Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы регионального курса для младших школьников С.А.Болотовой «Азбука Смоленского края».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_nash_smolenskiy_1-4.docx | 63.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы регионального курса для младших школьников С.А.Болотовой «Азбука Смоленского края».
Курс «Край наш Смоленский» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности.
Цели и задачи курса.
Основные цели курса — формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса.
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города, области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе, умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы: умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
Общая характеристика курса
Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами:
- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.
Курс «Край наш Смоленский» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.
Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины.
Принцип научности означает опору на науку, как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения.
Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно–историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться.
Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен обучающимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения.
Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития обучающихся.
Принцип наглядности.
С целью реализации этого принципа на занятиях по краеведению учителю следует использовать слайды и диапозитивы, видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями.
Принцип организации краеведческо-познавательной деятельности обучающихся. Этот принцип реализуется следующим образом: например, изучая свой город, обучающиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного города
Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем.
Принцип интеграции. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органическисвязанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края.
Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей.
Эстетический (художественный) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников.
Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города, уроки - путешествия, уроки - заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения на тему: «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно- исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить обучающихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве обучающихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Край наш Смоленский» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135ч: в 1 классе — 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34ч (34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие черезсодержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностные:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- Понимание роли Смоленской области в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества.
- Развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса
1 класс
(1 ч в неделю, всего 33 ч)
Моя семья
Что такое семья? Тайны наших имен. Фамилии и отчества. Семейные традиции и обычаи.Родословная моей семьи.
Практическая работа
Рисунки и фоторассказы о своей семье, составление семейного дерева.
Дом, в котором я учусь
Что такое школа? Моя школа и ее история. Традиции школы. Законы и заповеди. Достижения моей школы. Правила поведения в школе и в классе. Безопасный маршрут движения от дома до школы.
Экскурсия по школе.
Практическая работа
Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.
Город, в котором я живу
Город Смоленск и его история. Достопримечательности города.Названия улиц города. Известные земляки.
Экскурсия по городу.
Практическая работа
Рисунки и фоторассказы о своем городе.
Природа вокруг меня
Растения и насекомые родного края. Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реке Днепр. Птицы нашего края. Звери, обитающие на территории нашей области. Охрана природы.
Экскурсия «Природа вокруг нас».
Практическая работа
Конкурс рисунков « Сохраним нашу природу».
Повторение
Викторина «Знай и люби свою малую родину».
2 класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
География Смоленской области
Смоленская область на карте России. Положение города на карте Смоленской области. Географическая карта Смоленской области.
Практическая работа.
Работа с географической картой России и Смоленской области.
Наш родной город
История возникновения города. Герб и флаг города Смоленска. Достопримечательности города. Зоны отдыха. Улицы города. Памятные места города. Профессии людей в городе. Традиции города.
Экскурсия на предприятия города.
Практическая работа.
Мини-проект «Профессии в моей семье».
Мир растений и животных
Природа Смоленской области. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов.Зеленая аптека Смоленской области. Заповедные места. Красная книга Смоленской области. Охрана растительного и животного мира.
Практическая работа.
Составление правил поведения на природе. Составление Красной книги Смоленской области.
Экология
Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Практическая работа.
Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве».
Повторение
Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?».
3 класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Культура родного края
Жилища и предметы быта.
Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Как одевались в старину.
Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки.
Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы.
Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
Храмы и монастыри.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня.
Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.
Экскурсияв музей «Русская старина».
Практическая работа.
Ррассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры.
История родного края
Наши предки.
Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.
Смоленск – древний город кривичей.
«Из варяг в греки».
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины.
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск, Рославль, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).
Герб и флаг области.
Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.
Смоленская крепостная стена.
Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое.
Сущность понятия «Город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском. Война с Польшей 1609 - 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.
Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.
Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Награды Смоленщины.
Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).
Места боевой славы.
Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.
Наши земляки.
Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии Михаил Пржевальский и другие.
ЭкскурсиипоСмоленский крепостной стене, в музей Великой Отечественной войны.
Практическая работа
Нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах, рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города; рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.
Повторение
Конкурс знатоков родного края.
- класс
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
География Смоленской области
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг. Климат нашего края.
Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые, заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв.
Подземные сокровища
Важнейшиеполезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Природа родного края
Водоемы.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов. Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Река Вазуза - приток Волги.
Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашпо и др. Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское).
Растения.
Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.
Грибы.
Грибы нашего края. Особенности строения и использования.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лен.
Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине. Продукция смоленского льнокомбината.
Животные.
Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей).
Приспособленность животных к условиям жизни. Редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы
Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области.
Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды. Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.
Экскурсии на местный водоем, музей «Смоленский лен».
Практическая работа.
Нахождение объектов на географических картах или картах-схемах; рассматривание образцов полезных ископаемых; наблюдение за изменениями природы в своей местности; рассматривание образцов растений нашего края; рассматривание съедобных грибов; составление правил сбора грибов; наблюдение за животными родного края; деятельность по охране природы; изготовление кормушек для птиц.
Повторение
Конкурс знатоков природы родного края.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1 класс ( 33 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Моя семья (8 ч) | |
Что такое семья? Кто я? Где живу? «Дорожите именем своим». Тайны наших имен. Моя фамилия. Мой папа, мое отчество. Моя мама. Любимые занятия моих родителей. Мои дедушки и бабушки. Наши семейные традиции и обычаи. Моя родословная. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Изучать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии. Называть полные имена: свое и своих родителей. Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Собирать информацию о своей семье. Рассказывать о своей семье. Планировать свою работу, совместно оценивать результат работы. |
Дом, в котором я учусь (7 ч) | |
Знакомство со школой. Моя школа и ее история. Традиции школы. Законы и заповеди. Достижения моей школы. Я – ученик моей школы. Мой класс. Правила поведения в классе. Безопасный маршрут движения от дома до школы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Знакомиться с историей и традициями школы. Рассказывать о своём школьном коллективе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
Город, в котором я живу (8 ч) | |
Мой город Смоленск. История моего города. Достопримечательности города. Памятные места города. Любимое место моей семьи в городе. На какой улице я живу и что знаю о ее названии. Мои известные земляки.(2 ч) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Узнавать достопримечательности города. Собирать информацию о своем родном городе и об известных земляках. Рассказывать о своем городе. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
Природа вокруг меня (8 ч) | |
Зелёный мир вокруг нас. Узнай дерево по листочку. Насекомые нашего края. Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реке Днепр. Птицы нашего края. Звери, обитающие на территории нашей области. Мы – друзья природы. Знатоки природы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Изучать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды. Различать способы и средства познания окружающего мира. Знакомиться с Правилами друзей природы. Уметь экологически грамотно вести себя в природе. Планировать свою работу. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
Итоговое повторение (1 ч) Викторина «Знай и люби свою малую родину» (1 ч) |
2 класс (34 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
География Смоленской области (3 ч) | |
Что мы знаем о крае, в котором живём. Смоленская область на карте России. Положение города на карте Смоленской области. Географическая карта Смоленской области. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Вступать в учебный диалог. Знакомиться с физической картой России, находить на этой карте свой регион. Знакомиться с картой своего региона, находить на карте свой город. Осваивать приёмы чтения карты. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Работать в паре, оценивать результаты своей работы на уроке. |
Наш родной город (12 ч) | |
История возникновения города.(2 ч) Герб и флаг города Смоленска. Достопримечательности города. (2 ч) Зоны отдыха. Улицы города. Памятные места моего города.(2 ч) Профессии людей в городе. Профессии моих родителей. Традиции нашего города. | Различать государственные символы России и Смоленска. Находить в дополнительных источниках сведения об истории и достопримечательностях своего города. Рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определять названия профессий по характеру деятельности. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
Мир растений и животных (13 ч) | |
Самое интересное о природе Смоленской области. Растения и животные хвойных и лиственных лесов.(2 ч) Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов.(2 ч) Зеленая аптека Смоленской области.(2 ч) Заповедные места.(2 ч) Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу.(2 ч) Охрана растительного и животного мира. (2 ч) | Различать распространенных в Смоленской области растений и животных. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Приводить примеры животных своего края. Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги родного края (по своему выбору). Планировать свою работу в группе. Оценивать достижения свои и своих товарищей. |
Экология (3 ч) | |
Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей и окружающей средой. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Находить информацию об охране воздуха и воды родного края. Оценивать результаты своей работы. |
Итоговое повторение (2 ч) Викторина «Знаешь ли ты свой родной край?» (1 ч) |
3 класс (34 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
Культура родного края (13 ч) | |
Что мы знаем о культуре родного края. Жилища и предметы быта. Как одевались в старину.(2 ч) Что ели наши предки. Праздники. Игры и хороводы. Письменность.(2 ч) Храмы и монастыри. (2 ч) Культура Смоленщины сегодня.(2 ч) | Сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края. Различать виды праздников. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в родном крае, рассказывать о своих любимых праздниках. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Различать учреждения культуры и образования; приводить примеры учреждений культуры и образования в своём регионе. Работать в паре и в группе, оценивать результаты своей работы и своих товарищей на уроке. |
История родного края (18 ч) | |
Что мы знаем об истории родного края. Наши предки. «Из варяг в греки». Города Смоленщины.(2 ч) Герб и флаг области. Смоленская крепостная стена.(2 ч) Военное прошлое.(3 ч) Награды Смоленщины.(2 ч) Места боевой славы.(2 ч) Наши земляки.(3 ч) | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки». Работать в группе: подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания о городах Смоленщины. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о военном прошлом Смоленщины. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества. Собирать информацию о выдающихся земляках. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы Оценивать свои достижения. |
Конкурс знатоков родного края (1 ч) |
4 класс (34 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
География Смоленской области(4 ч) | |
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края. Почвы Смоленщины и их состав. Охрана почв. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Определять, находить и показывать на географических картах или картах-схемах изучаемые географические объекты. Находить на карте региона основные формы земной поверхности. Извлекать из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Характеризовать поверхность своего края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
Подземные сокровища (3 ч) | |
Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края Свойства и использование полезных ископаемых. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области. | Различать важнейшие полезные ископаемые родного края. Работать в паре: нахождить месторождения полезных ископаемых на карте области. Готовить сообщение о каком – либо полезном ископаемом. Оценивать результаты своей работы и своих товарищей на уроке. |
Природа родного края (19 ч) | |
Водоемы нашего края. Реки и озера Смоленской области.(2 ч) Искусственные водохранилища. Охрана водоемов. Растительный мир нашего края.(4 ч) Грибы нашего края. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лен – культурное растение. Выращивание льна на Смоленщине. Разнообразие животного мира нашей области.(5 ч) Редкие животные нашего края, меры по их охране. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. На основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона. Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Давать характеристику строения грибов. Моделировать различие грибов-двойников, находить дополнительный материал о грибах. Рассказывать о роли выращивания культурных растений. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать свои достижения. |
Охрана природы (5 ч) | |
Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Особо охраняемые природные территории нашего края. Правила поведения в природе. | Иметь представление об экологических проблемах нашего края. Извлекать из дополнительной литература сведения об охране природы нашего края. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Готовить сообщение об охраняемом природном объекте. Оценивать свои достижения. |
Итоговое повторение (2 ч) Конкурс знатоков природы родного края (1 ч) |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учителя:
1. ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
2. ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)
3.С.А.Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2006.
4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края : Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.
5. С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск 2008г.
6. Карта Смоленской области.
Учебные материалы для обучающихся:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проэкционный.
Принтер.
Магнитофон.
Презентации к урокам курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...