Применение ИКТ на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру на тему

Алистратова Светлана Владимировна

Статья раскрывает важность использования ИКТ для того, чтобы вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к полученю новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира  в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

-  развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 Современный урок трудно представить  без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или исследовательской работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений, необходимых на данном этапе.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в учебной деятельности, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного обучения, используя мультимедийный комплекс, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения  эффективной организации познавательной деятельности учащихся.

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности –  это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

        Использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в  обучении позволяет организовать урок, которому  свойственно следующее:

- интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Важно, что применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий можно на всех этапах: при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, обобщения опыта работы в электронном виде.

Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и есть основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя, ведь эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы – педагоги их используем, от способов и форм применения этих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...

Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране на...

Доклад "Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира"

Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира для формирования УУД согласно ФГОС....

Применение ИКТ на уроках окружающего мира.

Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе на уроках окружающего мира....

Применение ИКТ на уроках окружающего мира

Конспект выступления  на тему "Применение ИКТ на уроках окружающего мира"...

Выступление на РМО "Начальная школа" Мастеркласс"Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира "

В статье представлен материал выступления на РМО "Начальная школа" Заикиной Светланы Александровны.Урок окружающего мира по теме "Почему Луна бывает разной?"в 1 классе получил приз...