  вообще не сможет существовать организм?

Или - какая жидкость  помогает органам дыхания донести кислород  до всех органов нашего тела?

СЛАЙД 9

( Легкие состоят из бесчисленных крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в легкие, кислород наполняет легочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам, вбирает в себя кислород, отдает углекислый газ, и разносит кислород по телу в каждую клеточку.)

- какую роль играет кровь в организме человека?(ответ на этот вопрос найдите в учебнике на стр.145 сразу после рисунка)

- А как кровь движется?

- Какой орган заставляет ее двигаться?

СЛАЙД 10

 Я предлагаю вам послушать рассказ врача-кардиолога.

- С чем люди сравнивают сердце?

- А у каждого ли человека размер сердца одинаковый?

Подпиши названия систем органов, изображенных на схемах. Укажи стрелками органы на каждой схеме.

Выйдете из – за парт, сделайте глубокий вдох - руки вверх

Выдох – руки вниз.

Прислушайтесь к себе, положите ладошку на сердце.

- А теперь сделайте  5 приседаний.

- Какие изменения вы в себе ощутили?(Посмотрите друг на друга(откуда взялся румянец на ваших щечках? Почему? Кто знает?))

(чаще стали дышать, сердце забилось быстрее)

- в чем же возникла потребность вашего организма

- (в воздухе)

- Высказывают предположения.

- Предлагают тему урока. - (о дыхании)

-(без крови)

- (Как мы дышим? Какой газ необходим для дыхания? Что относится к  органам  дыхания и органам кровообращения? как работают легкие и сердце? Как движется кровь в организме?)

 - Ответы детей.

-(глубоко вздохнуть)

(ощущения детей)

(кислород)

- Предположения детей.

- Предположения детей.(в нос)

- (Органы дыхания).

Перечисляют, по порядку.

-Возьмите со стола шарик и  надуйте его с одного раза.

По моей команде

Сделайте глубокий вдох и как можно сильнее выдохните его в шарик.

 Зажмите пальчиком.

У всех одинаковые получились шарики?
Можете сказать, что вы выдохнули весь воздух?

(нет, на самом деле мы выдыхаем не весь воздух, часть остается в легких)

- ( кровь)

Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы.

-кровь движется по кровеносным сосудам, которые проникают во все органы.

-сердце.

 (сердце можно сравнить с насосом)

 (сердце человека чуть больше собственного  кулачка) Поток крови проталкивает по кровеносным сосудам главная мышца твоего тела – сердце. Оно работает как насос! К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов! Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки? Надо его тренировать: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя! За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое – твое работящее сердце!

Свои кровеносные сосуды надо беречь. От них зависит здоровье, а порой и сама жизнь человека! Каждый час на нашей планете умирает около 4 тысяч человек. Половина этих людей погибает из-за того, что некоторые их сосуды стали плохо пропускать кровь. От малоподвижного образа жизни они засоряются, а то и вовсе закупориваются! В больном сосуде может возникнуть пробка – тромб.

От сердца кровь движется по крупным сосудам – артериям. Они напоминают прочные шланги. Артерии выдерживают большое давление благодаря своим толстым мышечным стенкам. В тех местах, где артерии лежат под кожей неглубоко, можно прощупать ритмичные расширения их стенок – пульс.

Работают в парах.

Извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД).

IV. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.).

СЛАЙД 11

- Как работал ты? Оцени себя.

На «классное» большое сердце дети наклеивают или красное, или синее сердечко.

«Красное» – я понял и могу рассказать другим. «Синее» – остались затруднения.

Наклеивают сердечки на классное сердце.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

V. Домашнее задание

(1 мин.).

  • Стр. 144-146 читать, стр.82 зад. 1-3 в раб.тетр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира УМК «Школа России» 3 класс «О дыхании. Движении крови» Осокина Анна Владимировна учитель начальных классов Игрим 2015 г.

Слайд 2

Урок окружающего мира Класс: 3Б УМК: «Школа России» Раздел: Организм человека. Тема урока: «О дыхании. Движении крови». Учебник: Мир вокруг нас. 3 кл . нач. шк . В 2 ч. Ч.1. А.А. Плешаков.-М.: Просвещение, 2001.-160 с. :ил.

Слайд 3

Цели урока: 1. Сформировать первичные знания об органах дыхания и кровообращения. 2 . Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умения работать в парах. Задачи: 1. Познакомить с органами дыхания и кровообращения, их строением и функциями. 2. Создать условия для развития процессов логического мышления детей, научить навыкам выделения главной мысли, уметь делать выводы. Стремление преодолеть трудности, умение работать в парах. 3. Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к организму. Тип урока: урок изучения нового материала

Слайд 4

Сценарий урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД I. Организация начала урока. Психологический настрой (звучит музыка). СЛАЙД 1 - Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”. -Как вы думаете, почему урок принято начинать со слова «Здравствуйте» или что значит говорить друг другу - “Здравствуй!”? - “Здравствуйте!” говорят при встрече, желая здоровья, так и я приветствую вас, дорогие ребята и наши гости. Отвечают на вопрос учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Слайд 5

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД I I . Проверка домашнего задания. Организация проверки домашнего задания. Устанавливает правильность и осознанность его выполнения. Отвечают на вопросы учителя. Зачитывают выполненное задание. Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий.

Слайд 6

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД III. Сообщение темы, целей урока. Актуализация опорных знаний. Предлагает сформулировать тему и цели урока. Слушают учителя, формулируют тему и цели урока. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выделять последовательность действий на уроке.

Слайд 7

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД III. Сообщение темы, целей урока. Актуализация опорных знаний. Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Предположите о чем мы с вами будем говорить? - А без какой жидкости вообще не сможет существовать организм? Слушают учителя, формулируют тему и цели урока. - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Слайд 8

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД Работа с интерактивной доской. (Путешествие воздуха по дыхательной системе человека). - Чтобы узнать, как мы дышим, давайте проследим по схеме, как происходит процесс дыхания. - Представьте, что вы маленькие пузырьки воздуха и мы отправляемся в путешествие вместе с воздухом! Делаем вдох и попадаем…? Слушают объяснения учителя, прослеживают движение пузырька воздуха по дыхательной системе человека. - Уметь слушать и понимать речь других.

Слайд 9

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД Работа с учебником. – - Прочитайте текст (с. 144) «О дыхании». – Расскажите, как путешествует воздух в нашем организме. – Как выглядят трахеи, бронхи? – Из чего состоят легкие? - А знаете ли вы сколько воздуха вмещают ваши лёгкие? - Хотите узнать? Выполните опыт с нашим учёным, Вишняковой Дарьей Дмитриевной. Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. Осмысливают свою деятельность на уроке, принимают учебное задание.

Слайд 10

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД Работа с учебником. стр.145 Какую роль играет кровь в организме человека? - А как кровь движется? Какой орган заставляет ее двигаться? Я предлагаю вам послушать рассказ о работе сердца, с которым вас познакомит врач-кардиолог, Ляпустина Зоя Олеговна. Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы учителя. Прослеживают движение крови по слайду в презентации. Внимательно слушают рассказ ученицы о работе сердца. Задают интересующие вопросы. Реализация творческого потенциала в процессе коллективной работы. К. - Уметь слушать и понимать речь других.

Слайд 11

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД Работа в парах. Задание: Подпиши названия систем органов, изображенных на схемах. Укажи стрелками органы на каждой схеме. Читают задание и выполняют его в парах. Взаимопроверка. Реализация творческого потенциала в процессе коллективной работы.

Слайд 12

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД IV.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. - Как работал ты? Оцени себя. П рочитать в учебнике текст (с. 144–146); выполнить задания № 1–2 в рабочей тетради, с. 82 . На «классное» большое сердце дети наклеивают или красное, или синее сердечко. «Красное» – я понял и могу рассказать другим. «Синее» – остались затруднения. Записывают домашнее задание. Реализация творческого потенциала в процессе коллективной работы.

Слайд 13

В процессе различных видов деятельности мне удалось сформировать УУД учеников. Личностными результатами, достигнутыми на уроке, считаю : - реализация творческого потенциала ребенка в процессе коллективной работы; - развитие социальных умений работы в парах; - с пособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Слайд 14

Предметными результатами, достигнутыми на уроке, считаю: - освоение знаний о «дыхательной системе и движении крови в организме»; - овладение элементарной коммуникативной компетенцией .

Слайд 15

Метапредметными результатами, достигнутыми на уроке, считаю: Регулятивные УУД) - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; выделять последовательность действий на уроке; - формирование адекватной самооценки; (Коммуникативные УУД) - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах. (Познавательные УУД) - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; воспитание бережного отношения к своему организму и заботы о своем здоровье .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся! Наш девиз

Слайд 2

1. М О З Г 2. Х О Д Ь Б А 3. О П О Р А 4. П Е Р Е Л О М 5. С Т О П А 6. П О З В О Н О Ч Н И К 7. К И С Т Ь 8. П Е Р Е Л О М

Слайд 3

о дыхании

Слайд 6

Живительный газ – кислород

Слайд 8

Дыхательная система

Слайд 9

Кровеносная система

Слайд 12

Домашнее задание Стр. 144-146 читать, стр.82 зад. 1-3 в раб.тетр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Колокольные звоны России"

Цель урока:  показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Задачи:Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с...

Конспект открытого мероприятия "Моя родина - Россия"

Формирование уважительного отношения к родной стране, уважительное отношение к людям независимо от их национальности....

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Открытый урок "Золотое кольцо России"

Открытый урок "Золотое кольцо России"...

Открытый урок «Красная книга России»

Цель темы Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных; рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного кра...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Открытое занятие "Берёза - символ России".

Открытое занятие "Берёза - символ России"...