окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
проверочныеработы, тесты, конспекты уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Природные зоны» 4 клаcc
О какой природной зоне идёт речь?
№1
До самого горизонта раскинулась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустарника. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт.
Ответ: ________________________________
№2
С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь опалил её: остались только травы с тонкими листьями.
Ответ: _________________________________
Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания.
Кит Богомол Косуля Лось Лемминг Кобылка Северный олень Тупик | Арктическая пустыня Субтропики Тундра Степи Зона лесов пустыни | Рысь Суслик Дельфин Глухарь Ушастый ёж Жук-скарабей тюлень |
Узнай растение по описанию, подпиши название. Поставь над картинкой номер описания.
- Это растение похоже на накипь или на корочку, растёт на валунах и скалах.
Ответ: _____________________
- У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят кормиться кабаны, белки , мыши.
Ответ: _____________________
- Это таёжное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.
Ответ: _____________________
- Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель – живёт до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.
Ответ: _____________________
- Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
Ответ: ______________________
- Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
Ответ: ______________________
Предварительный просмотр:
Проверочная работа № 2 Вариант 1
- В какой день года тень от предметов в полдень самая длинная?________________________
- Какое направление можно определить во время захода Солнца? _______________________
- Найди ошибку и исправь её.
- Запиши название указанных сторон горизонта и укажи их на схеме компаса.
Ю _________________________________
СЗ _________________________________
ЮВ ________________________________
- Нарисуй изображение пня для определения сторон горизонта
и укажи их на стрелках.
- Изобрази условными знаками
сильный западный ветер.
- Укажи последовательность работы с компасом.
____ установить синий конец стрелки на букве «С»;
____ закрепить зажим;
____ определить остальные стороны горизонта;
____ освободить зажим;
____ положить компас на горизонтальную поверхность.
Проверочная работа № 2 Вариант 2
- В какой день года тень от предметов в полдень самая короткой?________________________
- Какое направление можно определить по Полярной звезде? _______________________
- Найди ошибку и исправь её.
- Запиши название указанных сторон горизонта и укажи их на схеме компаса.
С _________________________________
ЮВ _______________________________
СЗ ________________________________
- Нарисуй изображение одиноко стоящего дерева для определения
сторон горизонта и укажи их на стрелках.
- Изобрази условными знаками
слабый восточный ветер.
- Укажи последовательность работы с компасом.
____ определить нужное направление движения;
____ повернуть компас, чтобы синий конец стрелки установился на букве «С»;
____ закрепить зажим;
____ освободить зажим;
____ установить компас на горизонтальную поверхность.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ПО ТЕМАМ : «Вода и воздух». Вариант 1.
- О каком веществе здесь говорится?
А молоко Б лёд
В снег Г вода
- Как доказать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который её наливают?
А поставить сосуд с водой на свет
Б поставить сосуд с водой в холодильник
В нагреть сосуд с водой
Г перелить воду из одного сосуда в другой
- При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в твёрдое?
А - 5° Б - 10° В + 5° Г 0°
- Как называют свойство воды накапливать и долго сохранять тепло?
А расширение при нагревании Б теплоёмкость
В сжатие при охлаждении Г теплопроводность
- В чём сходство свойств воды и льда?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как называется место, где начинается река?
А устье Б приток
В исток Г русло
- Какие облака образуются на высоте 1-2 км и имеют серый цвет?
А перистые Б кучевые В слоистые
- Укажи правильную последовательность круговорота воды.
А испарение – просачивание и сток – образование облаков – осадки
Б испарение – образование облаков – осадки – просачивание и сток
- Что является мерами по охране воды?
А спускать в реки загрязнённую воду
Б не вырубать лес вокруг рек и озёр
В не оставлять мусор на берегах водоёмов
Г неэкономно расходовать воду
- Чем озеро отличается от реки? Напиши два различия.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему испарившаяся морская вода не солёная на вкус?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что такое воздух?
А газ В смесь газов
В кислород Г жидкость
- Какого из перечисленных газов больше всего в воздухе?
А кислорода Б азота
В углекислого газа Г аргона
- Почему из Космоса Земля кажется голубой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Докажи, что тёплый воздух легче холодного.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соедини вещества и их свойства.
текуча В
О принимает форму сосуда,
Д в который налита
является растворителем А
прозрачность
не имеет вкуса
не имеет запаха
хорошо проводит тепло
В плохо проводит тепло
может находиться О
в разном состоянии З
Д вещество, жизненно
У необходимое человеку
занимает всё пространство Х
содержится в телах природы
при нагревании расширяется
при охлаждении сжимает обладает упругостью
ТЕСТ ПО ТЕМАМ : «Вода и воздух». Вариант 2.
- О каком веществе здесь говорится?
Бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, газообразное, при охлаждении превращается в воду.
А лёд Б снег В пар Г вода
- Как доказать, что лёд легче воды?
А положить лёд в холодильник
Б положить лёд на свет
В опустить лёд в банку с водой
Г нагреть лёд
- При какой температуре вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?
А -5° Б +10° В +5° Г 0°
- Как называют свойство воды передавать тепло?
А расширение при нагревании Б теплоёмкость
В сжатие при охлаждении Г теплопроводность
- В чём различие свойств снега и льда?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как называют место впадения реки в озеро , море или другую реку?
А исток Б приток
В устье Г русло
- Какие облака образуются на высоте 10-12 км и состоят из кристалликов льда?
А перистые Б кучевые В слоистые
- Укажи правильную последовательность круговорота воды.
А испарение – образование облаков – осадки – просачивание и сток
Б испарение – осадки – просачивание и сток – образование облаков
- Что не является мерами по охране воды?
А не спускать в реки загрязнённую воду
Б вырубать леса вокруг рек и озёр
В оставлять мусор на берегах водоёмов
Г экономно расходовать воду
- Чем пруд отличается от озера? Напиши два различия.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему у истока река узкая, а в устье – широкая?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как называют воздушный слой, который окружает нашу планету со всех сторон?
А кислород Б биосфера
В облака Г атмосфера
- Какого из перечисленных газов меньше всего в воздухе?
А кислорода Б азота
В углекислого газа Г аргона
- Почему небо с Земли кажется голубым?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Докажи, что воздух сжимается и упруг.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соедини вещества и их свойства.
текуча В
О принимает форму сосуда,
Д в который налита
является растворителем А
прозрачность
не имеет вкуса
не имеет запаха
хорошо проводит тепло
В плохо проводит тепло
может находиться О
в разном состоянии З
Д вещество, жизненно
У необходимое человеку
занимает всё пространство Х
содержится в телах природы
при нагревании расширяется
при охлаждении сжимает обладает упругостью
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Варламова Е.В.
Предметная область: окружающий мир
Класс: 3 класс
Автор УМК: Окружающий мир 3 класс «Планета знаний», автор Г.Г.Ивченкова
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Тема урока: Четыре царства живой природы
Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»
- Задачи урока:
- Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.
- Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.
- Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.
- Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.
- Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: ученик научится
- называть царства живой природы;
- приводить примеры представителей каждого царства, соотносить живое существо с царством;
- устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (чтение текста, слушание);
- развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)
Регулятивные:
- формировать умение определять учебную задачу на уроке с помощью учителя, удерживать учебную задачу;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
- формирование умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности, учитывать мнение партнера;
- развитие монологической и диалогической форм речи.
Личностные:
- формировать устойчивый интерес к изучению природы;
- ориентировать детей на сознательное выполнение правил поведения в природе.
Оборудование
- Презентация «Четыре царства живой природы»
- Карточки с заданиями для групповой работы.
- Карточки для индивидуальной работы.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
Обучающиеся умеют
- различать объекты природы и изделия;
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать части растений;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- умеют делить объекты живой природы на группы по существенным признакам и объединять в группы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Орг. момент Цель: самоопределение к деятельности. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные II этап. Актуализация к учебной деятельности Цели и задачи, которые хочет достичь учитель: выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми. Методы: слайдовая презентация, загадки для мотивации, наводящие вопросы | Наш урок предлагаю начать такими словами:
«Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» Организует беседу, выявляющую знания детей по теме. - Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы, исследовать. - Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.
Учитель читает загадку, Слайд « Природа» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы , воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг …(природа) - А что такое природа? - Какая бывает природа? - Чем отличается живая природа от неживой? Посмотрите вокруг себя: что в классе является объектом живой природы? Как это доказать? Чтобы закрепить наши знания, мы сыграем в игру: «Живое –неживое». Я называю слова. Если объект живой природы – вы хлопаете в ладоши, а если объект неживой природы – ничего не делаете.(камень, облако, ворона, мальчик, белка, листик, гора, солнце, кузнечик , дерево, роза). Молодцы. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное. - А вы, хотите побывать в этих царствах? - Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие? - Какой будет тогда тема нашего урока? Слайд Тема урока « Царства живой природы» На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы» Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. ( коммун.УУД) Вступают в диалог с учителем. Аргументируют свои ответы: Дети смотрят на слайд Дети: Природа. Природа – это все, что нас окружает. Всё, кроме изделий, изготовленных руками человека. Живая и неживая. Выдвигают предположения о теме урока. Да Узнать эти царства
|
III этап. Изучение нового материала Цель: открытие нового знания, организация учебной деятельности. Учебная цель перед обучающимися: познакомиться с царствами природы, уметь выделять его обитателей, понимать их роль и значение. Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: исследовать царства живой природы, выделить основные понятия. Задачи: Умение аргументировать свои ответы; развивать коммуникативные компетенции, творческое воображение и внимание; устанавливать связь между представителями этих царств; самостоятельно находить ответ на заданные вопросы, строить диалог; формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога; уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,. формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Методы стимулирования: похвала, одобрение. Формы и методы изложения нового материала: беседа, сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала; самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала; работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов; Физминутка Работа по учебнику Цель: найти ответы на вопросы с помощью прочитанного текста. Основные формы и методы организации фронтальной, индивидуальной и групповой деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа в группах по составлению правил поведения в природе, Методы стимулирования: похвала, одобрение. IV этап. Закрепление изученного материала Учебная цель перед обучающимися: проверить усвоение темы Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону
| Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. А помогут вам ваши знания. Слайд Загадка Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом- Чудеса увидишь в нем! Слад «Лес» - Какие растения леса вы знаете? - На какие группы они делятся? - Какую пользу они приносят? - Какое название дадим этому царству? ( Растения) Дополняем таблицу на доске царства «Растения» Слайд Отличие растений от животных Для кого в природе лес служит домом ? - На какие группы делятся животные? - В чем их отличие? (по месту обитания) - По способу питания? - Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные) Слайд « Животные» Дополняем таблицу на доске «Животные» В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу? Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много. - А вы собирали грибы? _Мы к лесной опушке вышли. Что мы видим? (грибы). Давайте соберём грибы. Учащиеся собирают грибы согласно стихотворению) В лес осенний по тропинке Мы несём свои корзинки. Соберём грибы – опята, Сыроежки и маслята. Нарядились мухоморы В ярко-красные узоры. Рыжик прячется в листочках, Боровик стоит на кочке. Целый день в лесу гуляли – Много мы грибов набрали. - Какие грибы есть в нашей местности? Какому грибу не нашлось места в нашей корзинке? Почему? Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему? - Как вы, думаете, в какое царство мы их определим? Слайды «Грибы» Дополняем таблицу на доске царства «Грибы»
- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство. ( Чтение отрывка стихотворения « Мойдодыр») Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. -Кто написал эту сказку и как она называется? -Почему все отвернулись и убежали от главного героя? -Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Слайд «Бактерии» Сообщения детей ( 2 ученика)
-Какое же название дадим этому царству? (Бактерии) Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии» - Сколько же царств, у нас получилось? Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок. Их изучением занимаются различные науки Слайд Царства природы Ребята, а у нас гости! Давайте рассмотрим: что они с собой принесли? Как вы думаете: Какие объекты живой природы они изучают? Рассказ гостей, работа по Эл.учебнику -Давайте встанем и немного отдохнем. Ветер веет над полями Ветер веет над полями И качается трава (дети плавно качают руками над головой) Облако плывёт над нами, Словно белая гора.(потягивания – руки вверх) Ветер пыль над полем носит- Наклоняются колосья – Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот.(наклоны в разные стороны) Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка. Покажись скорей, плутовка!(приседания) Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте) И немного отдохнём! (садятся за парты) В природе существуют 4 царства живой природы. Эти царства хранят много тайн и загадок. Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу - Что означают стрелки между царствами? А как по-вашему, возможны ли другие варианты стрелок? Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества) Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания. -Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа? Прочитайте последний абзац текста на с. 78
Вывод: чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. - Чем различаются условия жизни в этих средах? Игра «Определи царство». Сейчас Я называю живое существо, а вы показываете карточку соответствующего царства.
Молодцы! - Скажите, а как вы думаете: какое царство самое главное? - Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным. Работа в группах: Наше путешествие подходит к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Не случайно, 2017 год был объявлен нашим президентом В.В.Путиным ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. И, приходя в гости к природе, нужно вести себя не как разрушитель и враг, а как вежливый гость, благодарный природе за все те дары, которыми она нас одаривает.
| (Регул и личн. УУД) Читают про себя загадку Отгадка. Лес Дуб, береза, рябина, цветы Деревья, кустарники, травы. Дают кислород, защищают от солнца Растения Лес - это дом для ….. ( животных) |
Дикие и домашние Дикие живут в лесу, домашние рядом с человеком Хищные, всеядные и растительноядные Животные Цветы, ягоды, грибы.
Маслята, шампиньоны, грузди, опята Нет Съедобные и несъедобные. Ответы детей
Грибы ( К. Чуковский, « Мойдодыр») Сообщения детей о бактериях
Ученица Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого. видео Бактерии В природе существуют 4 царства.
Выполняют упражнения по команде учителя Связь между собой Читают текст в учебнике про себя наземно- воздушную ( птицы) водную (рыбы), почвенную (черви), Болезнетворные бактерии в других живых существах. Условия жизни в разных средах разные, поэтому представители каждого царства приспосабливаются к ним. Ответы детей. Дети составляют правила охраны Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. ( познават. и регул. УУД ) | ||
V этап Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы Цель- соотнесение поставленных задач с достигнутым результ VI этап Задание на дом. Цель самостоятельной работы обучающихся: подготовить сообщение о любом царстве по выбору. Цель, которую хочет достичь учитель: формировать умение подбирать интересный и познавательный материал, развивать творческие способности обучающихся. | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. - Какие задачи на урок мы ставили? - Все ли мы исследовали в этих Царствах? Прикрепите карточку со своим именем к тому царству, о котором бы хотели узнать больше. Это и будет вашим творческим домашним заданием. - Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках. Предлагает закончить предложения: Я знаю ………. Я запомнил ……… Я смог …………… Творческое Подготовить сообщение о понравившимся царстве Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Узнать, какие царства природы есть Нет Дети выходят доске и определяют карточку в понравившееся царство Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. ( регулятивные ууд) Карточки для записи предложений Я знаю ………. Я запомнил ……… Я смог …………… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...