Дополнительная общеобразовательная программа общеинтеллектуальной направленности "Загадки природы" (модифицированная )
рабочая программа по окружающему миру на тему

 Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №9» и авторской программы курса «Загадки природы» автора А.Н.Юшкова.

         Курс «Загадки природы» выстроен на границе трёх подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике — диалогического, событийного и деятельностного.    Практика работы с детьми младшего школьного возраста в рамках этого курса ориентирована на развитие у младших школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция, предметная осведомлённость) и сквозных (ключевых) компетентностей — образовательной самостоятельности, образовательной инициативы и интегральной компетентности — умения учиться. Сейчас все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Курс « Загадки природы» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка, математики и окружающего мира приучает детей к целостному постижению мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ou.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №9» г. Белгорода

«Рассмотрено»                                                                  «Утверждаю»

на заседании педагогического совета                                Директор МБОУ

от "__" ___________ 20__ г                                               «Лицей №9»  г. Белгорода                                                                                                  

 Протокол № ____________                                    _______________ /Е.Г Петренко/

                                                                                          "__" ____________ 20__ г.

                                                                                        Приказ №_______________

Дополнительная общеобразовательная

программа общеинтеллектуальной направленности

"Загадки природы"

(модифицированная )

Возраст обучающихся: 6,5-9 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Клименко Светлана Владимировна,

педагог

дополнительного образования

Белгород – 2017г.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №9» и авторской программы курса «Загадки природы» автора А.Н.Юшкова.

         Курс «Загадки природы» выстроен на границе трёх подходов, имеющих глубокие традиции в отечественной психологии и педагогике — диалогического, событийного и деятельностного.    Практика работы с детьми младшего школьного возраста в рамках этого курса ориентирована на развитие у младших школьников познавательных компетенций (позиция наблюдателя, исследовательская позиция, предметная осведомлённость) и сквозных (ключевых) компетентностей — образовательной самостоятельности, образовательной инициативы и интегральной компетентности — умения учиться. Сейчас все эти образовательные качества зафиксированы как значимые в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Курс « Загадки природы» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка, математики и окружающего мира приучает детей к целостному постижению мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

      Многосоставность цели образования, обозначенная в федеральных образовательных стандартах не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный со многими процессами, это фундамент всего последующего обучения. Особенностью данного курса является системный подход в естественнонаучном образовании и развитии каждого ученика.

Курс «Загадки природы» направлен на совместную творческую работу и выводит на первый план моделирование системы обучения и развития сотворческими процессами и построение своеобразной схемы взаимоотношений «педагог – ученик – родитель». Сотворчество в образовательной деятельности как совместная творческая деятельность субъектов (педагогов, учащихся, родителей), порождающая нечто качественно новое в образовании, ранее не существовавшее, но возникшее на основе реорганизации имеющегося опыта. Характерными чертами такой деятельности являются: использование знаний и умений в нестандартной ситуации; умение разглядеть проблему в привычном; способность найти новое применение объекту; умение понимать структуру объекта, интегрировать новые и старые способы действия. Сотворчество, как и творчество в реализации образовательных проектов, имеет разные уровни: для одного уровня сотворчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, а на другом уровне создается совершенно новое, изменяющее привычный взгляд на объект или область знаний.

      Системный взгляд на растущего, развивающегося индивида формирует у педагога «системное» мышление и в целом системную парадигму в изучении явлений окружающего мира, дает возможность уйти от репродуктивного обучения в саморазвивающее.

  1. Новизна программы.

       Знакомство с курсом «Загадки природы» даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Курс создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

      Программа курса «Загадки Природы» обеспечивает развитие у детей:

- вопросительности, как детской способности обнаруживать странное и необычное в знакомых явлениях природы и жизни живых организмов и как исходного условия возникновения мышления, в том числе и «теоретического» (естественнонаучного);

- позиции участника диалога, когда дети в совместном обсуждении того или иного явления природы, задавая вопросы друг другу, предлагая собственные версии объяснений странного поведения обсуждаемого объекта, начинают понимать основания собственных высказываний, основания высказываний других сверстников, совместно выходят на новое понимание обсуждаемого объекта;

- предметной осведомлённости как результата групповой и самостоятельной работы с массивами информации. Наличие собственных вопросов обеспечивает осмысленность поиска и освоение информации;

- позиции наблюдателя и исследователя, как принципиального условия возникновения субъекта теоретического мышления.

      Возникновение этих позиций обеспечивает выпускникам начальной школы возможность конструктивного и продуктивного взаимодействия с учителем.

  1. Цель программы.

       Освоение норм организации образовательного процесса в логике деятельностного подхода, позволяющего младшим школьникам самостоятельно, инициативно и рефлексивно осваивать предметность естествознания.

  1. Задачи программы.

— сохранить и поддержать в ребёнке умения и готовности общаться с живыми существами не как с объектами, а как с другими «я», обладающими уникальными способностями существования в этом мире;

— сохранить способности задавать свои собственные вопросы; помочь обнаружить загадочную сложность физического мира и живой природы;

— формировать умения совместно с одноклассниками самостоятельно и инициативно формулировать и обсуждать возникшие у них вопросы по поводу физического мира и живой природы;

— предоставить ребёнку возможность побыть исследователем, т. е. человеком, для которого вопрос «А как на самом деле?» является важным и значимым.

Возраст обучающихся – 6,5-11 лет

Срок реализации программы – 2  года

Количество обучающихся в группе – от 10 до 20 человек

Режим работы:

  1. часов в год, 2 часа в неделю.

1.5   Формы организации занятий.

       Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании естественнонаучных дисциплин, межпредметной интеграции.

      Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение в 1-2 классах отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, смыслу и ценности вопроса, когда из нейтральных вопросов возникают научные вопросы, переходящие в детско-взрослые разговоры о мироустройстве и миропорядке. В ходе занятий-диалогов, в основе которых лежит детская вопросительность, школьники начинают задавать вопросы, фиксирующие проблемность предметного содержания. Большое значение отводится организации наблюдений и опытов в логике деятельностного подхода.

1.6. Ожидаемые результаты

   К концу первого года обучения учащиеся:

- понимают, что один и тот же объект наблюдения понимается по-разному и остаётся при этом общим предметом обсуждением в спорах о согласиях и несогласиях с мнениями других

- имеют первоначальные навыки работы в группе

- могут и чувственно, и в слове удерживать и обсуждать различные способы движения живых и неживых тел, как наиболее выразительную форму их существования.

- знают особенности множества мест существования живых существ, «заселили» среды обитания большим количеством животных и могут о них рассказывать, сохраняя при этом умонастроенность натуралистов

- знают множество загадок живой и неживой природы: загадки движения, загадки собственных жилищ «диких» животных, загадки поведения и характеров, загадки полёта, загадки волшебных и реальных превращений, загадки роста и развития, загадки морфологии и загадки взаимоотношений между различными живыми существами.

К концу второго года обучения учащиеся:

- обладают опытом групповой работы и опытом межгрупповых обсуждений нетривиальных вопросов естествознания

- умеют чувствовать и удерживать проблемность (противоречивость) предмета понимания

- самостоятельно формулируют вопросы на понимание сути явления, индивидуальные вопросы на противопоставление

- опираются на собственную телесную чувствительность (размышляя над такими процессами как прыжки, полёты, плавание и т. д.) при обсуждении вопросов естествознания

- понимают, что любое физическое явление может быть понято как определённый процесс, имеющий свои причины

- имеют начальное представление понятийной конструкции: орган — функция— процесс — структура.

Личностные результаты: положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, окружающему миру; оценивать жизненные ситуации ( поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи ; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- находить общее решение при работе в парах, группах; стараться договориться, уметь уступать;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

1.7 Формы контроля результативности обучения.

Отслеживание результативности освоения программы курса осуществляется следующим образом:

- самооценка обучающихся на основе собеседования, оценивания с помощью сигнальных знаков (смайлики)

- выполнение практических и проектных работ

- выставки полученных результатов деятельности на занятиях

- диагностика предметных и метапредметных результатов

  1. УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

п/п

Разделы программы

Количество часов

Формы

контроля

1год

2год

1

Путешествия  и наблюдения

6

14

 Выполнение практических работ, игры-викторины, ребусы, кроссворды игры-путешествия, игровые тестовые задания, анализ продуктов творческой деятельности, диагностика личностного роста, выполнение  творческих работ, наблюдение, экспресс-опросы.

2

Загадки живого мира

18

14

3

Загадки под землёй и водой

31

10

4

Загадки камней

4

4

5

Наблюдения и исследования

17

34

Всего часов

76

76

3.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

1года обучения

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Примечания

Всего

Теория

Практика

Путешествия и наблюдения -  6 часов

1-2

Волшебный мир.

Путешествие по картам волшебных стран.

2

1

1

3-4

Волшебные предметы.

2

1

1

5-6

Страшно … весёлые истории.

Сказочная жизнь в волшебном лесу

2

1

1

Всего по теме

6

3

3

2. Загадки животного мира -18 часов.

7-8

Драконы и Змеи Горынычи.

Кто как летает? Крылохлопающие воздухоплаватели.

2

1

1

9-10

Полёты бумажных самолётов.

Конструкторы самолётов.

2

1

1

11-12

Коробочек для скрипа и топотания.

Как их нарисовать

2

1

1

13-14

Точка-точка, запятая.

Мир макрофотографии

2

1

1

15-17

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Лесные хоромы.

3

2

1

18-19

Жила-была лягушка, прожорливое брюшко.

Жизнь Серой Звёздочки и других.

2

1

1

20-24

С кочки на кочку. Жизнь на болоте

С бархана на бархан.

Сколько этажей в тайге?

В гостях у Снежной королевы.

Горы выше, горы круче…

5

2

3

Всего по теме

18

9

9

3.Загадки под землёй и водой - 31 час

25-26

Волшебные превращения.

Превращения гусеницы и других.

2

1

1

27-29

Семена и орешки.

«Вертолётики» и «пушки».

Как путешествуют растения?

3

2

1

30-32

Что там внутри?

Проводим эксперимент: «Волшебное семечко»

3

1

2

33-37

Вершки и корешки.

Мир удивительных растений.

5

3

2

38-40

Кто такие муравьи… и муравьиные львы.

Трудности и опасности муравьиной жизни.

«Приключение Муравьишки».

3

1

2

41-43

На золотом крыльце сидели.

В стране дремучих трав

3

1

2

44-45

О жизни среди крокодилов.

2

1

1

46-48

Самые большие живые существа.

Почему они исчезли?

3

1

2

49-50

Удивительное разноцветье.

Что подсказывают нам растения?

2

1

1

51-53

Домашнее  море

У самого синего моря… Подводная мозаика

Загадки Чёрного моря.

3

1

2

54-55

Улиткины  загадки.

2

1

1

Всего по теме

31

14

17

4.Загадки камней -4 часа

62-64

Кристаллы и самоцветные камни.

В гостях у Хозяйки Медной горы и гномов.

Как вырастить кристалл.

3

1

2

65

Сахарный вкус.

1

1

Всего по теме

4

1

3

5. Наблюдения и исследования- 17 часов

56-58

Собственный химический лес.

3

1

2

59-61

Химия на кухне.

3

1

2

66-67

Читаем таблицы.

«Для чего им это нужно?»

«Как и когда они спят?»

2

1

1

68-71

Как это всё назвать?        

Мохнатые и пернатые. Медведи, медведки , медведицы и другие.

4

2

2

72-75

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик!

Весенние превращения

Весна в Волшебном лесу

Лесная опушка

4

2

2

76

 Скоро лето. Летние прогулки.

1

1

Всего по теме:

17

8

9

Итого:

76

36

41

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2года  обучения

№ п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Примечания

Всего

Теория

Практика

Путешествия и наблюдения -14 часов

1-2

Путешествия и наблюдения.

Воспоминания о лете.

2

1

1

3-4

 Путешествие- исследование. Какие бывают острова?

2

2

-

5-6

Интересные места или взгляд со стороны. Путешествие вокруг Земли.

2

1

1

7-8

Как полететь в космос? Что такое реактивное движение? Что можно  увидеть на других планетах?

2

1

1

9-10

Земля: как она устроена и как она возникла? Из чего состоит земная кора?

2

2

11-12

Где вы уже бывали? Люди планеты Земля.

2

1

1

13-14

Где вы ещё не бывали? Страны под ногами.

2

2

Всего по теме

14

10

4

2. Загадки животного мира -14ч.

15-16

Удивительное разнообразие (птицы, звери, млелекопитающие).

2

2

17-18

Удивительное разнообразие растений. Откуда пришли к нам культурные растения.

2

1

1

19-20

Живые существа на «-щие». Почему их так назвали?

2

1

1

21-22

Загадочные имена. Почему их так назвали

2

1

1

23-24

Как передвигаются животные. Животные учат делать зарядку.

2

1

1

25-26

Как   они устроены? Почему они такие разные?

2

1

1

27-28

А где-то очень далеко… Кто живёт в мангровых зарослях?

2

1

1

Всего по теме

14

6

8

3.Загадки под землёй и водой -10 часов

29-30

Пресноводный водоём

2

1

1

31-32

Путешествие под водой

2

2

33-34

Микромир или Невидимый мир. Мир в капле воды.

2

2

35-36

Микро- и макромиры.

Какие они вблизи?

2

2

37-38

Путешествия под землёй. Что такое гейзер. Кто живёт в гейзерах?

2

2

Всего по теме

10

5

5

4.Загадки камней -4 часа

39-40

Загадки  камней.  В пещере горного короля. Ледяные и коралловые острова.

2

1

1

41-42

Загадки камней. Янтарь- исчезающий камень. Соляные пещеры. Зачем нужна соль?

2

1

1

Всего по теме

4

2

2

5. Наблюдения и исследования-34 часа

43-44

Наблюдения и исследования. Волшебные предметы.

2

1

1

45-46

Органы чувств и физические приборы.

2

1

1

47-48

Волшебные предметы в нашей жизни

2

1

1

49-50

Естествоиспытатели. Секреты путешественников.

2

1

1

51-52

Свойства воды. Загадки тепла и холода.

2

1

1

53-54

Свойства вещества. Занимательные опыты

2

1

1

55-56

Как у них это получается?

2

1

1

57-58

Чему животные научили человека?

2

1

1

59-60

Удивительные невидимки.

2

2

61-62

Чему научили растения?

2

2

63-64

Крылохлопающие   воздухоплаватели.

2

1

1

65-66

Как летают животные?

2

1

1

67-68

Полёты стрекоз. Превращения.

2

1

1

69-70

Чей самолёт лучше?

2

2

71-72

Как сделать воздушного змея

2

1

1

73-74

Рассказы одуванчика

2

1

1

75-76

Загадки про всё

2

2

Всего по теме

34

17

17

Итого:

76

40

36

4.    Содержание   программы «Загадки природы»

1 год обучения

  1. Волшебный мир.

   Выстраивание дружеских отношений между первоклассниками, развитие детской учебной коммуникации и учебного сотрудничества на знакомом материале, имеющем природоведческий статус.

  • Деление на группы «случайным» образом, при помощи соединения фрагментов картинок, заранее приготовленных и разрезанных по количеству участников;
  • Обмен «информацией» внутри группы о сюжете сказки, иллюстрация которой теперь в собранном виде лежит на каждом столе;
  • «Поход в гости» к другим группам и приём гостей, обмен информацией между группами;
  • Беседа о волшебных персонажах, их волшебных качествах, придумывание загадок для других групп;
  • Игра в «исследователей-путешественников» по рабочей странице «Волшебный мир» (рассматривание рисунка, придумывание истории по фрагменту общей картинки, рисование кусочка волшебного мира в рабочих тетрадях).
  1. Путешествие по картам  волшебных стран.

       Составление карты –игры  волшебной страны. Нахождение мест, где могут быть спрятаны волшебные предметы. Составление правил игры.

  1. Волшебные предметы.

   Создание ландшафтных рисунков – элементов модели детской картины мира: восстанавливаем рисунок волшебного мира с прошлой учебной встречи на доске («Что было нарисовано в правом верхнем углу? А что – чуть ниже? И т.д.)

   Работа по теме занятия:

- Какие волшебные предметы есть в волшебном мире?

(Игра «Найди волшебные предметы» по карте, плану комнаты, где обозначен «клад» - место, где спрятана картинка с изображением волшебного предмета. У каждой группы свой план комнаты и свои волшебные предметы.)

- Какие из этих предметов вам известны? Какими волшебными функциями они обладают? (Обсуждение в группах, рассказ классу.)

- Выберите для своей группы волшебный предмет. Придумайте историю о том, как он впервые появился.  (Предмет выбирается группой по жребию или используя технику игры в «фанты». Рассказ должен содержать ответы на 3 вопроса:

1) Какая волшебная сила создала этот предмет?

2) Для чего эта сила создала тот или иной предмет?

3) Как эта волшебная сила наделила этот предмет волшебными качествами?

- На какие группы можно разделить все эти волшебные предметы?

(Обсуждение в группах.  Рассказ классу.)

Рисование на доске волшебного леса с волшебными предметами.

- Рисование одного волшебного предмета в рабочей тетради.

5. Страшно … весёлые истории.

          В первый класс учителя «возвращаются» из четвёртого. Наши воспоминания предыдущего года не совпадают с новыми обстоятельствами. Ведь хочется, чтобы дети сразу же демонстрировали способность легко включаться в разговор, способность слушать и слышать, способность к рассуждениям с использованием логических правил, способность держать тему разговора, не переопределяя её и т. д.

        Но нам также понятно, что первый класс — это пространство, где только начинают складываться данные способности. И требуется немало времени, чтобы возникли ожидаемые нами педагогические эффекты. И для этого требуется неторопливая и осмотрительная работа взрослого, требуется понимание того, что поспешность всегда чревата негативными последствиями.

       Межпредметная связь – особенность детского мировосприятия (театр, русский язык, чтение, рисование…)

Вместе с детьми вспоминаем, какие звери бывают в сказках. И какими они бывают (в разных сказках разные характеры животных).

Работа в группах: каждой группе при помощи считалки достаётся какой-нибудь зверь. Обсуждение в группах. Совместное обсуждение в классе.

- Каким характером обладают эти животные в реальной жизни?

(Этот вопрос не требует немедленного ответа. Это вопрос на будущее.)

  1. Сказочная жизнь в волшебном лесу.

Вы когда-нибудь бывали в волшебном лесу? Вспомните себя первоклассниками и первый день в школе. Разве не похоже это на странный волшебный мир, где многое совсем не так, как было раньше?

    Что такое Волшебный лес для дошкольников? На наш взгляд — это то, что позволяет удерживать дошкольные формы мировосприятия, понимания, рисования. Волшебный лес — образ речи, система слов, понятная и знакомая большинству шести-семилетних детей. Именно отталкиваясь от понятного и в то же время загадочного и таинственного, можно переходить к иным формам понимания, иным способам анализа окружающего мира и самих себя.

7. Драконы и Змеи Горынычи.

Задания, связанные с движением.

     Сегодня мы – драконоведы.

- Вспомните и обсудите в классе, как устроены Драконы и Змеи-Горынычи.

- Какие странности в устройстве Драконов и Змеев-Горынычей вы обнаружили в ходе разговора?

- Обсудите, как летают Драконы и Змеи-Горынычи?

- Обсудите в группах, расскажите и покажите в классе.

При обсуждении полётов рекомендуем  пользоваться следующими парами слов, близкими по звучанию:

  1. Взлетать и взмывать.
  2. Планировать и пикировать.
  3. Порхать и парить.

- Что означает каждое слово? В чём сходство и в чём различие между ними?

Каждая группа обсуждает, изображает и рассказывает об этом. (Важно подойти к каждой группе при обсуждении и помочь в подготовке ответа.)

  1. Кто как летает? Крылохлопающие насекомые.

      Известный зоолог Беклемишев писал: «Будь у древних сравнительно-анатомическая точка зрения, они не смогли бы вообразить драконов с крыльями на спине».

И хорошо, что не было.

     Иначе мы бы остались не только без летающих драконов, но и без эльфов, и без Дюймовочки. А ведь есть ещё стрекозы, бабочки, божьи коровки, майские жуки. И все они с лапками и с крыльями.  

     Многие дети хотят иметь крылья, которые можно привязать к спине и летать потом в своё удовольствие.

  1. Полёты бумажных самолётов.

Экспериментирование.

Сегодня мы – конструкторское бюро …

Создание самолётов из бумаги и из спичек.

Проведение опытов:

- Что произойдёт, если нос (крылья, хвост) самолёта сильно утяжелить?

Провести работу в группах, рассказать о полученных результатах.

- Что такое «центр равновесия» у самолёта? Где он должен находиться, чтобы самолёт летел ровно?

  1. Конструкторы  самолётов.

Беседы- обсуждения.  

     Человек всегда мечтал научиться летать. Именно поэтому часто в истории человечества и появлялись различные мифы и легенды, которые рассказывали о летающих людях - например, об Икаре.

    Фантазия человека, опережая свое время, создавала и самые разные летательные аппараты (вспомните хотя бы такой сказочный аппарат, как ковер-самолет .   Многие изобретатели пытались построить настоящие летательные аппараты.

Но самые первые чертежи таких машин были найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения, который жил еще в 15 веке.

    История авиации в коротких рассказах. Побуждение детей задавать вопросы о том, что им не совсем понятно… Почему и как появились такие конструкции летательных аппаратов.

  1. Коробочек для скрипа и топотания.

Разговоры-воспоминания.

- Что здесь нарисовано? Кого вы здесь узнали? Сколько их, сосчитайте. У кого сколько получилось?

- Кто это видел своими глазами? Где и когда это было?

Разговоры-воспоминания могут быть «общеклассными», групповыми или «парными». Важно, чтобы дети менялись ролями: слушатель-рассказчик.

- А что может быть за полями этого рисунка?

- Что может расти вокруг этого места?

- Кто может жить рядом с этим местом?

Схематичное рисование на доске учителем того, что предлагают дети, обсуждение что, где и как лучше нарисовать.

- Подготовьте в группе рассказ о живых существах, живущих в этих местах. Расскажите его в классе.

  Освоение классификации.

Игра по коллективному отгадыванию того, что находится в личной коробочке каждого (это могут быть бусинки, стёклышки, марки, маленькие картинки с животными ...):

-Твой зверь умеет плавать?

- Да.

- У него есть лапы – ласты?

- Нет.

- Он покрыт шерстью?

- Да. И т.д.

Правило одно: чтобы угадать, нужно задавать вопросы, но не перечислять названия.

- Давайте заведём для наших зверей жилище – коробочек для скрипа и топотания.

- Кто с кем будет загадывать: кто в коробочке живёт?

- Кто с кем будет отгадывать?

Способы игры:

  1. Группы отгадывают, что загадала каждая из групп.
  2. Отгадывает один ребёнок, задавая вопросы всем остальным, при этом на голову ему надевается бумажный обруч с картинкой того или иного живого существа.

- Я зверь или растение? И т.д.

  1. Как их нарисовать.

Практическое занятие.

В результате процесса познания человек приобретает те или иные знания. При этом для осущ56ествления и развития самого познания необходимо фиксирование и оформление этого знания. Но не менее важно в этом процессе уметь фиксировать то, что ещё неизвестно, что подлежит выяснению.Такой формой выяснения неизвестного и является вопрос.  Стимулировать способности правильно задавать вопросы в разных упражнениях и  игре. Игра – «угадай о чём спросили», «узнай предмет, задав вопрос» и др.  

  1. Точка-точка, запятая.

   Цветные слайды-фотографии, созданные средствами макросъёмки, фантастически эмоционально насыщены.

    Сегодня мы отправляемся в путешествие – исследование на летний луг.

   - Рассмотрите рисунок в группе. Кто кого узнал на этом рисунке?

Расскажите об этом в классе.

Чтение отрывка из книги Юрия Аракчеева «Джунгли во дворе», рассматривание слайдов.

  - Посмотрите, как взлетают божьи коровки. Кто, что заметил? Кто чему удивился? Обсудите это в группах.

  - У божьих коровок шесть лапок во все стороны. Как движутся божьи коровки? Они топают или семенят?

   Обсуждение в группах, как могут передвигаться живые существа, изображённые на рисунке? Какой способ передвижения кажется самым необычным, а какой самым простым?

Можно предложить детям сделать самостоятельно макрофотографии и посмотреть на большом экране всем вместе – что получилось.

  1. Мир макрофотографии.

Занятие- исследование.

Исследование  устройства  фотоаппарата и мобильных телефонов. Выявление режима макросъемки.  Выполнение съемки предметов, «открытие» того, что не видно простым глазом.  Обсуждение в группах. Совместное обсуждение в классе.

  1. Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

         Обсуждение навыков поведения животных, в частности навыка строительства    собственного жилища. Формулирование вопросов по поводу обсуждаемой темы, придумывание собственных гипотез, групповое обсуждение.

     Вспоминаем сказочные дома-терема.

- Где все эти дома находятся?

Разговор о живых существах, населяющих реки, моря, лес, саванну, лужу…

Одни животные живут там «где придётся», у других есть собственные домики. Кого вы знаете из «первых», кого – «из вторых»?

Подготовка своего варианта ответа в группе.

Рассматривание фотографий жилищ разных животных – зверей, птиц, насекомых. Кого из них вы уже знаете?

- Выберите домик, который был построен самим животным. Какие вопросы вы бы задали друг другу по этому поводу?

Среди вопросов можно выбрать один и предложить попробовать на него ответить, придумав собственную версию.

- Можно ли читать, что у литки есть свой домик? Обсудите это в группах, расскажите, что у вас получилось.

16-17. Лесные  хоромы.

«Экскурсия» по домам лесных жителей.  Смотрим фильмы о том, как живёт белка, заяц, бобры, лисы и другие обитатели леса. Классификация жилья: нора, гнёздо, логово, берлога. Составление кластера о жилищах разных животных по группам. Обсуждение в группах и совместное обсуждение.

18-19.  Жила-была лягушка, прожорливое брюшко.

   Работа в парах.

   Рисование на доске и в рабочих тетрадях лягушек и тех мест, где они живут.

Беседа о других живых существах, которых можно встретить в этих же местах.

Придумывание  в парах коротких диалогов лягушек и других живых существ (цапли, головастика, стрекозы и т.д.)

- Лягушки ловят комаров при помощи своего липкого языка.

А что происходит с пойманной добычей?

Обсуждение в группах, выдвижение ответов-предположений.

- Какие другие странности есть в жизни лягушек?

Назвать несколько. Одну из них обсудить в группах и в классе.

 Чтение и обсуждение сказки О. Уальда «Серая звёздочка») Рассуждения о пользе(вреде) лягушек.

20. С кочки на кочку.

   Обсуждение различных мест обитания различных живых существ.

Болота…

- Вы что-нибудь слышали про болота?

- Кто-нибудь из вас бывал на болотах? Расскажите об этом.

- Что там растёт? Кто там живёт?

- Кочки на болоте. Что это такое?

- Трясина, болото. В чём разница?

- На болоте живёт растение-хищник. Называется оно - росянка.

Кто об этом слышал? Как в интернете найти картинку росянки?

- Есть ли болота недалеко от тех мест, где вы живёте?

Работа с физической картой родного края.

21. С бархана на бархан.

Обсуждение жизни в пустыне.    Какие бывают пустыни.  Как животные приспособились жить в таких условиях. Какие особенности внешнего вида обусловлены жизнью в пустыне. Работа с картой. Составление Лапбука «Пустыня».

22. Сколько этажей в тайге?

Обсуждение жизни в пустыне.

  Чтение рассказов из книги Г. Граубина «Четырёхэтажная тайга». Знакомство с разнообразием жизни тайги. Тайны тайги. Что такое кедрач? Какой кедр растёт в тайге?

Составление лапбука» Тайга».

23.  В гостях у Снежной королевы.

 Обсуждение жизни за полярным кругом.

    Кто живёт на северном и южном полярными кругами. Работа с картой. Составление кластеров «Антарктика» и «Антарктида». Обсуждение и работа в группах. Обсуждение составленных кластеров.

24.   А горы все круче, а горы всё выше

Обсуждение жизни в горах .

     Кто живёт  высоко в горах. Работа с картой. Редкие животные гор: снежный барс, снежный баран и др. Выполнение коллажа «Жизнь в горах». Обсуждение и работа в группах. Обсуждение полученных мини- проектов.

  1. Волшебные превращения.

В этой теме мы впервые коснёмся темы развития.

      Формирование групп по разрезным картинкам.

- Какие превращения могут происходить в волшебных сказках?

В группах придумать и задать своим друзьям вопросы-загадки про превращения в сказках. Записать в рабочие тетради.

- В сказках можно «превратиться», а можно «обернуться».

В группах вспомнить ситуации, в которых сказочные герои превращаются в кого-то, и ситуации, в которых они оборачиваются кем-то.

- Чем оборачивание отличается от превращения?

- Бывают ли в сказках необратимые превращения?

  1. Волшебные превращения гусеницы и других. .

     Наблюдение.

- Наблюдение над жизненым циклом насекомых. Знакомство со стадиями развития. Легенды о бабочках. Могут ли быть полезными гусеницы? Легенда о том , как открыли тайну китайского шёлка. Обсуждение и подготовка группами легенд о насекомых. Выступление  перед аудиторией.

  1. Семена и орешки.

   Формулирование вопросов по обсуждаемой теме. Работа по осознанию и преодолению собственных эгоцентрических установок при понимании того, как устроен окружающий мир.

   Обсуждение сказочных историй про необычные семена («Буратино», «Дюймовочка»…)

- В каких плодах семенам удобнее всего расти? Обсуждение в группах.

  • Обсуждение устройства разных плодов и растений.
  • «Отчего же все плоды такие разные? Почему одни семена на виду, а другие – спрятаны глубоко под кожурой?»

Классификация семян:

  1. Множество семян внутри большой защитной оболочки.
  • Плоды в сухой защитной оболочке.
  • Плоды в сочной защитной оболочке.
  1. Отдельные семена внутри защитной оболочки.
  1.  «Вертолётики и и орешки. Как путешествуют  растения.

   Формулирование вопросов по обсуждаемой теме. Работа по осознанию и преодолению собственных эгоцентрических установок при понимании того, как устроен окружающий мир.

   Выполнение мини-проектов « Из жизни растений».  Выступление детей со своими презентациями и  проектами. Обсуждение работ и выступлений.

30. Что там внутри?

    Игра «Волшебная палочка»

    Дети встают в круг и, передавая друг другу «волшебную палочку» (карандаш или ручку), называют по очереди, например, известное им растение.

Принести в класс семена каких-нибудь растений. Предварительно выяснить, где «хранились» эти семена в самом растении. Рассказать об этом в классе, рассмотреть семена.

- Устройство матрёшки и устройство плода – в чём сходство и в чём разница? Обсудить вопрос в группах.

- Внутри семян и косточек есть «секрет», из которого вырастает растение. Как это происходит? Предложите свою версию. Нарисуйте свою версию и версии  одноклассников в своих рабочих тетрадях. Задайте вопросы друг другу.

31-32.  Волшебное  семечко.

Экспериметальная работа. Позиция исследователя наблюдателя.

  Посадка семян разных растений. Наблюдение за развитием.  Ведение дневника наблюдений. Обобщение полученных сведений.

  1.  Вершки и корешки.

     Самостоятельное обсуждение детьми вопросов, по поводу которых у них нет «твёрдых знаний».Первая проба выстраивания образа растения как саморегулирующейся  живой системы.

- Среди «сухопутных» растений есть деревья, кустарники и травянистые растения. Кто из них вам «знаком»?

 Обсуждение в группах, чем они отличаются друг от друга и в чём они сходны друг с другом. Рисование на доске и  в тетрадях ( изображаем три группы существ: кустарники, деревья, травы).

- Для чего нужны растению те или иные части?

- Что узнали? Чему удивились? Что хотим узнать?

37-39. Кто такие муравьи … и муравьиные львы.

Позиция исследователя-наблюдателя.

- Что необычного есть в жизни муравьёв?

Подготовить в группе сообщение об этом и рассказать его в классе.

Чтение рассказа Н.Романовой «Красная точка» (язык наблюдателя-натуралиста), рассказа В. Бианки про Муравьишку (описание от имени самого героя), чтение описания жизни муравьиного льва, сделанного профессионалом-биологом. Сравнение.

Рисование в рабочих тетрадях.

- А если на картинках с муравьём мы нарисуем ещё и человека? Что это за человек? Чем он здесь занимается? Что про этого человека сказано в тексте? Кто – он?

Трудности и опасности муравьиной жизни.

Рассказ учителя про то, на кого охотится и как ловит свою добычу муравьиный лев.

- Какие вопросы по этому поводу можно задать друг другу?

-Вы сейчас прослушаете рассказ, а после этого скажете, на какие свои вопросы вы услышали ответы, а на какие – нет.

Читаем информацию из произведения А. Э. Брема.

- Придумайте короткий диалог двух муравьёв о муравьином льве.

- Муравьеды не любят муравьиных львов, зато охотятся на муравьёв. Кто они такие? Как они выглядят? Где живут?  Чтение сказки «Приключение Муравьишки». Обсуждение услышанного. Просмотр мультфильма по мотивам этой  сказки «Приключения муравья».

- Каких насекомых из этого мультфильма вы узнали?

Работа в группах.

- Как работала ваша группа? Расскажите об этом в классе.

40.  На золотом крыльце сидели.

     Это занятие посвящено стрекозам.

- Нарисуйте на доске и в своих тетрадях несколько стрекоз и те места,

Где они живут.

  • Кто из вас будет стрекозами? Какой у вас будет цвет? Полетайте как стрекозы над озером. Не забудьте, что у стрекоз шесть лапок, по четыре крыла и длинный хвост – брюшко.
  • Что вы знаете о жизни стрекоз? Приготовьте в группе рассказ и расскажите его в классе.
  • Посмотрите видеозапись того, как летают стрекозы. Кто что заметил? Обсудите это в группах. Кто чему удивился?
  • Придумайте в группах короткие диалоги, например, двух стрекоз о лягушках, двух лягушек о стрекозах.

Просмотр видео – файла с замедленным полётом стрекоз.

Работа с картинкой из дидактических материалов по теме (обратить внимание на изображение личинки стрекозы).

  • Когда-то, очень давно, стрекозы были с размахом крыльев в 70 сантиметров!
  • Кто что знает о тех временах?

43. О жизни среди крокодилов.

    В болоте, куда когда-то падала Луна, живут крокодилы.Каких только крокодилов не бывает!

  1. Миссисипский аллигатор.
  2. Каймановый аллигатор.
  3. Китайский аллигатор.
  4. Ганский гавиал.
  5. Нильский крокодил.

  - Каково жить среди крокодилов, кто может себе это позволить?

  • Вы видели настоящих крокодилов? Какие они? Что вы знаете об их жизни? Приготовьте в группе рассказ для всего класса.
  •    Крокодилов относят к большой группе животных, которые называются «пресмыкающиеся». Кто догадался, почему?
  • Говорят, что крокодилы – хладнокровные охотники. А ещё говорят, крокодилы относятся к хладнокровным животным. Это про одно и то же, или про разное? Обсудите этот вопрос в группах. У кого, какие версии ответов возникли?
  • Кто ещё из живых существ относится к группе хладнокровных?
  •  Кто из «дальних родственников» крокодилов живёт в наших краях.

45.  Самые большие живые существа.

    Совместный поиск информации.

   Разговор об огромных существах (диплодок, синий кит, слон, жираф … ).

  • Одному удаву больше нравилось измерять свою длину в попугаях, чем в мартышках.
  • Знаете  такого удава?

В коридоре или во дворе школы прошагать длину, выстроить контур зверя, как бы встав вокруг него.

  • Как диплодок может «ворочать» своей длинной и тяжёлой шеей?

Поиск ответов на вопросы из «научной картины мира» в энциклопедиях, интернете, др. источниках?

48. Удивительное разноцветье.

   Возможность «окунуться» в мир цвета.

  Игра «волшебная палочка»:

Дети встают в круг и, передавая друг другу «волшебную палочку» (карандаш или ручку), называют по очереди любые предметы в классе вначале красного цвета, потом оранжевого, потом жёлтого и т. д.

  • Сыграйте в группе в игру. Закройте полоской бумаги названия цветов и назовите их по памяти.
  • Сравните цвета своих карандашей и фломастеров с цветными полосками.
  • В классе на каждый цвет радуги вспомните названия цветковых растений такого же цвета. Запишите названия этих растений в свои рабочие тетради.
  • Кто знает, где растут эти цветы: в поле, на лугу, в лесу, в степи? Или это садовые цветы?
  • Нарисуйте в своих рабочих тетрадях цветочную поляну.
  1.  Домашнее море.

   Составление из отдельных строчек и отгадывание стихотворений-загадок об аквариумах в группах.

Разговор об аквариумах, их устройстве, обитателях.

Просмотр презентаций с фотографиями аквариумных рыбок и их названиями, просмотр видеороликов по теме.

53. Улиткины загадки.

    В аквариуме , кроме рыбок, живут улитки.

- Кто что может рассказать о жизни улиток в аквариуме?

- Кто встречал улиток в природе? Как это было? Где вообще можно встретить улиток?

     Создание рисунка на доске

-Чем необычны улитки? Что у них такого, что отличает их ото всех прочих?

- Выберите одну из странностей и обсудите её в классе.

Работа в группах. Формулирование вопросов на основе противоречий.

Просмотр презентации.

 55-57. Собственный химический лес.

  Встреча детей с химией.«Выращивание» цветного химического леса.

В каждую группу приносим стакан с раствором воды и клея. Группа ведёт наблюдения по схеме, изображённой на рабочей странице пособия, и зарисовывает результаты своих наблюдений в рабочие тетради. Выбираем «ответственного за время». Перед началом опытов все дети рисуют в своих тетрадях изображения трёх стаканов. Каждой группе выдаём свою соль металла. После проведённого опыта группы ходят в гости друг к другу и смотрят, какой лес вырос у соседей. Делимся впечатлениями.

61. Кристаллы и самоцветные камни.

- Какие вы знаете сказки, легенды, в которых рассказывается о драгоценных камнях. Расскажите одноклассникам одну из историй.

- Придумайте в группе историю о том, как появились самоцветные камни. Расскажите её в классе. Нарисуйте свою историю и истории своих одноклассников в своих рабочих тетрадях.

Просмотр презентации о драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях.

  1.  Сахарный вкус.

    -  Говорят, что сахар в воде распадается на невидимые частички.

-Что потом происходит с этими частичками? Какие у вас есть            предположения?

-Нарисуйте свои версии и версии одноклассников в свои рабочие тетради.

Схематичная зарисовка детских версий на доске, обозначая подписями авторство «гипотез-теорий».

- Что в «гипотезах-предположениях» других групп вам показалось странным, непонятным?

-Какие вопросы вы зададите друг другу?

  1.  Читаем таблицы.

Работа с таблицами (чтение информации по горизонтали и вертикали).

1 ситуация: знакомство с чтением табличных форматов.

 -Кто живёт в лесу?

 -Где живут разные звери?

 -Какие насекомые, из перечисленных в таблице, живут в водоёме?

 - В какую «ячейку» таблицы поместим зайцев, карасей, шмелей?

- Есть ли здесь место щукам, улиткам, китам, альбатросам?

- Кого ещё можно поместить в эту таблицу?

-Придумайте по таблице вопросы друг другу.

Работа по вопросам – заданиям организовывается в группах.

2 ситуация: «Для чего им это нужно?»: заполнение таблицы.

Чтение дополнительных материалов. Прослушивание сообщений.

Просмотр презентации о ядовитых организмах.

-Какие вопросы о ядовитых существах вы хотели бы задать? Обсудите этот вопрос в классе.

3 ситуация: «Как и когда они спят?»

Предварительное заполнение самой таблицы.

Просмотр презентации с фотографиями «ночных» и «дневных» организмов, их названия и короткую информацию.

-Кто из ночных хищников охотится бесшумно и почему?

-Кто из ночных животных «шумит» во время охоты и почему?

  1.  Как это всё назвать?

Работа в группе: рассматривание рисунка, выбор животного, подготовка рассказа о нём.

-Найдите на рисунке несуществующих животных. Кто это? Сколько их? Что вы о них слышали?

-В какие группы можно объединить этих живых существ?

-Как работала ваша группа? Расскажите об этом в классе.

-Как бы вы озаглавили эту страницу? В группах придумайте заголовок. Расскажите, почему вы выбрали такой заголовок.

71. Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик!

Правила поведения в лесу, на реке.

 Обсуждаем правила поведения, обозначаем их значками.

По ходу занятия даём комментарии:

-Кому полезны мухоморы, грибы-поганки?

-Как охотники и рыбаки разжигают костёр по особым правилам?

-Есть ли такие места, где совсем нельзя разжигать костры?

-Что может случится с лесом, если в нём не соблюдать нужные правила?

76 Летние прогулки.

-Скоро лето.

-Расскажите, где вы будете этим летом?

-Как выглядят эти места?

Рисование на доске общего рисунка. Обратить внимание детей на то, что везде есть интересные живые существа разной формы и расцветки. Нацелить детей на наблюдение за их жизнью.

Содержание курса  «Загадки природы»

2 года обучения

1-2 «Путешествия и наблюдения. Воспоминания о лете.»

… Воспоминания о лете являются традиционным началом учебного года на уроках русского

языка, но эти же воспоминания хорошо перенести и на уроки природоведения.

— Кто из вас бывал в похожих местах? Что вы там видели? Расскажите об этом в классе.

3-4 «Путешествие-исследование»

    Путешествие в южное полушарие. Что можно увидеть в Австралии и Антарктиде? Какие бывают острова?  Путешествие по карте. Как путешествовал Жюль Верн?

5-6 – «Интересные места или взгляд со стороны.»

   Путешествие вокруг Земли. Если посмотреть на Землю со стороны, то можно увидеть океаны, моря и большие участки суши, которые называются континентами. На континентах можно увидеть горные цепи, реки, леса, пустыни. Земля с Луны похожа на

глобус, который стоит в вашем классе.

7-8 «Как полететь в космос?»

    Исследование реактивного движения. Проведение «запуска» ракеты (опыт с воздушным шаром). Пофантазируй, что можно увидеть в космосе? Виртуальное космическое путешествие вокруг Земли.

9-10 «Земля: как она устроена и как она возникла? Из чего состоит земная кора?»

На фоне «взрослых» теорий о происхождении Земли мы пробуем обсуждать геологическую историю Земли. Ведь именно благодаря геологии и минералогии и стали складываться представления об истории Земли, её эволюции. В теме «Из чего состоит земная кора» категория геологического времени упакована в сюжет происхождения горных пород и минералов.

11-12 «Где вы уже бывали?»

      Глядя на Землю с Луны, можно увидеть континенты. Путешествуя по континентам, можно

обнаружить некоторые закономерности в распределении растительности и особенностях

видового состава животных в разных местах. Связано это, в первую очередь, с климатом. Так возникают представления о климатических зонах. В каких-то из этих мест второклассники уже бывали. Как минимум — в одной из природных они живут сами.

13-14 «Где вы ещё не бывали?»

     Расширение представления о климатических зонах в виртуальном путешествии. Предположения и гипотезы о том, кого и что можно увидеть в зонах, где дети не бывали. Где можно увидеть коралловый остров и айсберг? Нахождение и объяснение общих признаков обитателей определённых климатических зон.

15-16 «Удивительное разнообразие.»

    Поиск и обнаружение неочевидного в очевидном — это интересная работа для младших

школьников. Они готовы и рады удивляться. И эту способность нам и нужно у них сохранить. Разнообразие птиц и животных. Почему белка потеряла шерсть? Почему медведи разные? Дети стараются увидеть причины возникновения разнообразия животного мира.

17-18 «Удивительное разнообразие растений»

   Поиск и обнаружение неочевидного в очевидном. Растения-аборигены и растения-путешественники. Какие тайны скрывают растения. Как растения помогают геологам.

19-20  «Живые существа на «-щие».

Обсуждая разные типы движения живых существ, второклассники, одновременно с этим,

осваивают и причастия.

21-22 «Как передвигаются животные»

    Почему страус и птица киви  не летает? Чему можно поучиться у животных? Китайская «животная» гимнастика. Составление комплекса упражнений на основе наблюдения над движением животных.

23-24 «Пресноводный водоём.»

    Для городских жителей, как детей, так и взрослых, встречи с мелкими обитателями

пресноводных водоёмов редкu, если вообще случаются. Для этого нужна определённая

настроенность и готовность наблюдать. И некоторое представление о том, что в небольшом

пруду вообще можно что-то увидеть.

25-26 «Путешествие под водой».

   Таинственный подводный мир неохотно раскрывает свои загадки. Тайна Чёрного моря.  

Чего не знал Жюль Верн (путешествие по страницам его книг)?  

27-28 «Микромир или Невидимый мир.»

    Освоение масштабности окружающего мира продолжим темой «Микромир или Невидимый мир». Обычно микроскоп в школе впервые используется для демонстрации клеточного строения растения. Причём, в чём пафос этого знакомства с клеточным строением кожицы, многим детям остаётся непонятным.

29-30 « Мир в капле воды»

    Кто первым увидел таинственных жителей? Кто изобрёл микроскоп? Исследование устройства калейдоскопа.

31-32 «Микро- и макромиры»

    Зачем   изобрели   телескоп?  Что можно рассмотреть в небе? Воспоминания о будущем  

(беседа о фильме). Для кого и зачем сделаны рисунки в пустыне Наска…   на эти и другие вопросы второклассники пытаются ответить, проявить фантазию и способности в высказывании разных предположений.

33-34  «Загадочные имена.»

   Этимология названий животных, растений всегда привлекает детей, тем более что у самих детей всегда есть варианты объяснений этих названий. Лягушка лягается, когда её возьмёшь в руки. Скат оттого скат, что, плавая, он как бы скатывается с водяной горки. Плывёт скат, перекатывая своими плавниками. Мох — мохнатый. А крапива впивается, оттого и больно.   Это — варианты интерпретаций этих имён-названий второклассниками. А что предложат ваши дети?  Чтобы придумать подобную историю, от второклассников потребуются серьёзные усилия филологического, биологического, исследовательского характера.

35-36 «О чем могут рассказать названия на карте»

   Этимология   географических названий всегда привлекает детей.   нужно ли верить мифам и легендам? Как нашли Трою… А как дети объяснят названия пригородов Белгорода? Стрелецкое, Пушкарное,  Болховец и др.

В предметном плане здесь несколько составляющих.

   С одной стороны, предлагая школьникам, прочитав тексты, придумать подобную мини-

историю, мы рассчитываем на их воображение.

   С другой стороны, такую историю не придумать, не начав внимательно рассматривать

интересующий нас объект.

   С третьей — подобные истории содержат в себе социальную составляющую: кто-то попал в беду и его нужно спасать, кто-то — «бросает всё» и идёт на выручку и т. д.

   С четвёртой — история должна удивлять и «цеплять» слушателя.

   Другими словами, чтобы придумать подобную историю, от второклассников потребуются серьёзные усилия филологического, географического, исследовательского характера.

37-38 «Загадки камней»

   Побывать в пещере Горного короля, в гостях у гномов и троллей мечтают многие. Раскрыть тайны минералов и секреты их названий. Провести исследования свойств янтаря, каменной соли и кремния – самых доступных минералов. Самые редкие, удивительные и опасные камни.

39-40 «Как они устроены?»

   В основе этой темы лежит весьма важная проблематика, а именно проблематика

наследуемых и приобретённых в ходе индивидуальной жизни поведенческих навыков.

41-42 «А где-то очень далеко…»

   А где-то очень далеко идёт своя собственная жизнь. И там живут илистые прыгуны.

Странные рыбки, умеющие ползать по суше, забираться на воздушные корни мангровых

деревьев, греться в свете луны и охотиться за мошкарой.

43-44 «Наблюдения и исследования. Волшебные предметы»

     Первая тема «Волшебные предметы» этого большого раздела — не столько про волшебные предметы как таковые, сколько про организацию игровых ситуаций исследовательского характера.

45-46 «Органы чувств и волшебные  приборы»       В основе этой темы лежат следующие представления. Физиков называют естествоиспытателями. Почему? Потому что они «испытывают естество природы». Но чем, как? Ответ — известен. При помощи экспериментов и особых приборов, позволяющих фиксировать данные, недоступные простым органам чувств человека.

47-48 «Волшебные предметы в нашей жизни»

    Как люди изобрели «волшебные» предметы?  Изобретения и изобретатели. Исследования предсказаний Жюля Верна. Какие фантазии скоро воплотятся в жизнь? Придумайте свой «волшебный» предмет, Нарисуйте его и расскажите об устройстве.

49-50 «Естествоиспытатели. Секреты путешественников»

    Животные -живые барометры. О чём рассказывает поведение животных и  птиц?  Приборы из подручных материалов. Практическое применение наблюдений над живой и неживой природой. Изготовление барометра из шишки.

51-52 «Свойства воды. Загадки тепла и холода»

    Темы «Свойства воды» и «Загадки тепла и холода» углубляют предыдущую тему

направлены уже на оформление у второклассников опыта чувственной идентификации с

физическими явлениями. Поиск причин (а точнее, механизмов), лежащих в основе

физических явлений, которые называем «испарение», «замерзание».

53-54 «Путешествие к необычным источникам»

   Гейзеры и водопады. Почему вода в гейзерах горячая? Кто живёт в кипятке? Минеральные источники – подарки природы. Как образуются водопады.  

55-56 «Как у них это получается?»

     Данный сюжет продолжает разговор, начатый в теме «Органы чувств и физические

приборы».

57-58 «Чему животные научили человека»

    Удивительные способности животных были подмечены человеком. Желание и фантазии.    К чему может привести желание, например, научиться прыгать как кенгуру? Изобретение приборов и приспособлений.

59-60 «Удивительные невидимки»

    Наблюдение над жизнью насекомых – увлекательное занятие. Что можно изобрести, изучая насекомых?

61-62 «Чему научили растения»

   Наблюдения над жизнью растений интересно и занимательно. Растения и архитектура. Рассказы о бионике. Откуда пришла «липучка», черепица и другие вещи, которые изобрёл человек?   Сочинение сказки о том, как появились   вещи.

63-64 «Крылохлопающие  воздухоплаватели»

    В рамках данного сюжета мы обращаемся к формату телесной идентификации начинающих исследователей, как к средству анализа особенностей «природных явлений», в конкретном случае — маневров живых организмов в воздухе.

65-66 «Как летают животные»

    Провести исследование способов планирования в воздухе, Найти объяснение, предположить, выдвинуть гипотезы, объясняющие разные способы полёта.

67-68 «Полёты стрекоз. Превращения.»

    Эта последняя в этом году тема, посвящённая телесной идентификации с объектом изучения. Специфика же данного разговора — в появлении инженерной составляющей. Более развёрнуто инженерный аспект мы будем обсуждать с детьми в 3-ем и систематически в 4-ом классе. Здесь же создаём заделы для этих будущих задач; обозначаем значимость имеющегося «инженерного» опыта у некоторых второклассников.
69-70 «Чей самолёт лучше?»

Изготовление бумажных самолётиков разных конструкций. Исследование дальности их полёта. Виртуальный полёт в кабине самолёта.

71-72 «Как сделать воздушного змея»

   Поиск в разных источниках материалов об изготовлении воздушного змея. История создания и применения. Изготовление воздушных змеев.

73-74 «Рассказ одуванчика»

   Сочинение рассказа об одуванчике. Наблюдение за полётом семян, предложение версий использования. Изготовление и испытание   разных конструкций парашютов  из бумаги и ткани. Виртуальный полёт с парашютом

75-76 «Загадки про все».

Предложите детям дома подготовить какой-нибудь опыт-фокус и потом показать его в классе. Дети к этому возрасту имеют «про запас» некоторое количество физических опытов, на таких, где есть неожиданный зрительный эффект.


                5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТАБЛИЦЫ

1.        Таблицы по окружающему миру для  1-4 классов издательства «Школа – Пресс».

2.        Таблицы по окружающему миру для 2-3 классов издательства «Праздник».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий:

  • http://nsc.1september.ru/ - Электронная версия газеты "Начальная школа".
  • http://festival.1september.ru/subjects/15/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".Разработки уроков для начальной школы.
  • http://som.fsio.ru/subject.asp-сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы для начальной школы: методические разработки, тесты, олимпиады, учебники.
  • http://www.edu.rin.ru- Образование - RIN.RU. 
  • http://www.zankov.ru. Сайт посвящен развивающей системе обучения Л. Занкова.

Глобус и карта:

  • Глобус – модель земного шара. Термин. http://zemlj.ru/globus-model-zemnogo-shara.html.
  • Глобус – модель Земли. Разработка урока. http://festival.1september.ru.
  • Модель Земли глобус. Понятия: “меридиан”, “нулевой меридиан”, “параллель”, “экватор”. http://festival.1september.ru.
  • Равнины, горы, моря и реки. Я познаю мир по темам: равнины, горы, моря и реки. http://viki.rdf.ru.

Материки и океаны на глобусе:

  • Материки и океаны. Разработка урока-путешествия. Презентация. Кроссворд. http://festival.1september.ru.
  • Шесть материков и четыре океана. Презентация. http://imc.rkc-74.ru/dlrstore.
  • Части света. Материки и океаны. Разработка урока. Презентация. http://festival.1september.ru.
  • Океаны и материки. Разработка урока. Презентация. http://www.edurm.ru.

Москва-столица РФ:

  • Москва – столица России. Мультимедиа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore.
  • Современная Москва. Видео о городе. http://mygeog.ru/sovremennaya-moskva-video-o-gorode.
  • Россия из космоса. Фотографии. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore.
  • Государственные символы России. Презентация http://irina-caunite.ucoz.ru.

Космос:

  • Покорители космоса. Красочный видеоролик. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link.
  • История освоения космического пространства. Презентация.  http://www.uchportal.ru.
  • День космонавтики. Презентация. http://www.uchportal.ru/load.

История России:

  • Путешествие в прошлое России. Разработка урока. http://school1-asb.ucoz.ru.
  • Страницы истории Отечества. «Своя игра». Вопросы. http://viki.rdf.ru/item/2467/download.

Странички по ОБЖ:

  • Правила безопасности в лесу. Иллюстрации со звуковым сопровождением. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Правила поведения во время грозы. Иллюстрированная схема. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Как правильно развести костер. Плакат со звуковым сопровождением. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Места, в которых нельзя разводить костер. Плакат со звуковым сопровождением. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Правила противопожарной безопасности при разведении костра в лесу. Анимированная интерактивная схема. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Правила противопожарной безопасности при разведении костра в лесу.
  • Тестовое задание в виде анимированной схемы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore.
  • Что такое растениеводство. Разработка урока. Тест. http://dgerela.at.ua/publ/metodichka/urok.

Время и часовые пояса:

  • Точное московское время. http://www.zln.ru/time.
  • Часовые пояса. Информация. http://www.besp.narod.ru.
  • Карта часовых поясов России. http://worldgeo.ru/russia/timezone.

Леса России:

  • Охрана природы. Разработка урока. http://kollegi.kz/publ/.http.
  • Леса России. Разработка урока. http://imc.rkc. http://festival.1september.ru.
  • Значение лесов в жизни человека. Учебный проект. http://wiki.iteach.ru/index.php.
  • В зоне лесов. Животные леса. Презентация. http://eduland.ru.

Почва:

  • Почва – особое тело Земли. Видеоролик. http://www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/urok-onlayn-pochva-osoboe-telo-zemli.
  • Образование почвы. Урок-сказка. Презентация. http://ikt.oblcit.ru.
  • Состав и свойства почвы. Разработка урока. Опыты. http://www.metodichka.net/nschool.php.
  • Разрушение горных пород выветриванием. Текст с иллюстрациями. http://pochemy.net.
  • Разрушительная работа ветра. Текст с иллюстрациями. http://bitel.kg/osnovygeologii.
  • Минерал. Из энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Минерал.

Свойства воды. Водоёмы:

  • Водоемы. Презентация. http://www.uchportal.ru/load.
  • Вода и ее свойства. Разработка урока. http://edu.rin.ru/html.
  • Вода и ее свойства. Разработка урока. Лабораторная работа. http://festival.1september.ru/articles.

Расы человека:

  • Расы человека. Таблица характерных черт. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Это далеко не все, что умеет человек. Видеоролик. http://yaprozrel.ru.
  • Человек как живое существо. Тематический план уроков. Рекомендации. http://orthodox.tts.lt/theolog.
  • Человек – живое существо. Разработка урока. Кроссворд. http://festival.1september.ru.

Расти здоровым:

  • Будь здоров! Разработка урока. http://www.prosv.ru/ebooks/Novickaya_Uroki_po_okruj.
  • Мы и наше здоровье. Разработка урока. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link.
  • Наш организм. Пищеварительная система человека. Иллюстрация. http://home-edu.ru.

Разнообразие животных:

  • Животные. Группы животных. Текст. http://www.what-this.ru.
  • Классификация животного мира. Текст с иллюстрациями. Схемы. http://www.what-this.ru.
  • Жизнь животных. Текст с иллюстрациями. http://www.what-this.ru.
  • Дикие и домашние животные. Текст с иллюстрациями. http://homezhivotnie.narod.ru.

Размножение растений своими частями:

  • Плоды и семена. Пособие с иллюстрациями. Строение плода. Классификация плодов. http://www.cosmoschool.ru.
  • Путешествие плодов и семян. Флеш-анимация. http://files.school-collection.edu.ru.
  • Размножение растений своими частями. Видеоролик. http://rutube.ru.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

1. Юшков А.Н. «Загадки природы». Часть 1,2. - Санкт-Петербург: Школьная лига, издательство «ЛЕМА», 2012.

2. Юшков А.Н. «Загадки природы». Методическое пособие для учителя. 1,2 класс. - Санкт-Петербург: Школьная лига, издательство «ЛЕМА», 2012.

3.Юшков А. Н. «Загадки природы». Раздаточный материал. Часть 1- 2. - Санкт-Петербург: Школьная лига, издательство «ЛЕМА», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

Дополнительная образовательная программа «Ориландия» Направление : общеинтеллектуальное

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Книжное царство»

Программа курса «Книжное царство» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Книжное царство». 2 год обучения.

Программа курса «Книжное царство» составлена в соответствии с главой II  п.2.9.6 ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приложение 8, на...

Календарно – тематический план дополнительной общеобразовательной программы общеинтеллектуальной направленности «Литературный калейдоскоп» 1 год обучения

Календарно – тематический пландополнительной общеобразовательной программы общеинтеллектуальной  направленности«Литературный калейдоскоп»1 год обучения...

Дополнительная общеобразовательная программа общеинтеллектуального направления (технической направленности) «Куборо»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуального направления (технической направленности) «Куборо» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012...