Урок окружающего мира 1 класс на тему "Звери и птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира 1 класс на тему "Звери и птицы зимой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Звери и птиц зимой" | 46.98 КБ |
Приложение 1 | 14.45 КБ |
Конверт для письма | 33.55 КБ |
Письмо от лебедя | 14.41 КБ |
Презентация "Звери и птицы зимой" | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
__________________________________________________________________
Тема. Звери и птицы зимой
Цель и задачи:
- познакомить учащихся с жизнью зверей и птиц в зимнее время года;
- закрепить у учащихся полученные знания;
- продолжать учить отвечать на вопросы, ориентируясь в тексте;
- работать над формированием связной речи;
- активизировать и расширять словарный запас у учащихся;
- воспитывать бережное отношение к животному миру, умение видеть красоту природы.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.
«Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!»
II. Мотивация учебной деятельности.
« Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
- Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).
- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!
- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).
-Да, это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.
- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам, Кашпирской школы). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.
Я знаю, что в Архангельской области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.
Ребята, подскажите,
- Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
- Чем питаются птицы зимой?
- Помогаете ли вы им пережить холода?
- Как животные готовятся к зиме?
Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь
- На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.
- Определим тему урока, слова подсказки у нас есть: птицы, зима и вспомните с какого слова начинается наш раздел? (где?) Значит, наш урок будет называться “Звери и птицы зимой” (Cлайд 1 Презентация)
III. Изучение н.темы
- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.
- Назовите эти правила.
(Учитель показывает экологические знаки, ученики перечисляют)
- Не шуми в лесу!
- Не повреждай кору деревьев!
- Не ломай ветки деревьев и кустарников!
- Нас встречает зимний лес полон сказок и чудес. (на доске появляется картина зимнего леса) Погода зимняя, морозная. В лесу тихо. (слайд2)
(Ученики читают стихотворение. По ходу чтения этого стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.
Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)
- Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать?
(Сороки, вороны, воробьи, галки.)
- Вспомните, что для этих птиц общее?
(Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц, ребята, называют осёдлыми. Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем значение слова «оседлый».
Оседлый – живущий постоянно на одном месте.
- Этих птиц ещё называют – зимующие. (учитель вывешивает слово-зимующие над картинками птиц)
- На какой вопрос из нашего письма мы ответили?
( Какие птицы остались зимовать в нашей местности?)
- Назовите зимующих птиц. (слайд3)
- Как можно помочь птицам в зимнее время? - (Смастерить кормушки и насыпать в них корм).(слайд 4)
- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6ч, если она не поест через 6ч, то скоро погибнет.
-Из коробочки выберите, пожалуйста то, чем можно кормить птиц (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши)
- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем, арбузные семена – хороший корм для синиц. Также тыквенные и дынные семена. Надо собирать их, промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Необходимо как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых и лучше их размельчить. Синицы любят сало, но не солёное. Оказывается от солёного сала у птиц болят животики.
- Соберутся стайками птицы на кормушках и пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"
-Ответили на второй вопрос Лебедя? Чем питаются птицы зимой?
-Ответим на третий вопрос Лебедя, вы помогаете пережить зиму птицам, и как?(ответы учеников)
-На какой вопрос нам осталось ответить?
- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках? (Медведь). - Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.). - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные? (много кушать). - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).
Распределить животных в свои домики.
- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).
- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)
- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)
- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
-А где зимой прячется и живет заяц?(нора)
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.
-А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).
- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)
- Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
-Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи.
-А у волка как называется дом? (волчье логово) - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да) - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
–Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
4.Итог урока.
-Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)
- А как мы их на зовём одним словом? ( Дикие). Где они живут? (В лесу).
Животные у нас уже в своих норках, дуплах, берлогах.
Если вы хотите помочь пережить зиму птичкам, посадите ее в кормушку.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.
Здравствуй, Лебедь!
Пишут тебе первоклассники из Рембуевской средней школы.
Мы рады помочь тебе!
Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют ..(перелетными)
Птиц, которые остались зимовать, называют ….(оседлыми,зимующими)
Мы помогаем им ….(кормим, делаем кормушки,скворечники)
А животные подготовились к зиме… (поменяли шубку, сделали запасы на зиму)
С уважением, 1 класс
- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”.
Благодарю вас за хорошую работу . Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.
Предварительный просмотр:
Цели урока
- Какие птицы зимуют в нашей местности?
- Чем питаются птицы зимой?
- Помогаете ли вы им пережить холода?
- Как животные готовятся к зиме?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.
Я знаю, что в Архангельской области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.
Ребята, подскажите,
- Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
- Чем питаются птицы зимой?
- Помогаете ли вы им пережить холода?
- Как животные готовятся к зиме?
Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поползень Синица Снегирь Дятел Воробей Ворона Сорока Галка Зимующие птицы
Виды кормушек
Отгадай загадку Летом - серый, Зимой - белый. Заяц
Отгадай загадку Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. Медведь
Отгадай загадку Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Белка
Отгадай загадку Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - её краса, А зовут её ... Лиса
Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет, Он из кустов зубами щелк, Скажите кто же это -
Здравствуй, Лебедь! Пишут тебе первоклассники из Рембуевской средней школы. Мы рады помочь тебе! Сообщаем, что есть птицы, которые остались зимовать ….. Птиц, которые остались зимовать, называют …. Мы помогаем им …. А животные подготовились к зиме … С уважением 1 класс
Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста Перелетные птицы
Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней ? Кто же это?
Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно-бронзовый …
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти.
Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится?
В голубенькой шапочке, бурой сорочке В саду, где набухли на яблоне почки, Он ёжится, зябнет на ветке росистой. Но песни не бросит певец голосистый: На яблоньке звонко поёт, не смолкая, Встречая зарю долгожданную мая.
Сегодня я узнал (узнала)… Урок заставил меня задуматься… Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме:"Кто такие птицы, насекомые, рыбы и звери?" По программе А.А.Плешакова 1 класс.
Урок- научное заседание с элементами исследования....
Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)
Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...
конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"
Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме "Как помочь птицам зимой?"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Как помочь птицам зимой?»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?"...
Открытый урок окружающего мира по теме "Звери и птицы весной" для 2 класса (УМК Перспектива) в рамках Мастер-класса ВЫСШИЙ КЛАСС СТОЛИЧНЫХ ШКОЛ ШКОЛА No2092 им. И.Н.КОЖЕДУБА г. МОСКВЫ
Урок разработан в рамках системно-деятельностной технологии...
Разработка урока по окружающему миру на тему: "Как помочь птицам зимой". 1 класс УМК "Школа России".
На уроке идет знакомство с условиями жизни перелетных, зимующих, кочующих птиц. В уроке представлен яркий наглядный материал, кроссворд с загадками, игра (презентация)...
Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс
Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...