Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Булдыгина Оксана Сергеевна

Технологическая карта  "В мире живой природы. У лесного озера" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы по окружающему миру 2 класс

Тема

«В мире живой природы. У лесного озера».

Цель

 

Знакомство с некоторыми растениями и животными типичными представителями пресных водоемов и их приспособленности жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде.

Задачи

Образовательные:

Формировать знания учащихся о разнообразии обитателей водоёма и  связях  между ними.

Продолжить формирование информационной грамотности, умения работать с текстами.

Развивающие:

Развивать речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать  и  ощущать  её  красоту.

Воспитывать ответственное отношение к объектам природы.

Тип урока

 Урок изучения и первичного закрепления знаний (УИПЗЗ)

Вид контроля

Текущий, самопроверка, взаимопроверка

Планируемый результат

Предметные:

Знать   растительный и животный  мир  лесного озера.

Определять,  как растения и животные приспособлены к жизни на воде.

Личностные:

Положительная мотивация и познавательный интерес к формированию знаний учащихся о жизни водоема.

Способность к самооценке успешности в овладении новыми знаниями.

Организационные:

Умение выстраивать последовательность предстоящих действий.

Умение вести диалог и работать в команде.

Общекультурные:

Развитие эстетического мышления: видение и восприятие красивого, правильного с точки зрения общепринятых норм.

Развитие устойчивого интереса к познанию нового.

Социальные:

Развитие аккуратности и опрятности.

Соблюдать правила экологической безопасности.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

Следовать при выполнении задания инструкциям учителя или известным алгоритмам.

Осуществлять само- или взаимопроверку.

  • Познавательные:

Уметь находить нужную информацию в тексте.

  • Коммуникативные:

Учиться работать в группе.

Формировать культуру общения.

Основные понятия

Понятия: жук – плавунец, водомерка, ряска.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

основные:

дополнительные:

Учебник  Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов « Окружающий мир», рабочая тетрадь

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, презентация

Организационные формы

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах

 

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Содержание

Формирование УУД

I этап.

Организационный

момент.

Создать условия для психологической готовности учащихся к уроку.

Проверяет готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Организует внимание обучающихся.

Включение учащихся в деловой ритм.

Проверяют готовность к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Проверим готовность к уроку и тихо сядем.

Слайд 1

Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа это исследовательский институт. А каждый из вас будет ученым.

Коммуникативные:

Учатся организации рабочего места

Личностные:

Проявление интереса к уроку и получению новых знаний.

II этап

Проверка знаний

Установить правильность, полноту и осознанность изученного материала.

Мотивирует дальнейшую деятельность обучающихся.

Организует проверку знаний.

Фронтальный опрос.

Создание эмоционального настроя, включение подсознания.

Отвечают на вопросы.

Многие сказки начинаются со слов: «В некотором  царстве, в некотором государстве…»

Так и в природе все живое делится на части. Посмотрите, пожалуйста, какие природные сообщества вы видите?

Слайд 2

- Что такое природное сообщество?

Какие растения и животные будут относиться к каждому сообществу?

Познавательные:

Осознанное объяснение понятия природное сообщество; взаимосвязь растительного и животного мира природных сообществ.

III этап

Постановка темы урока.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Сообщение учебного занятия.

Загадывает загадку.

Формулирование целей урока.

Акцентирует внимание детей на конечном результате учебной деятельности.

Предлагает план работы на уроке.

Принимают учебную задачу.

Отгадывают загадку.

Проявляют учебно-познавательный интерес к проблеме урока.

Чтение и понимание плана действий работы на уроке.

Сегодня мы познакомимся еще с одним природным царством.

 А с каким, вам придется отгадать загадку:

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (ОЗЕРО)

Слайд 3

Является ли такое водоем как озеро природным сообществом?

Ответ на этот вопрос мы должны получить с вами в конце урока.

Чтобы получить ответ, нам нужно узнать об озере следующее:

Слайд 4

  • Растения
  • Животные
  • Зависимость  друг от друга
  • Значение для человека

Познавательные:

Формулирование цели урока.

Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения.

Организационные:

Умение выстраивать последовательность предстоящих действий

IV этап

Усвоения новых знаний и способов действий

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление о разнообразии обитателей водоёма и  связях  между ними.
  2. Создать условия для формирования информационной грамотности, умения работать с текстами.

V этап

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения.

VI этап

Этап подведения итогов урока

Дать качественную оценку работы класса.

VII этап

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния.

Акцентирует внимание детей.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует поисковый способ чтения.

Формирует навыки учебного содействия.

Выдвигает проблему.

Обеспечивает мотивацию к дальнейшему самостоятельному заполнению листов.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

Открывают учебники.

Читают текст.

Извлекают из текста необходимую информацию.

Вступают в общение между участниками группы.

Озвучивают найденную информацию.

Высказывают свои предположения.

Принимают учебную задачу.

Озеро это естественный водоем, который создала сама природа. Озеро окружено со всех сторон сушей. На земле существует очень много озер, но сегодня мы будем говорить о лесном озере.

Как вы думаете, почему озеро называется лесным?

Как вы считаете, а есть ли жизнь в озере?

Откройте учебники на стр.44-45. Прочитайте текст.

Своим исследовательским институтом заполните листы, которые у вас находятся на партах.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Слайд 5

Давайте их рассмотрим.

Какую информацию вы должны найти и написать?

Сравним ваши исследования.

Какую графу вы не заполнили? Почему?

В  ходе наших исследований вы можете заполнять данный лист, чтобы получить полную информацию.

Личностные:

Формирование способности к самооценке успешности в овладении новыми знаниями.

Положительная мотивация и познавательный интерес к формированию знаний учащихся о жизни водоема.

Познавательные:

Уметь находить нужную информацию в тексте.

Регулятивные:

Следовать при выполнении задания инструкциям учителя или известным алгоритмам.

Осуществлять само- или взаимопроверку.

Коммуникативные:

Формирование умения работать в группах.

Формулирование своего мнения.

Формирование культуры общения.

Развитие речи.

Социальные:

Соблюдать правила экологической безопасности.

Личностные:

Проявление учебно – познавательного интереса к выполнению домашнего задания.

Организационные:

Умение выстраивать последовательность предстоящих действий.

Регулятивные:

Формулирование результата работы.

Осуществление самооценки собственной деятельности.

Личностные:

Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль своих действий и эмоционального состояния.

Организует динамическую паузу.

Выполняют движения.

Динамическая пауза «лесная прогулка» (видео)

Замечательно потрудились, и я приглашаю вас на лесную прогулку.

Обеспечивает метод исследования изучаемых знаний.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Уточняет и обобщает полученные знания  о значении растений для озера.

Выдвигает проблему.

Обеспечивает метод исследования изучаемых знаний.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Обеспечивает метод исследования изучаемых знаний.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Уточняет и обобщает полученные знания  о приспособлении животных в водоеме.

Обеспечивает метод исследования изучаемых знаний.

Предлагает задание.

Организует проверку.

Выдвигает проблему.

Организует обсуждение.

Обеспечивает мотивацию выполнения правил охраны природы.

Организует высказывания детей.

Акцентирует внимание на плане работы.

Подводит обучающихся к выводу: озеро -природное сообщество.

Предлагает задание на восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Акцентирует внимание детей на конечном результате учебной деятельности учащихся на уроке.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Читают сообщения.

Дополняют исследовательские листы, полученной информацией.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

Читают сообщения.

Дополняют исследовательские листы, полученной информацией.

Отвечают на вопросы.

Читают сообщения, дополняют листы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Принимают учебную задачу.

Выполняют задание.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

Слушают учителя.

Строят осознанные и произвольные высказывания.

Анализируют этапы работы на уроке.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание.

Формулируют вывод, читая тексты.

Слушают инструктаж.

Записывают в дневник.

Формулируют конечный результат своей работы.

Проговаривают новые знания.

Оценивают свою деятельность.

Осмысливают свои действия.

А теперь я предлагаю познакомиться поближе с обитателями и растительным миром озера.

Помогут мне ученые – биологи, которые заранее получили задания. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд 6

Как мы увидели, растения озера многообразны.

Какие растения можно увидеть на озере?

Как они приспособились к жизни?

Какие растения вы еще добавили в исследовательские листы?

Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.

Представьте, если бы не было водных растений, кто бы не смог жить на озере? Почему?

А теперь послушаем ученых – зоологов. Они нам расскажут о животных водоема. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд 7,8,9

Какие животные живут на озере?

Как они приспособились к жизни?

В какую графу вы занесли полученные данные?

Осталось послушать ученых – ихтиологов, которые занимаются изучением рыб.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд 10

Каких рыб мы можем встретить в озере?

Как они приспособились к жизни?

В какую графу вы добавили полученные данные?

Животный мир озера так же разнообразен. Животные приспособились к жизни на водоеме. Озеро кормит животных, дает им приют и возможность спрятаться от врагов. Растения выделяют кислород, которым дышат животные.

Слайд 11

А теперь вы все дружно будите учеными – экологами. Это специалисты, которые занимаются исследованием окружающей среды, отношениями растений и животных друг к другу и окружающей среды.

У каждого института есть задание: составить цепь питания из предложенных животных и растений.

Давайте проверим.

А что будет, если убрать одно звено из вашей цепочки? Что произойдет?

Как мы еще раз убедились, растения и животные озера связаны между собой и их жизнь зависит друг от друга.

А какое значение имеет озеро в жизни человека?

Водоем это единственный дом для некоторых животных и растений. А человек часто приходит в этот дом незваным гостем. Он нарушает экологическое равновесие в водоемах. Озера загрязняются.

Слайд 12

Следующая работа для природоохранников, специалистов, которые охраняют природу. Каждый из вас может быть природоохранником. Для этого достаточно знать и соблюдать правила охраны природы.

А какие правила знаете вы и соблюдаете?

Предлагаю вам вернуться к плану нашей работы и проанализировать, все ли этапы работы мы с вами выполнили, исследуя царство природы озеро.

Слайд 13

На какой вопрос мы искали ответ, исследуя озеро?

Тогда необходимо сделать вывод из наших исследований.

У вас есть текст, который нужно восстановить.

Слайд 14

В текст нужно вписать нужные слова, выбрав их из слов для справок, пользуясь полученными данными.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Слайд 15

Является ли озеро природным сообществом?

Прочитайте ваши тексты.

Учебник стр.44-47 (чтение, ответы на вопросы)

Рабочая тетрадь стр.29

Сегодня на уроке все плодотворно работали. Подведите сами итог своей работы. Эти слова помогут вам:

Слайд 16

  • Я узнал…
  • Я смог…
  • Я запомнил…
  • Для меня было интересным…
  • Мне было трудно…

Какие чувства вы испытали во время урока?

~  ~



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Исследовательская карта «У лесного озера»

Прочитайте текст учебника на станицах 44 – 45 и внесите в таблицу:

Растения озера

Насекомые озера

Рыбы озера

Птицы озера

Звери озера

Приложение 2

Ботаники

Рогоз – это многолетнее водное растение высотой до 2 метров, обладает толстым корнем. Растение растет на  мелководье с большим количеством влаги, образуя там большие заросли. Семена, снабженные пушинками-волосками.

Кувшинка белая -  самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её  всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются  и уходят под воду. Кувшинки растут только в чистой воде.

Водокрас – плавающие на поверхности воды листья и цветки, которые корнями  прикрепляются ко дну.

Камыш – многолетнее травянистое растение  может достигать двух метров в высоту. Растет вдоль берегов озер. Стебли растения имеют цилиндрическую форму, листья редкие удлиненные узкие. В период цветения камыша на стеблях растения появляются цветы в виде метелки.

Зоологи

Ондатра живет на мелководье небольших озёр  с густой травянистой растительностью. Хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой.   Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки .

Выдра небольшой зверёк. Выдра живёт в лесных озерах. . Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками.  Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками.

Стрекозы – хорошо летающие хищники. Часто они поедают добычу прямо на лету – комаров и мошек.Жизнь стрекоз неразрывно связана с водой. Их яйца и личинки развиваются в воде. Стрекозы обитают только в водоемах с чистой водой.

Вертячки — небольшие жуки, черные, блестящие. Глаза их разделены на 2 части, одна из которых используется для того, чтобы видеть над водой, вторая — под водой. Они выделяют едкое вещество для отпугивания врагов.

Водоплавающие птицы

Лебедь, гусь, утка это птицы, которых мы можем увидеть на озере. Жизнь этих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Питаются рыбой и водными животными. Водоплавающие птицы способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц развиты перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад.

Ихтиологи

Окунь это прожорливый хищник. Питается икрой и мальками других рыб. Окунь любит места водоема, заросшие камышом.

Судак это хищник, который питается другими рыбами. Живет в чистых водоемах, обогащенных кислородом. Поэтому в заболоченных водоемах мы его не встретим.

Приложение 3

Восстановите текст, используя слова для справок:

Жизнь ______________ - это особый мир. Видите, какие

разнообразные живые существа обитают на водоёме. Они

_____________________  друг с другом.

Например, растения выделяют в воду _____________________,

которым дышат животные. Растениями водоема питаются

______________. Карась питается растениями и личинками

_____________________, а щука карасятами.

 Обитатели озера живут ___________________. Тогда образуется

природное ________________________.

Слова для справок:

 связаны, озера, животные, кислород, растениями, насекомых, сообщество, сообща.

Жизнь озера - это особый мир. Видите, какие

разнообразные живые существа обитают на водоёме. Они

связаны друг с другом.

Например, растения выделяют в воду кислород,

которым дышат животные. Растениями водоема питаются

животные. Карась питается растениями и личинками

насекомых, а щука карасятами.

 Обитатели озера живут сообща. Тогда образуется

Природное сообщество. 

Составь цепь питания:

         ЛЯГУШКА                   КОМАР              

           ВЫДРА

Составь цепь питания:

   ЛЯГУШКА              МАЛЁК  РЫБЫ

            ЖУК-ПЛАВУНЕЦ

Составь цепь питания:

ВОДОРОСЛИ                ЩУКА

КАРАСЬ

Составь цепь питания:

      ОНДАТРА                КАРАСЬ

                ЩУКА

Составь цепь питания:

УТКА          СТРЕКОЗА

ЛЯГУШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...