Урок "Органы чувств" 3 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Михайлова Людмила Валентиновна

Содержание:

1. Технологическая карта урока

2. Презентация

3. Приложение (раздаточный материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx10.5 КБ
Office presentation icon urok_prezentatsiya.ppt2.47 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Михайлова Людмила Валентиновна

ФИО участника 

Красносельский район, ГБОУ Лицей 369

Район, название ОУ (кратко) 

«Школа России»

Используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Окружающий мир

Учебный предмет

3 класс

Класс

«Лучший урок окружающего мира»

Номинация, подноминация

Тема: Органы чувств.

Тип: Урок  открытия нового знания.

(Форма: урок-исследование)

Цель урока:

Создание условий для освоения знаний об органах чувств с помощью организации исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации в текстах, иллюстрациях учебника и в дополнительных источниках информации (словарях, энциклопедических статьях и т. д.);

- устанавливать причинно-следственные связи при получении результатов экспериментов;

- представлять результаты учебной деятельности.

Метапредметные:  

Учащиеся научатся:

- работать в группах;

- составлять и реализовывать план работы в группах;

- осваивать начальные основы исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации;

- составлять на их основе сообщения, вычленять главное;

- вступать в сотрудничество с одноклассниками

Личностные:

- развитие познавательного интереса, активности, наблюдательности, любознательности;

- применение знаний о строении и деятельности органов чувств человека для сохранения и укрепления своего здоровья, бережного отношения к органам чувств;

- развитие умения слушать и слышать мнение других, способность к самооценке;

формирование чувства ответственности и заботы о своем здоровье;

Ресурсы урока:

Мультимедийный комплекс (проектор+компьютер), планшет или диктофон, наушники, толковые словари, учебник, листы с дополнительным материалом для групп, листы с планом работ исследовательских групп, листы с результатами исследований, листы с планом выступления для руководителей групп, емкости с мукой, солью, сахарной пудрой, крахмалом, ложечки, коробочки с луком, чесноком, кофейными зернами, духами, мешочки с предметами: фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик, елка из бумаги (А3), елочные игрушки из бумаги.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает детям закрыть глаза и хлопает в ладоши.

- Что произошло?

- Как вы догадались? Откройте глаза.

- Что помогло вам узнать это?

- Закройте руками уши.

Учитель опять хлопает (тихо).

- Что произошло?

 - Откуда вы узнали?

- Что помогло вам узнать это?

- Как называются такие органы как глаза, уши?

- Какая тема урока сегодня будет?

- Какие еще органы чувств вы знаете?

- Что бы вы хотели узнать о них на уроке?СЛАЙД

Организация познавательной деятельности

- Сегодня мы будем исследователями! А исследовать мы будем органы чувств. Да, кстати, кто такие исследователи?

Давайте посмотрим в толковом словаре. СЛАЙД

- Где нужны исследователи? СЛАЙД

- Вы хотите быть исследователями?

- Исследователи проводят эксперименты.

- А что такое эксперимент? Давайте посмотрим в толковом словаре: СЛАЙД

- И мы будем ставить эксперименты! Хотите?

Дети строят свои предположения.

- Для этого разделимся на группы. Каждая группа получает план работы.

- Работа в группах интересная, но требует выполнение определенных правил. Давайте вместе вспомним. СЛАЙД

Дети предлагают правила для работы в группе

План работы исследовательской группы номер 1:

1. Определите цвет глаз и цвет волос у каждого в группе. Занесите данные в таблицу (приложение №1).

2. Какой орган чувств помог вам это определить?

3. Обсудите в группе значение органа зрения — глаза.

4. Воспользуйтесь учебником стр.126 для составления памятки «Как сберечь зрение» и доп.материал.

5. Выберите выступающего от группы.

Дети заполняют таблицу:

Имя

Цвет глаз

Цвет волос

...

...

...

Офтальмотренаж

План работы исследовательской группы номер 2:

1. Прослушайте внимательно аудиозаписи (в наушниках).

2. Определите кому или чему принадлежат эти звуки?

3. Какой орган помог вам услышать эти звуки?

4. Обсудите в группе значение органа слуха — уши.

5. Воспользуйтесь учебником стр.127 для составления памятки «Как сберечь слух» и доп.материал.

6. Выберите выступающего.

 - дети определяют звуки: шум моря, лай собаки, мотор машины, музыку.

Физминутка музыкальная релаксация

План работы исследовательской группы номер 3:

(У детей на столе 4 блюдца с бирками 1,2,3,4 с белым веществом: мука, соль, сахарная пудра, крахмал и разовые ложечки)

1. Попробуйте каждое вещество.

2. Запишите в таблицу результаты исследования.

3. Что помогло вам определить вкус?

4.  Обсудите в группе значение органа слуха — язык.

5. С помощью учебника стр.128 составьте памятку «Как беречь орган вкуса».

6. Выберите выступающего от группы.

Дети заполняют таблицу:

Название вещества

Свойства вещества

...

...

...

План работы исследовательской группы номер 4:

У детей 4-5 закрытых коробочек с отверстиями и номерами, в которых находятся лук, чеснок, кофейные зерна, духи и т. п.

1. Понюхайте каждое вещество, находящееся в коробке.

2.Определите название и запишите в таблицу.

3. Как определили? Какой орган помог это сделать?

4. Обсудите в группе значение органа обоняния  - носа для человека, воспользуйтесь учебником стр.127-128.

5. Составьте памятку «Как беречь орган обоняния».

6. Выберите выступающего от группы.

План работы исследовательской группы номер 5:

У детей 5 завязанных мешочков с бирками 1,2,3,4,5. В них находятся фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик.

1. Не открывая мешок, определите предмет.

2. Как вы смогли это сделать? Какой орган вам помог?

3. Воспользуйтесь учебником стр.128. И обсудите в группе значение органа осязания — кожи в жизни человека.

4. Обсудите в группе гигиену органа и охрану кожи.

5. Составьте памятку

6. Выберите выступающего от группы.

Двигательная физминутка «Барбарики».

Рефлексия деятельности

1. Итоги

- Подводя итоги, хотелось бы у вас спросить: А какой орган чувств самый главный?

Да, ребята, действительно все органы уникальны и важны для восприятия окружающего мира. Органы чувств на беречь! СЛАЙД

- Какая группа выступила более удачно, больше понравилась? Кого бы хотели отметить?

Дети предлагают свои версии. С помощью учителя приходят к общему мнению.

2. Самооценка:

- Оцените свою работу на уроке. Понравилась ли вам работа исследователя? Узнали ли что-то новое?

Скоро Новый Год, давайте украшать новогоднюю елку! Выберите новогоднюю игрушку с подходящей для вас надписью и прикрепите к елке на доске.

Дети выбирают новогодние игрушки и прикрепляют.

Домашнее задание:

Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены, защиты и охраны органов чувств.

Конец урока!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Органы чувств 3 класс УМК «Школа России» Учитель начальных классов ГБОУ лицей № 369 г. Санкт-Петербурга Михайлова Людмила Валентиновна

Слайд 2

Задачи урока: Значение органов чувств в жизни человека. Гигиена органов чувств. Охрана здоровья. Как сберечь органы чувств.

Слайд 3

Кто такие исследователи? Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями (изучением нового, неизведанного)

Слайд 4

Кто проводит исследования? Космонавты Археологи Геологи

Слайд 5

Кто проводит исследования? Криминалисты Физики Химики

Слайд 6

Что такое эксперимент? Эксперимент - исследование какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.

Слайд 7

Правила работы в группе: Внимательно прочитайте задания. Выполняйте задания по плану. Вместе обсуждайте спокойно и вежливо. Выслушивайте мнение каждого в группе. Не перебивайте друг друга. Работайте дружно. Выберите выступающих (1-3 чел.) от группы.

Слайд 8

Орган зрения - глаза Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Слайд 9

Берегите зрение! Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Делай перерыв между чтением 20-30 минут. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садись от экрана не ближе чем 2-3 метра. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии.

Слайд 10

Уши - орган слуха . Слух – это способность воспринимать звуковые волны.

Слайд 11

Уши надо беречь ! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от сильного ветра. Не ковырять в ушах. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Мыть уши каждый день. Если уши заболели, обратиться к врачу.

Слайд 12

Язык – орган вкуса. Язык помогает различать вкус еды.

Слайд 13

Как беречь органы вкуса: Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.

Слайд 14

Нос – орган обоняния . Обоняние – это способность чувствовать запахи

Слайд 15

Как сохранит ь обоняние: Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не совать в нос посторонние предметы. Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

Слайд 16

Кожа – орган осязания. Осязание - способность чувствовать прикосновения. Чтобы кожа дышала, делать каждое утро зарядку, принимать душ. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Путешествие по Золотому кольцу России" 3 класс Школа России

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ". КПК: "ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Природные зоны России. 4 класс "Школа России"

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме....

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....