Олимпиада "Мой край -Югра" (для начальной школы)
олимпиадные задания по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему

Олимпиадные задания для обучающихся начальной школы "Мой край -Югра" . Материал содержит вопросы для обучающися и ответы (ключи) для членов жюри. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kustovaya_olimpiada.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Кустовая Олимпиада по экологии « Мой край - Югра».

Задания для 2 класса.

КЛЮЧИ.

Шифр

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Кол-во баллов

2

3

2

3,5

1

4

1

2

Ι.  Отгадай  загадки:

1. Домовитая хозяйка

    Полетела над лужайкой,

    Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком.             (пчела) -1 балл

2. Угадайте, что за шапка:

    Меха целая охапка.

    Шапка бегает в бору,

    У стволов грызёт кору.                 (заяц) -1 балл

ΙΙ.  В каждой строчке найди (зачеркни) лишнее слово.

  1. Осина, дуб, сосна, клен.                              - 1 балл
  2. Сосна, ель, кедр, береза, лиственница.      -  1 балл
  3. Заяц, куропатка, лиса, волк, медведь.         – 1 балл

III. Выбери (подчеркни)  один правильный ответ из  предложенных.

1. Какая из перечисленных птиц ведёт ночной образ жизни?

а) журавль;       б)  сова;           в) лебедь;       г)  ласточка.                                       – 0,5 балла

 

2.  Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

а)  красивые   б)  возникающие       в) домашние   г) исчезающие и редкие;           - 0,5 балла

 

 3.  Какая ягода растет на болотах?

а)  малина          б) ежевика                в) клюква                      г)  земляника             - 0,5 балла

 4.  Где создаются заповедники?                                                                                 - 0,5 балла

а) в зоопарках;       б) в парках около городов;      в) в дикой природе, вдали от населенных пунктов.  

IV. Отметь знаком  «+»  – положительное влияние на природу,

                      знаком « - » – отрицательное.

1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

-

2. Развешивание кормушек и домиков для птиц.

+

3. Мусор в лесу.

-

4. Браконьерство.

-

5. Очистительные фильтры на трубах заводов.

+

6. Создание заповедников.

+

7. Посадка деревьев.

+

 

За каждый правильный ответ  - 0, 5 балла,

за каждый неверный ответ отнять - 0,5 балла

V. Как называется жилище у кочующих хантов? 

  Чум                         – 1 балл
                                                                       

VI. Напиши основные занятия коренных народов Югры:

 ____ рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод и орехов    -   4 балла (по 1 баллу за каждое занятие)

  VII. Что является основной пищей народов ханты и манси?

________рыба и мясо_______________________    - 1 балл                

VII. Напиши названия животных, занесенных в Красную книгу ХМАО – Югры.

 _____________по 1 баллу за животное _____

VIII. Напиши, какие меры применяются, чтобы уберечь природу.

 ______________________по 1 баллу за меру._____

IX. Какие города  входят в состав   Ханты – Мансийского округа ?  

 1. Нефтеюганск         2.Когалым             3. Нижневартовск           4. Югорск   

- 2 балла ( за каждый город по 0,5 балла)

Кустовая Олимпиада по экологии « Мой край - Югра».

Задания для 3 класса.

КЛЮЧИ

Шифр

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Кол-во баллов

3

3

3

4

1

6

5

4

6

Ι.  Отгадай  загадки о животных, надо найти ошибку и исправить её. Ответ напиши.

1. Кто в малине знает толк
   Косолапый, бурый
волк.   _____________________ (медведь)    -1 балл

2. Кто любит по ветвям носиться,
   Конечно, рыжая
лисица.  ________________________ (белка)    - 1 балл

3. В чаще голову задрав
   Воет с голоду
жираф.  ___________________________(волк)     - 1 балл

II. Составь простую пищевую цепь.

1.Северный олень, лишайники, волки.

 ________лишайники   ---  северный олень ---- волки    - 1 балл

2. Куница, кедр, белка.

 ____________кедр------белка ------- куница                           - 1 балл

3.Заяц, осина, лиса.

 ____________осина ----заяц -----лиса                                     - 1 балл

III.  Выбери (подчеркни)   реки нашего округа:

1. Дон             2. Аган               3. Обь              4. Енисей                    5.Конда     - 3 балла

IV. Подчеркни животных, которые занесены в Красную книгу ХМАО:  

1 Медведь       2.Ласка            3. Стерх             4.Бобр            5.Белка         6.Беркут  -   4 балла

V. Выбери (подчеркни) верное утверждение:

Охота на животных, которые занесены в Красную книгу:

1. Разрешена.

2. Разрешена в определенные сроки.

3. Вообще запрещена.             -1 балл

VI. По описанию вы должны узнать растение и назвать его.

 

1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят есть олени. А еще его высушивают, растирают в порошок и посыпают раны; используют для лечения туберкулеза.                                                                                    (Лишайник.)  - 2 балла

2. Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. Его применяют при болях в груди, при расстройствах желудка.                                                                                             (Мох.)      - 2 балла

3. Она считается символом России. Ее можно сравнить с молодой девушкой.  Её листья являются мочегонным средством.                                                                     (Береза.)     -2 балла

VII.  Запишите название   трав и растений, которыми можно вылечиться от простуды:

____малина, клюква. мать - и –мачеха, мята, липовый цвет              -  5 баллов

VIII. “Лекарственные растения”. Проведи стрелку к растению, которое поможет в данной ситуации:

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль?

                             

Чистотел

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

Ромашка

Какое растение  поможет укрепить волосы?

Крапива

Какое растение помогает от кашля?

Подорожник

                                                                    4 балла (за каждый правильный ответ по 1 баллу)                                              

 IX. Напиши какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

 _________нефть, газ, торф, каменный уголь,железная руда, горный хрусталь, кварц, золото, алмазы, глина,песок, мрамор.                                             6 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)

X. Как животные приспособились, чтобы выжить в нашей природной зоне?

    ________Теплый мех,  толстый жировой слой, пух и перья Строят различные убежища

 

                                         

Кустовая Олимпиада  по экологии « Мой край - Югра».

Задания для 4 класса

КЛЮЧИ.

Шифр

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Кол-во баллов

3

1

2

3

4

2

9

4

2

Ι.  Отгадай  загадки:

1. Дом со всех сторон открыт,

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом,

    Чудеса увидишь в нем.         (лес)   - 1 балл

2. Не вода и не суша –

    На лодке не уплывешь

    И ногами не пройдешь.    (болото)    - 1 балл

3. Дикой розой называют,

    Как лекарство принимают.   (шиповник)    -1 балл

 II. Выберите правильное определение, что такое заповедник.

  1. Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных.

  1. Место, где оберегаются  и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные  участки природы.                               -  1 балл

  1. Природный объект, охраняемый государством.

III. Выбери (подчеркни) заповедники нашего округа:

 1. Юганский           2. Елизаровский           3. Сургутский             4. Малая Сосьва        - 2 балла

IV. Выбери (подчеркни) птиц, которые занесены в Красную книгу ХМАО:

1. Краснозобая казарка        2. Ласточка      3. Гусь-пискулька         4. Стерх          5. Зяблик    - 3 балла

V.  Объясните географическое название объектов своего округа, соедини стрелками.

Нефтеюганск

Залив Карского моря, в  который впадает река Обь.

Народная

Озеро в Нижневартовском районе.

Самотлор

Город на Юганской Оби. Название получил в связи с открытием больших запасов нефти в бассейне этой реки.

Обская губа

Самая высокая гора на территории ХМАО –Югры.  Есть версия, что она была так названа в честь реки Народа, которая берет начало рядом.

4 балла (за каждый правильный ответ 1 балл)

VI. Ответь на вопросы:

1.Как называется лодка, которую ханты используют при ловле рыбы на озере, малой речушке?  

                           обласк                                    -  1 балл

2. Назовите праздники народов ханты и манси:

    Изначально он праздновался в день прилета ворон. Позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилет ворон связывался с приходом весны и тепла.  - _вороний  день.  -1 балл

Этот праздник сохранился и до наших дней. Медвежьи игрища проводились один раз в семь лет, а также по случаю добычи медведя. В последнее время у народов ханты и манси  праздник проводится только по случаю добычи медведя.   -    медвежий праздник      - 1балл

3. Напиши не менее трёх названий  крупных городов  Ханты – Мансийского автономного округа –ЮГРА

  Казым, Урай, Нефтеюганск, Пыть – Ях, Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Покачи, Радужный, Нягань, Югорск, Когалым, Сургут, Ханты – Мансийск.                 за каждый город по 1 баллу

4.Напишите название главной  реки Ханты – Мансийского округа.    

 __________Обь                   -1 балл

5. Зачем зимой надо делать проруби на речках?  

 ____________чтобы в воду поступал кислород – 1 балл

VII. Какие лекарственные растения растут в наших лесах?

 ___________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

VIII. Перечислите ошибки, которые совершили дети.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес -  мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал  их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.  Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые  мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы - деревья».

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу костры разводить запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет), металлические банки - за 100 лет.

5. Костер надо забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц в гнезде не следует, птица может не сесть на них больше.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо, они все равно погибнут, если даже их потом вернуть в лес.

8.  Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

                                           За каждый ответ по 0,5  балла

IX. Как можно укреплять здоровье человека в условиях Севера? ( профилактические меры)

 ___правильное питание, закаливание, массаж, фитотерапия          - за каждый ответ по 0,5 балла

 X. Перечислите экологические проблемы нашего края.

 

Кустовая Олимпиада по экологии « Мой край - Югра».

Задания для 2 класса.

Шифр

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Кол-во баллов

Ι.  Отгадай  загадки:

1. Домовитая хозяйка

    Полетела над лужайкой,

    Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком.         __________________________

2. Угадайте, что за шапка:

    Меха целая охапка.

    Шапка бегает в бору,

    У стволов грызёт кору.        __________________________

ΙΙ.  В каждой строчке найди (зачеркни) лишнее слово.

  1. Осина, дуб, сосна, клен.                              
  2. Сосна, ель, кедр, береза, лиственница.      
  3. Заяц, куропатка, лиса, волк, медведь.        

III. Выбери (подчеркни)  один правильный ответ из  предложенных.

1. Какая из перечисленных птиц ведёт ночной образ жизни?

а) журавль;       б)  сова;           в) лебедь;       г)  ласточка.                                      

 

2.  Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

а)  красивые   б)  возникающие       в) домашние   г) исчезающие и редкие;          

 

 3.  Какая ягода растет на болотах?

а)  малина          б) ежевика                в) клюква                      г)  земляника            

 4.  Где создаются заповедники?                                                                                

а) в зоопарках;       б) в парках около городов;      в) в дикой природе, вдали от населенных пунктов.   

IV. Отметь знаком  «+»  – положительное влияние на природу,

                      знаком « - » – отрицательное.

1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

2. Развешивание кормушек и домиков для птиц.

3. Мусор в лесу.

4. Браконьерство.

5. Очистительные фильтры на трубах заводов.

6. Создание заповедников.

7. Посадка деревьев.

 

V. Как называется жилище у кочующих хантов? 

________________
                                                                       

VI. Напиши основные занятия коренных народов Югры:

  __________________________________________________________________________________

  VII. Что является основной пищей народов ханты и манси?

________ _______________________                   

VII. Напиши названия животных, занесенных в Красную книгу ХМАО – Югры

  __________________________________________________________________ ______________

 _______________________________________________________________________________

 VIII. Напиши, какие меры применяются, чтобы уберечь природу.

 ______________________ _____________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________

IX. Подчеркни какие города  входят в состав или расположены  Ханты – Мансийского

округа ?  

 1. Нефтеюганск         2.Когалым             3. Нижневартовск           4. Югорск    

Кустовая Олимпиада по экологии « Мой край - Югра».

Задания для 3 класса.

Шифр

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Кол-во баллов

Ι.  Отгадай  загадки о животных, надо найти ошибку и исправить её. Ответ напиши.

1. Кто в малине знает толк
   Косолапый, бурый
волк.   _____________________

2. Кто любит по ветвям носиться,
   Конечно, рыжая
лисица.  ________________________ 

3. В чаще голову задрав
   Воет с голоду
жираф.  ___________________________

II. Составь простую пищевую цепь.

1.Северный олень, лишайники, волки.

 ________ _______________________________________________

2. Куница, кедр, белка.

 ___________ _________________________________________________

3.Заяц, осина, лиса.

 ____________ ___________________________________________________

III.  Выбери (подчеркни)   реки нашего округа:

1. Дон             2. Аган               3. Обь              4. Енисей                    5.Конда    

IV. Подчеркни животных, которые занесены в Красную книгу ХМАО:  

1 Медведь       2.Ласка            3. Стерх             4.Бобр            5.Белка         6.Беркут 

V. Выбери (подчеркни) верное утверждение:

Охота на животных, которые занесены в Красную книгу:

1. Разрешена.

2. Разрешена в определенные сроки.

3. Вообще запрещена.            

VI. По описанию вы должны узнать растение и назвать его.

 

1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят есть олени. А еще его высушивают, растирают в порошок и посыпают раны; используют для лечения туберкулеза.

2. Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. Его применяют при болях в груди, при расстройствах желудка.

3. Она считается символом России. Ее можно сравнить с молодой девушкой.  Её листья являются мочегонным средством.

VII.  Запишите название   трав и растений, которыми можно вылечиться от простуды:

 _________________________________________________________________________________

 _________________________________________________________________________________

VIII. “Лекарственные растения”. Проведи стрелку к растению, которое поможет в данной ситуации:

Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль?

                             

Чистотел

Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

Ромашка

Какое растение  поможет укрепить волосы?

Крапива

Какое растение помогает от кашля?

Подорожник

IX. Напиши какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

 _________ _________________________________________________________________ _____

 ________________________________________________________________________________

 X. Как животные приспособились, чтобы выжить в нашей зоне?

  _________________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________________

                                       Кустовая Олимпиада  по экологии « Мой край - Югра».

Задания для 4 класса

Шифр

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Кол-во баллов

Ι.  Отгадай  загадки:

1. Дом со всех сторон открыт,

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом,

    Чудеса увидишь в нем.        

2. Не вода и не суша –

    На лодке не уплывешь

    И ногами не пройдешь.    

3. Дикой розой называют,

    Как лекарство принимают.  

 II. Выберите правильное определение, что такое заповедник.

  1. Место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных.

  1. Место, где оберегаются  и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные  участки природы.                              

  1. Природный объект, охраняемый государством.

III. Выбери (подчеркни) заповедники нашего округа:

 1. Юганский           2. Елизаровский           3. Сургутский             4. Малая Сосьва      

IV. Выбери (подчеркни) птиц, которые занесены в Красную книгу ХМАО:

1. Краснозобая казарка        2. Ласточка      3. Гусь-пискулька         4. Стерх          5. Зяблик  

V.  Объясните географическое название объектов своего округа, соедини стрелками.

Нефтеюганск

Залив Карского моря, в  который впадает река Обь.

Народная

Озеро в Нижневартовском районе.

Самотлор

Город на Юганской Оби. Название получил в связи с открытием больших запасов нефти в бассейне этой реки.

Обская губа

Самая высокая гора на территории ХМАО –Югры.  Есть версия, что она была так названа в честь реки Народа, которая берет начало рядом.

VI. Ответь на вопросы:

1.Как называется лодка, которую ханты используют при ловле рыбы на озере, малой речушке?  

   ________________________________________                        

2. Назовите праздники народов ханты и манси:

    Изначально он праздновался в день прилета ворон. Позднее стал отмечаться 7 апреля. Прилет ворон связывался с приходом весны и тепла.  - ___________________________________

Этот праздник сохранился и до наших дней. Медвежьи игрища проводились один раз в семь лет, а также по случаю добычи медведя. В последнее время у народов ханты и манси  праздник проводится только по случаю добычи медведя.   - _____________________________

3. Напиши не менее трёх названий  крупных городов  Ханты – Мансийского автономного округа –ЮГРА

   ___________________________________________________________________________________

       ______________________________________________________________________________

4.Напишите название главной  реки Ханты – Мансийского округа.    

 __________________________________________________

5. Зачем зимой надо делать проруби на речках?  

 ____________________________________________________________________________________

 VII. Какие лекарственные растения растут в наших лесах?

 ___________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

VIII. Перечислите ошибки, которые совершили дети.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес -  мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал  их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.  Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые  мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

 _____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

 __________________________________________________________________________________ _

 _____________________________________________________________________________________

 _________________________________________________________________________________ ____

IX. Как можно укреплять здоровье человека в условиях Севера? ( профилактические меры)

 _____________________________________________________________________________________

 ______________________________________________________________________________________

X. Перечислите экологические проблемы нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"

Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...

Презентация "Мой край"для учащихся начальной школы.

Презентация кратко и доступно рассказывает о достопримечательностях Астрахани и Астраханской области. Можно использовать в мероприятии о родном крае....

Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов

разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...

Мой край - Югра

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краевед...

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

Конкурс чтецов: "Наш край - Югра"

Конкурс чтецов, посвященный 84-годовщине Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. По двум возрастным категориям ( 1-2 классы)....

Внеклассное мероприятие "Мой край - Югра"

Внеклассное мероприятие "Мой край - Югра"...