Урок окружающего мира в 1 классе "Твёрдые тела, жидкости и газы" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Воснову урока положена совместная работа учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы "Твёрдые тела, жидкости и газы". В содержание урока включена опытно-экспериментальная деятельность обучающихся в группах, а также приёмы РКМЧП для активизации познавательной активности детей и всестороннего развития детской личности. Разработанный электронный дидактический материал для проведения урока отражает все его требования и цели и обеспечивает наиболее эффективное и результативное проведение урока в соответствии с его замыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Твёрдые тела, жидкости и газы" | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Кухта Л.А., учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 5 им. А.К. Ерохина г. Томска
Региональный этап Всероссийского конкурса
педагогического мастерства «Мой лучший урок» 2014-2015
Направление «Начальная школа».
Сценарий урока
Тема урока: «Твёрдые тела, жидкости и газы».
Тип урока: введение нового знания
Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятий «тело», свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел; организовать деятельность по выявлению свойств тел; отработать знания по определению свойств тел.
Развивающие: развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению новых знаний, воспитывать умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Планируемые результаты :
Предметные: – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;
– выделять, осмысливать признаки и свойства тел, жидкостей и газов;
- называть живые и неживые природные богатства ;
Личностные результаты: - применять правила делового сотрудничества;
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявление терпения и доброжелательности, доверия к соучастнику деятельности.
Метапредметные результатаы
Регулятивные УУД: -умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятие «тело», свойств твёрдых тел, жидкостей и газов, для решения учебной задачи используют тексты стихотворений, данные опытов, знаково-символические средства;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
Познавательные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.)
Коммуникативные УУД: – формирование правильной речи;
- обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме; - учиться работать в группе.
Оборудование: вода, стеклянная банка, стакан., тканевая салфетка, разовый шприц без иголки – 5 шт., полиэтиленовый пакет – 5 шт., деревянные бруски, карандаши, воздушные шары, духи, таблица «Свойства предметов»,схема, рисунки, толковый словарь, тетрадь, учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, и/а доска, компьютер, проектор.
Ход урока.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся (познавательная) | |
Осуществление деятельности | Формирование способов познавательной деятельности | ||
1. Организационный момент. слайд 1- | Прозвенел уже звонок! Начинается урок! Встали все у парт красиво, с гостями поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. Урок окружающего мира начнём. | Учащиеся приветствуют гостей, настраиваются на работу на уроке. | Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока |
2.Психологический настрой. | Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Улыбнитесь, пусть тепло вашей души вас согревает и вам помогает. | Личностные: проявление терпения и доброжелательности к товарищам | |
3.Введение в урок. (слайд 2) (слайд 3) (слайд 4) | Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, Все загадки разгадать, научитесь наблюдать… - Итак, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами. - Катя нам даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте познакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1) 1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3. Выполнять все задания. | Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории. Проговаривают правила | Коммуникативные: умение слушать собеседника |
4.Актуализация опорных знаний. слайд 5 (слайд6) | Предлагаю вам закрыть глаза. - Что вы себе представляете, когда слышите слово «тело»? -Давайте выслушаем мнение наших учёных. - Именно это понятие и будет интересовать нас сегодня на уроке. | Высказывания учащихся Учёный 1.В словаре С.И.Ожегова дано такое значение: «Тело- организм человека или животного в его внешних и физических формах». Учёный 2.Но у этого слова есть и другое значение: Телами в науке называют все предметы, которые нас окружают. | Личностные: сравнивать разные точки зрения |
5.Определение темы урока. Постановка целей. (слайд7) | -У вас на столах 3 стакана. - Что в первом стакане? - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? - В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела | Высказывания учащихся -Деревянный брусок, карандаш. - Твердый. | Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их Личностные: сравнивать разные точки зрения |
(слайд8) | - Что находится во втором стакане? - Какая она на ощупь? Такие вещества принято называть(на доске запись жидкости . | - Вода - Жидкая | |
(слайд 9) (слайд 10) | - А вот в третьем стакане спрятался невидимка.. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? - Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? (на доске появляется запись газы ) - А кто догадался, о чём пойдёт речь? - Сформулируйте тему урока? - Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? | -Воздух Ветер Нет Нет Высказывания учащихся - Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.» - Найти отличительные особенности т/т, ж, г. Познакомиться с их свойствами. | Предметные: применять знания в жизненных ситуациях |
ФИЗМИНУТКА | |||
6.Постановка проблемы. Открытие нового знания.
| III. Постановка проблемной ситуации. - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? - Наши мнения разошлись. Кто же прав? – Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы. | Предположения детей. | Регулятивные: умение принимать и сохранять цель урока |
7.Опытно-экспериментальная работа. (слайд 11) | 1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим. а) Твердые тела. -Попробуйте изменить форму бруска, карандаша. -Получилось? Твердые тела ↓ не изменяют Форму б) Жидкость – Можно ли изменить форму жидкости? – У вас на партах стакан с водой. Перельём эту воду в тарелку, а затем в формочку. Что заметили? Жидкость ↓ изменяет Форму Работа с учебником. (стр.34) № 1.- Сравните рисунки. Что изображено на первом рисунке? А на втором? № 2. -Меняется ли форма твёрдых тел? А форма жидкостей? – Какой вывод можно сделать? (стр. 35 учебника) в) Газ – Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? -Какую форму приобрёл воздух? - А какую форму имеет газ в стакане? – Имеет ли газ постоянную форму? газ ↓ изменяет Форму - Таким образом, что скажете о форме твердых тел? Жидкостей и газов? | Дети выполняют задание учителя. - нет Дети высказывают свои предположения. – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит, не имеет постоянной формы. – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. – Весь шарик. - Форму шарика. -Форму стакана. – Газ не имеет постоянной формы. Форма твердых тел постоянна, а жидкости и газы принимают форму сосуда, в котором находятся. | Предметные: применять знания в жизненных ситуациях; Познавательные: умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий «тело», свойства твёрдых тел, жидкостей и газов Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность |
(слайд 12) | 2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? а) Попробуйте сжать брусок, карандаш. Удалось это сделать? Почему нет? б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. – Удалось ли сжать воду? в) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.– Почему? - Удалось ли вам сжать воздух? - Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его осторожно смять. Получается? -Какой следует сделать вывод? – Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (правило стр. 35 учебника внизу) -Газы обладают ещё одним важным свойством - Закройте глаза (разбрызгиваю духи) - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? - Прочитаем вывод: (стр. 36 учебника) | Высказывания детей – Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются. – Нет, значит, жидкость не сжимается – Возвращается в исходное положение. – Сжатый воздух выталкивает его. - Да. Действия детей Вывод: воздух имеет свойство сжиматься. Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. У газов есть еще одно свойство. Когда газ находится в комнате, то он заполняет собой всё пространство. Читают вывод: (стр. 36 учебника) | |
8. Закрепление нового материала (слайд 13, 14) | Практическая работа в рабочей тетради. (с.50 №1,№2) № 1.-Определите и укажите стрелками, в какие сосуды налили воду? № 2. - Подпишите, что находится в бутылях? | Самостоятельное выполнение заданий детьми в группах Самопроверка по эталону | Познавательные: умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу |
Физминутка | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнения на внимание.) | ||
(слайд 15) (слайд 16) (слайд 17) (слайд 18) (слайд 19) (слайд 20) (слайд 21) | Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу - О чём говорится в этой загадке? - От чего зависит различное состояние воды? - В каком состоянии представлена вода в виде льда? -Где мы могли наблюдать в жизни воду в твёрдом состоянии? Как вода превращается в лёд? - В каком состоянии вода представлена в виде тумана? -Где мы могли наблюдать в жизни воду в газообразном состоянии? - Ученик нашего класса протёр доску влажной салфеткой. Какой доска была после его действий? - А что стало с ней сейчас? Куда делась вода? Прочитаем правило на с. 37 | Туман, лёд, ручей- это всё вода. От температуры Учёные: Вода в природе существует в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном Высказывания детей - При охлаждении из жидкости вода превращается в твёрдое тело – лёд. Высказывания детей - При нагревании вода становится газом – паром. Ученик протирает мокрой салфеткой доску. - Мокрой. Вода испарилась | Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их Предметные: применять знания в жизненных ситуациях |
9. Обобщение и систематизация знаний. (слайд 22) (слайд 23) | - Работа с таблицей в группах. -Выберите, какие свойства соответствуют жидкостям, твёрдым телам и газам и составьте кластер? Что у вас получилось? ПРОВЕРКА -Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Но о её путешествиях мы поговорим на следующем уроке. | - Работа с таблицей в группах 3 УЧЕНИКА У ДОСКИ СОСТАВЛЯЮТ КЛАСТЕР. | Коммуникативные: умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их |
10. Итог урока (слайд 24) Рефлексия | Вот кончается урок. Все старались, не ленились И чему-то научились. -Что нового узнали? - Чему научились? - А где нам могут эти знания пригодиться в жизни? -Довольны ли вы своей работой на уроке? -Кто испытывал трудности? -Понравился ли вам урок? - Покажите своё настроение с помощью условного знака. | Высказывания детей Высказывания детей Мнения детей (хорошее, не очень хорошее, плохое) | Регулятивные: умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.) |
11. Домашнее задание | По желанию подготовить сообщение на тему: «Путешествие воды» с опорой на рисунок в учебнике стр.37 и энциклопедии. - Спасибо всем за активность и старание. |
Используемая литература:
- « Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
- Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс А.А.Вахрушев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".
Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...
Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100".
Тема: АФРИКА. Цели: 1. Дидактическая:познакомить с природой Африки, её странами и населяющими их народами, достижениями и достопримечательностями этих стран. ...
урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "
Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.
Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...
Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Строение тела человека". Класс 2. УМК "Школа России".
Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, в которой поэтапно представлены деятельность педагога и учащихся. Материалы урока дополняются презентацией. Данная методическая ...