Технологическая карта урока "За землю нашу русскую "
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ефимова Ирина Алексеевна

Учащиеся познакомятся  с «военной историей» Древнерусского государства.Урок способствует формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_zemlyu_russkuyu_3_klass.doc_efimova_i.a.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Технологическая карта урока по _______окружающему миру_______№____17___

Дата _____20.11.2016_______ класс____3-б_____

Учитель_________Ефимова Ирина Алексеевна _____________________________________________________________

Целевой блок

Тема

За землю Русскую!

Цель урока

Познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства, способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире.

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» и «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение к этим событиям и поступкам.

Получат возможность научиться: оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.
  2. Познавательные УУД: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.
  3. Коммуникативные УУД: читают вслух и про себя тексты учебников, при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Личностные:

Оценивают жизненные ситуации (поступки людей) сточки зрения общепринятых норм и ценностей: учатся отделять поступки от самого человека.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: знакомство учащихся с «военной историей» Древнерусского государства

Способствовать развитию: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Воспитательные: формирование отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире.

Тип урока

Решение частной задачи

Учебно-методический комплекс

Школа 2100

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Кочевники, рыцари

Организация пространства

Информационный материал: учебник Окружающий мир. Моё Отечество. 2 часть

Демонстрационный материал: презентация «За землю Русскую!»,фильм «Ледовое побоище» http://www.youtube.com/watch?v=T24b4GqmcWs

Раздаточный  материал: карточки с заданием «Городские стены – последняя преграда на пути врага» для этапа совместного открытия знаний, задания для этапа закрепления.

 Технология

(элементы технологий)

Проблемное обучение, продуктивное чтение (диалог с автором), работа в парах, группах

Межпредметные связи

Русский язык, ИЗО

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности  обучающихся:

1 этап.  Мотивационно-целевой

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.

2 этап. Операционно-деятельностный

Актуализация знаний

1.Организует беседу «Земля русская» по вопросам:

- Что такое государство?

- Что необходимо для существования каждого государства?

- Какие события относятся к началу зарождения Древнерусского государства?

- Какие города появились во времена Древней Руси?

- От какого корня образовалось слово «город»?

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1.Организует работу в группах по теме «Древнерусский город. Современный город» для формулировки проблемы урока.

2. Организует работу по учебнику, по ходу объяснения темы использует слайды презентации и фильм «Ледовое побоище»:

- С помощью текста и иллюстрации объясните, для чего древние города окружали стенами.

- Какими опасностями подвергались жители Древней Руси?

- Какая опасность угрожала Древней Руси с юга? Кто стремился завоевать северо-западные земли?

- Чем отличалось вооружение воина-кочевника, европейского рыцаря от русского дружинника? В чем преимущество каждого вида оружия? Кто помог отстоять от врагов Северо-Западную Русь?

3. Проводит физкультминутку

Первичное осмысление и закрепление

1.Организует работу в парах для заполнения таблицы «Враги Древней Руси»

2. Поясняет задания, выполняемые учащимися в тетради, проводит индивидуальный контроль

1.Отвечают на вопросы, дают развернутые, аргументированные ответы, показывая знания по ранее изученной теме.

1.Работают в группах: описывают древнерусский город,  выясняют, что являлось границей древнерусского государства, соотносят характеристики древнерусского города и современного. Формулируют проблему урока, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника. Составляют план урока.

2. Читают текст учебника, отвечают на вопросы, объясняют значение иллюстраций, анализируют информацию презентации и фильма, сравнивают вооружение русского дружинника и кочевого воина, рыцаря. Характеризуют  вклад князя Александра Невского в победу над европейскими рыцарями. На основе полученных знаний делают выводы по выдвинутой проблеме урока и сравнивают их с выводами автора.

3. Делают физические упражнения

1.Самостоятельно заполняют таблицу

Откуда шла опасность

Кто нападал на Русь

С какой целью

Итоги нападений

С юга, со стороны степей

Степняки-кочевники (половцы)

Разграбление богатых русских городов

Кочевники совершали набеги (грабили города, уводили пленных, но затем возвращались на свои земли).

С северо-запада

Европейские рыцари

Завоевание Русских земель

Ледовое побоище – победа русских воинов

С востока, от границ Китая

Монголы

Покорение русских земель

Русь оказалась под властью завоевателей

2.Самостоятельно выполняют задания в тетради

3 этап.  Оценочно-рефлексивный

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Домашнее задание

Параграф 7 прочитать

Задания по выбору.

 1. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей.

2. Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря (его одежду, оружие, доспехи). Как ты считаешь, о чем думает изображенный тобой богатырь?

3. Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.

4. Используя дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по окружающему миру (технологическая карта урока «Наша дружная семья» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока "Наши помощники - органы чувств"

Технологическая карта  урока окружающего мира, 1 класс  "Школа 2100"...

Конспект занятия. Судьба Земли - наша судьба.

Формировать эстетическое восприятие русской природы, систематизировать знания учащихся о животном и растительном мире.Расширять знания о экологии, охране природы. Познакомить с заповедниками России и ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Наши проекты. Пословицы и поговорки», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: расширение знаний о пословицах и поговорках; умение объяснять их смысл; развитие умения анализировать народные пословицы и поговорки.Задачи у...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Подвигами героев славится земля наша русская"

Коллеги, представляю вашему вниманию проект по нравственно-патриотическому воспитанию. Считаю данное направление приоритетным в моей работе. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам!Проект рассчитан на...