Открытый урок по окружающему миру 1 класс по теме " Куда текут реки"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Абрамова Татьяна Александровна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого урока25.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Безымянская средняя школа  городского округа город Михайловка

 Волгоградской области»

403303, Волгоградская область, Михайловский район, хутор Безымянка, ул.Советская, 61, т.8-844-63-6-18-52

 

Открытый урок

по окружающему миру в 1 классе

по теме: «Куда текут реки»

Учитель начальных классов:

Абрамова Татьяна Александровна

2017 г.

Цели урока: 

Образовательные:

-расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;

-ознакомление со свойствами речной и морской воды;

-приобщение к работе с графической картой;

Развивающие:

-развитие познавательной сферы учащихся;

-развитие навыков и исследовательской деятельности с помощью карты, учебника;

-создание атмосферы эмоционального благополучия, психологического комфорта;

-развитие внимания, памяти, умения выражать свои мысли убедительно;

-расширение кругозора.

Воспитательные:

-воспитание любви к природе, родному краю, бережному отношению к природе.

Прогнозируемые результаты:

-первоклассники расширяют представление о реках и морях, о пресной и солёной воде

- познакомятся с тем, куда впадают реки

Учебные материалы:

- мультимедийный проектор

-  глобус

- учебник; рабочая тетрадь

- 2 стакана с водой (пресная и морская)

- морская соль.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок – 
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

  1. Актуализация знаний, работа с классом.

Учитель: Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар, 
Что она большущий шар.  
(Слайд №1)

(Дети: Земля.)

Учитель: Правильно, ребята. Наша земля имеет форму шара. А вот послушайте 2 загадку.

 На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны, 
Реки, горы, океаны.

(Дети: глобус)

Учитель:  А что такое глобус? (Модель Земли )

- Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)

-  Скажите, какого цвета на глобусе и на карте  больше? (Синего)

-  Вспомните, что на глобусе  обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)

-  А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)

- Чего больше на планете Земля? (Воды) 

У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

Учитель:  К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды  на земном шаре больше, чем суши. Вода- это моря, океаны, реки нашей планеты.

- Послушайте стихотворение и скажите: о чём в нём говорится?  

Речка, реченька, река.

Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде, чем сюда прийти?

В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей

А потом – с цветущим садом,

А потом - с огромным садом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком.

А потом у берегов

Убаюкивала мальков.

Повстречала я плотину,

Покрутила я турбину.

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

- О чём шла речь в стихотворении? (о реке)

 - Река постоянно движется. А куда она движется?

- Постановка проблемного вопроса

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки? 

Слайд 2

А  для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

- Изучение нового материала

Учитель: Ребята, а какая речка протекает по нашему хутору? (Безымянка)

- А знаете ли вы, где берет свое начало речка Безымянка и куда она впадает? А вот чтобы ответить на эти вопросы предлагаю вам посмотреть фильм.

( просмотр фильма: « Внучка Дона» 7 минут)

- Вода по речке Безымянка попадает в реку Медведица. Длина  Медведицы-745 км. Слайд №3 

Она протекает по Саратовской и Волгоградской областям. Русло реки извилистое, часто встречаются мели и песчаные островки. Медведица впадает в широкий и могучий Дон в 8 км выше  г. Серафимовича. Слайд №4 Длина реки 1870 км. Дон – равнинная река и течет не спеша. Река Дон судоходна. Дон несёт свои воды в Азовское море.

Физкультминутка

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два. 

(встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

Раз, два.

(шаги назад)

А потом поплыл вперёд.

Раз, два.

(шаги вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Проблемный вопрос. Слайд № 5

- Чем различаются река и море? У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.

- А вода в реке и море одинаковая или нет?

Учитель: Правильно. В море вода солёная, а в реке нет. 

Практическая работа.

Учитель: Давайте приготовим морскую воду. (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)

- А почему морская вода солёная?

Рассказ « Почему море соленое»

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю!  Почему? Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом... Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу...

  Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.

Рефлексия учебной деятельности

- Куда текут реки?

- Где берет начало наша речка Безымянка?

Работа в рабочих тетрадях по окружающему миру стр. 43-45.

   - Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Домашнее задание: стр.66-67 читать.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"

Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...

Открытый урок по окружающему миру во 2классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"

Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте. Познакомить с различными видами транспорта, его значением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить...

Открытый урок по окружающему миру 1класс по теме "Как живут растения?"

Открытый урок по теме "Как живут растения?" окружающий мир 1класс .Школа России....

Презентация к открытому уроку по окружающему миру 1класс по теме "Как живут растения?"

.Открытый урок по окружающему миру 1 класс по теме "Как живут растения?" Школа России...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...

Открытый урок по окружающему миру "Откуда берется и куда девается мусор?"

Цель: Создать условия для понимания обучающимся важности экологических проблем, связанных с возникновением и утилизацией мусора; учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающ...