«Когда наступит лето?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Когда наступит лето?»
Урок окружающего мира 1«А» класс (УМК «Школа России») Учитель: Пилюк Александра Николаевна Дата проведения: 14.03.2017 |
Цели урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, ознакомить с названиями месяцев, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять, в какой последовательности сменяются времена года; научатся узнавать время года по характерным признакам.
Оборудование: У учащихся – клей для работы с тетрадью, цветные фишки; мультимедийная презентация к уроку.
Предварительная работа:
- Во время прогулки дети наблюдали за явлениями в природе.
- С родителями вырезали картинки времён года из приложения тетради .
- Нарисовали совместно с родителями рисунок любимого времени года на альбомном листе.
- Составляли мини-рассказ по рисунку времени года по плану:
- Какое время года тебе нравится?
- Чем тебе нравится это время года?
- Чем любишь заниматься в это время года?
- Выучили стихи о временах года.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем говорить о временах года:
- какие бывают времена года и месяцы,
- как называются,
- сколько их,
- как они сменяются друг за другом,
- будем учиться их различать по характерным признакам.
К концу урока мы должны:
- усвоить, в какой последовательности сменяются времена года;
- научиться узнавать время года по характерным признакам.
- Актуализация знаний
Учитель: Но сначала, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке, что узнали нового. А для этого ответим на вопросы:
- Какой сегодня день?
- Какой день был вчера?
- Какой день будет завтра?
- Сколько дней в неделю?
- Назовите все дни по порядку?
- Назовите первый день недели?
- Назовите седьмой день недели?
- Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?
- А какое сейчас время года?
-Отгадайте загадку. Слайд 2.
IV. Изучение новой темы:
Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас в гостях снова Муравьишка. Нетерпеливый Муравьишка хочет узнать, когда наступит лето. Кто ему ответит?
Учитель: Ребята, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, я предлагаю ответить Муравьишке позже, а пока получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке: Когда же наступит лето?
А для этого я вам предлагаю отправиться в путешествие – в путешествие по временам года. Вы любите путешествовать?
А путешествовать мы будем на большом воздушном шаре. А с собой возьмём учебники, где нарисован большой круг. Он будет для нас как карта, как компас, чтобы не заблудиться и знать, куда мы отправляемся.
Откройте учебники на с. 70, положите перед собой и приготовьтесь к отправлению. Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку.
(Звучит музыка.На её фоне звучит стихотворение и загадка).
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой).
Послушайте еще одну загадку. ( Открывается слайд3).
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Зимы.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
- А как вы догадались, что это зима? По каким признакам?
- Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы…).
- Ребята, посмотрите на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У зимы).
- А как называются месяцы у зимы, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Декабрь, январь, февраль).
- А каким цветом они обозначены на круге?
Выходите месяцы, расскажите о себе.
(Выходят учащиеся в роли месяцев и рассказывают стихи).
Декабрь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
-Она вам приготовила красивые снежинки. (Месяцы вручают детям бумажные снежинки).
- Вам понравилось у Зимы?
- Полетим дальше?
Учитель: Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар и отправляемся с вами дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной). Слайд 4, 5.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны.
Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- А как вы догадались, что это весна?
- По каким признакам? Что вы увидели? (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет…).
- Ребята, вас рада видеть и приветствует у себя в гостях сама хозяюшка Весна.
- Ребята, отгадайте загадку:
С каждым днем теплей погода,
Птицам стало не до сна,
И такое время года
Называется ... (весна).
- Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.
- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
- Правильно: Март, Апрель, Май. Выходите весенние месяцы, расскажите о себе. (Выходят дети и рассказывают стихи ).
Март.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Май.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая
Распускается сирень.
- А на память о весне мы дарим вам солнышки. Пусть они вас радуют и согревают своей улыбкой и теплом. (Звучит музыка).
Учитель:
- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У весны).
- А как называются месяцы у весны, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Март, апрель, май).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Весны?
- Полетим дальше?
Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом).
Слайды 6, 7 ,8.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета.
- А как вы догадались, что это лето?
- По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).(Звучит музыка).
Учитель.
Лето – очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и парках.
- Ребята, а какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август).
- Правильно: Июнь, Июль, Август. Приглашаю вас сюда, летние месяцы. Выходите, расскажите о себе.
(Выходят Июнь, Июль, Август, рассказывают стихи).
Июнь.
Пришёл июнь – июнь, июнь!
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Июль.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
Август.
Собираем в августе урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Солнце над просторными нивами стоит.
И подсолнух зёрнами чёрными набит.
На память о себе мы оставляем вам цветочки.
Учитель:
- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У лета).
- А как называются месяцы у лета, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Июнь, июль, август).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Лета?
- Полетим дальше?
Учитель: Отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью). Слайд 9.
Учитель: Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Осени.
Лес одевается яркими красками,
Птичка в нём больше теперь не поёт,
Солнце радует последними ласками:
Тихая осень идёт.
- А как вы догадались, что это осень?
- По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ).
Познакомьтесь с её свитой. Догадайтесь, кто это.
Слайд 10. (Выходят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
Сентябрь: Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл?
Октябрь: Всё мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Смолкли птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился…
Что за месяц к нам явился?
Ноябрь: Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи…
Что за месяц, подскажи?
Месяцы: Молодцы ребята. Да только делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить. Настал черёд прощаться. А чтобы вы про нас не забыли, мы вам на память о себе оставим жёлтые листочки. ( Звучит музыка. Месяцы раздают детям листочки).
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише ,тише,
Деревцо все выше, выше.
До свидания! Всего вам доброго!
Учитель:
- Ребята, посмотрите снова на нашу так называемую карту, где мы были в гостях, у какого времени года? (У осени).
- А как называются месяцы у осени, сколько их? Давайте их хором произнесём. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- А каким цветом они обозначены на круге?
- Вам понравилось у Осени?
- Полетим дальше?
Учитель: Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка).
Учитель:
- Ребята, откройте глаза. Слайд 11.
Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.
- Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год, прошли 4 времени года или 12 месяцев.
- Вам понравилось путешествие?
- А что вы узнали во время путешествия?
- Сколько остановок мы делали? Как они назывались?
Давайте проверим себя.
Слайд 12- 14.
VI. Закрепление изученного.
Учитель: Ребята, дома вместе с родителями вы вырезали из приложения тетради рисунки времён года. Приготовьте их, пожалуйста. Посмотрите на них и определите, где какое время года изображено. Расположите эти картинке по кругу в учебнике в той последовательности, как мы путешествовали.
- Итак, сначала у какого времени года мы были? (Зима).
- Затем у какого? Значит, после зимы, какое наступает время года? (Весна).
- А после весны? (Лето).
- А после осени? (Осень).
- Все расположили картинки, правильно? Проверьте.
- А после осени, что снова наступит?
- А после зимы, весны, лета? И т.д.
- И так из года в год пролетают дни, недели, месяцы и времена года. И вы с каждым годом растёте, становитесь старше, взрослеете, умнеете. А месяцы и времена года остаются те же.
VII. Творческое задание .
Учитель:
1. Ребята, я знаю, что вы дома ещё рисунки рисовали – рисунки своего любимого времени года и составили по ним небольшой рассказ. Расскажите об этом нам и своим одноклассникам.
2.Ребята, муравей Вопросик тоже нарисовал рисунки всех времён года. Он очень старался, но кое-что перепутал. Надо найти ошибки. Посмотрите на Муравьишку и скажите в какое время года какую одежду носят (на с.71).
3.А Мудрая Черепаха придумала условные знаки, по которым можно определить каждое время года. Посмотрите на них и скажите, какой знак к какому времени года можно отнести: цветочек – лето, солнышко – весна, тучи – осень, снежинка – зима
4.Также картинки из приложения, которые вы вырезали дома, нужно будет приклеить в тетради .
VIII.Рефлексия. Слайд 15
Чем вам запомнился урок?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Оцените свою работу на уроке « светофором».
IX.Подведение итогов.
- Ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос Муравьишки – когда наступит лето?
- После какого времени года бывает лето? (После весны).
- А сейчас какое время года? (Зима).
- А какое время года будет после зимы? (Весна).
- А после весны? (Лето). И будут летние каникулы.
- А после лета? (Осень). И мы снова придём учиться в школу уже во 2 класс.
- А кто запомнил названия месяцев? Сколько месяцев в году? (12 месяцев).
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо. Слайд 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»
Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...
Тест по окружающему миру по теме "Когда наступит лето?"1 класс
Предлагаю в форме теста повторить названия месяцев и времён года ....
Урок по окружающему миру 1 класс "Когда наступит лето?"
Задачи урока: формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года....
План-конспект урока по окружающему миру "Когда наступит лето" (1 класс)
План-конспект урокапо природоведению в 1 классе.А.А.Плешаков «Окружающий мир». Цель: Сформировать представление о временном годовом цикле- временах года, месяцах, их последовательности, нау...
Когда наступит лето?
Конспект к уроку по окружающему миру 1 класс А.А. Плешаков...
Урок окружающий мир "Когда придет суббота и когда наступит лето?"
Главной задачей урока является формирование представления о времени и его составляющих – настоящем, прошлом и будущем, систематизация знания о днях недели, формирование представления о годовом ц...
Тестовая работа по темам " Когда придёт суббота? Когда наступит лето? "
Программа "Школа России". Предмет "Окружающий мир".1 класс. Тестовая работа ....