Урок окружающего мира 1 класс на тему "Звери и птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Самойленко Юлия Олеговна

Урок окружающего мира 1 класс на тему "Звери и птицы зимой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

__________________________________________________________________

Тема. Звери и птицы зимой

Цель и задачи:

- познакомить учащихся с жизнью зверей и птиц в зимнее время года;

- закрепить у учащихся полученные знания;

- продолжать учить отвечать на вопросы, ориентируясь в тексте;

- работать над формированием связной речи;

- активизировать и расширять словарный запас у учащихся;

            - воспитывать бережное отношение к  животному миру, умение видеть красоту природы.

                                                     Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

«Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!»

II. Мотивация учебной деятельности.

                                         « Пусты поля,

                                          Мокнет земля,

                                          День убывает,

                                          Когда это бывает? (Осенью)

- Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая -  неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

http://festival.1september.ru/articles/626010/img1.jpg

- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Лебедь).

-Да, это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, наверное, читали сказку или смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам, Кашпирской школы). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Архангельской  области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
  2. Чем  питаются птицы зимой?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Как животные готовятся к зиме?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь

На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

-  Определим тему урока, слова подсказки у нас есть: птицы, зима и вспомните с какого слова начинается наш раздел? (где?) Значит, наш урок будет называться “Звери и птицы зимой” (Cлайд 1 Презентация)

III. Изучение н.темы

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.

- Назовите эти правила.

(Учитель показывает экологические знаки, ученики перечисляют)

  • Не шуми в лесу!
  • Не повреждай кору деревьев!
  • Не ломай ветки деревьев и кустарников!

 - Нас встречает зимний лес полон сказок и чудес. (на доске появляется картина зимнего леса) Погода зимняя, морозная. В лесу тихо. (слайд2)

(Ученики  читают стихотворение. По ходу чтения этого стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.

Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

 - Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.

                         Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)

 - Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать?

                                (Сороки, вороны, воробьи, галки.)

 - Вспомните, что для этих птиц общее?

                               (Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

 - Этих птиц, ребята, называют осёдлыми.  Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем значение слова «оседлый».

                               Оседлый – живущий постоянно на одном месте.

- Этих птиц ещё называют – зимующие. (учитель вывешивает слово-зимующие над картинками птиц)

 - На какой вопрос из нашего письма мы ответили?

                              ( Какие птицы остались зимовать в нашей местности?)

 - Назовите зимующих птиц. (слайд3)

- Как можно помочь птицам в зимнее время? - (Смастерить кормушки и насыпать в них корм).(слайд 4)

- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6ч, если она не поест через 6ч, то скоро погибнет.

-Из коробочки выберите, пожалуйста то, чем можно кормить птиц (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши)

- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем, арбузные семена – хороший корм для синиц. Также тыквенные и дынные семена. Надо собирать их, промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Необходимо как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых и лучше их размельчить. Синицы  любят сало, но не солёное. Оказывается от солёного сала у птиц болят животики.

- Соберутся стайками птицы на кормушках и пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"

-Ответили на второй вопрос Лебедя? Чем питаются птицы зимой?

-Ответим на третий вопрос Лебедя, вы помогаете пережить зиму птицам, и как?(ответы учеников)

-На какой вопрос нам осталось ответить?

- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать  в своих домиках? (Медведь).  - Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.).  - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать  эти животные? (много кушать).  - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.  Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).

Распределить животных в свои домики.

- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).  

   Комочек пуха, длинное ухо,

   Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).

- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.)

-  Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)

 - Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

-А где зимой прячется и живет заяц?(нора)

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.

-А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

  - А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!

                         Кто по ёлкам ловко скачет

                         И взлетает на дубы?

                         Кто в дупле орехи прячет,

                         Сушит на зиму грибы?  (Белка)

 - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

-Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)

 - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки  или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

  -Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи.

 -А у волка как называется дом? (волчье логово) - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да) - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

–Да, волки охотятся на  зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

4.Итог урока.

-Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)  

- А как мы их на зовём одним словом? ( Дикие). Где они живут? (В лесу).

Животные у нас уже в своих норках, дуплах, берлогах.

Если вы хотите помочь пережить зиму птичкам, посадите ее в кормушку.

     - Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.

                               Здравствуй, Лебедь!

          Пишут тебе первоклассники из Рембуевской средней школы.

          Мы рады помочь тебе!

         Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют ..(перелетными)

         Птиц, которые остались зимовать, называют ….(оседлыми,зимующими)

         Мы помогаем им ….(кормим, делаем кормушки,скворечники)

А животные подготовились к зиме… (поменяли шубку, сделали запасы на зиму)

С уважением, 1 класс

    - Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке “Пернатые друзья”.

Благодарю вас за хорошую работу . Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.



Предварительный просмотр:

Цели  урока

  1. Какие птицы зимуют в нашей местности?
  2. Чем  питаются птицы зимой?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Как животные готовятся к зиме?


Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/626010/img1.jpg



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Архангельской  области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

  1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
  2. Чем  питаются птицы зимой?
  3. Помогаете ли вы им пережить холода?
  4. Как животные готовятся к зиме?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звери и птицы зимой

Слайд 4

Поползень Синица Снегирь Дятел Воробей Ворона Сорока Галка Зимующие птицы

Слайд 5

Виды кормушек

Слайд 6

Отгадай загадку Летом - серый, Зимой - белый. Заяц

Слайд 7

Отгадай загадку Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. Медведь

Слайд 8

Отгадай загадку Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Белка

Слайд 9

Отгадай загадку Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - её краса, А зовут её ... Лиса

Слайд 10

Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет, Он из кустов зубами щелк, Скажите кто же это -

Слайд 11

Здравствуй, Лебедь! Пишут тебе первоклассники из Рембуевской средней школы. Мы рады помочь тебе! Сообщаем, что есть птицы, которые остались зимовать ….. Птиц, которые остались зимовать, называют …. Мы помогаем им …. А животные подготовились к зиме … С уважением 1 класс

Слайд 12

Угадайте, что за птичка- Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста Перелетные птицы

Слайд 13

Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней ? Кто же это?

Слайд 14

Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Тёмно-бронзовый …

Слайд 15

Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти.

Слайд 16

Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится?

Слайд 17

В голубенькой шапочке, бурой сорочке В саду, где набухли на яблоне почки, Он ёжится, зябнет на ветке росистой. Но песни не бросит певец голосистый: На яблоньке звонко поёт, не смолкая, Встречая зарю долгожданную мая.

Слайд 18

Сегодня я узнал (узнала)… Урок заставил меня задуматься… Мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"

Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме "Как помочь птицам зимой?"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Как помочь птицам зимой?»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?"...

Разработка урока по окружающему миру на тему: "Как помочь птицам зимой". 1 класс УМК "Школа России".

На уроке идет знакомство с условиями жизни перелетных, зимующих, кочующих птиц. В уроке представлен яркий наглядный материал, кроссворд с загадками, игра (презентация)...

Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...