«Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Средства обучения:
учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,
для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, смайлики
компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkuda_v_nash_dom_prihodit_voda_i_kuda_ona_uhodit.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Откуда в наш дом приходит вода
и куда она уходит?»
Семянникова О.Ю.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс /,
для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, смайлики
компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков / 1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»
Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.
Предметные задачи урока:
- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Метапредметные задачи урока:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи урока:
-воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;
- воспитывать умение сотрудничать.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- прослеживать по схеме-модели путь воды;
- обсуждать необходимость экономии воды;
- выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
- проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу выполнять ее;
- владеть информацией о том, как в дом приходит вода и куда она уходит;
- следовать инструкции проведения опыта;
- фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме;
Ход урока:
I. Оргмомент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
-А чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким? Что такое любознательность?
II. Целеполагание и мотивация.
- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку и узнайте , о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Я и туча и туман, СЛАЙД
И ручей , и океан.
Я летаю , и бегу,
Неподвижной быть могу.
Я и льдинка голубая ,
Я и капля дождевая.
И снежинка вырезная.
Вы узнали без труда,
Называюсь я ( вода)
2. Что вы еще знаете о воде? - Всё ли нам известно? - Хотите узнать больше?
- Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.
- Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?
- Итак, что мы будем делать на уроке?
III. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)
-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)
-Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. - Действительно, воды на Земле много
Опыт- исследование
-Давайте попробуем воду на вкус.
-Какой была вода в ваших стаканах?
-Где содержится солёная вода? -Откуда вы это знаете?
- А как называется вода, которая была во втором стакане?
-Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?
. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем, на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.
Около 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?
IV. Первичное усвоение материала Осознание и осмысление учебного материала (блок первый).
-Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома .
1. - Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом?
Слайд
...Течет возле города река. С незапамятных времен течет. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с ведрами и низко кланяются ей: «Здравствуй, здравствуй, речка-мать, дай водицы нам набрать!» И идут домой с полными ведрами. Тяжело нести. Вот и решили люди: «Хватит нам к речке на поклон ходить!» Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернешь дома кран — льется холодная прозрачная вода.
Так пришел в дом водопровод. Теперь он в каждом городском доме, в каждой городской квартире. Только в деревнях еще сохранились колодцы да ведра с коромыслами. Начинается водопровод далеко за городом.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ . У самого начала водопровода ставят решетку. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки, дохлую рыбу. А воду — пожалуйста, сколько угодно. с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения.
И течет, течет вода по трубам, но пока еще не в дома. Почему нельзя пить такую воду? ( в ней чисти ила , растений) Такую воду нужно очистить .
Сейчас мы проведем опыт по очистке воды
2. Опыты по загрязнению и очистке воды
-Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.
- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.
Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).
-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?
-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.
–Что вы пронаблюдали?
Вывод (Вода стала грязной)
1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.
-Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.
-Посмотрите, что получилось.
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).
-Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.
- Сравним очищенную воду?
-У всех ли одинаково очистилась вода?
Мы очистили воду с помощью фильтра. Теперь можно пить воду.
Слайд.
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа – микробы.( Рисунок микробов) Целый зоопарк. Микробы опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.
Посмотрите , как выглядит капля воды под микроскопом -
- Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, вода попадает на станцию очистки , она должна пройти очистку и «подготовку» – из нее должны быть удалены вредоносные микробы и химические вещества, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они еще присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор. В воду могут также добавлять другие химические вещества, например, чтобы сделать воду более мягкой (тогда в ней легче пользоваться мылом) или чтобы сделать воду более полезной для здоровья
Посмотрите на слайд Вот так выглядят очистные сооружения
-Найдите на с. 61учебника рисунок очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.
2. Работа в парах.
–А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.
- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.
- Ещё раз проследим путь воды на экране. Слайд
- Куда сначала поступает речная вода?
- Покажите станцию очистки.
- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?
-Куда мы используем воду в доме?
- Какой станет использованная вода?)
- Куда поступает использованная вода?
Давайте представим, что воду из канализации слили обратно в реку. Что произойдет?
Посмотрите на слайд .Что произошло с нашей речкой. Как ей помочь?
Дети расчищают речку от микробов.
Ожила речка , вернулись в нее рыбы, животные , звонко запели птицы. Речка вас благодарит и предлагает пожурчать водичкой вместе.
Что нужно сделать, чтобы этого не произошло с другими речками?
Слайд
- Покажите путь использованной воды.
-Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?
- Куда потом поступает очищенная вода?
- Покажите на карточках- схемах
Проверка знаний.
<Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» задание 2 >.
Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)
- У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски)
-Вторая? (показывают у доски)
- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки
-Ваши действия оценит Мудрая Черепаха? (Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)
3 Давайте сделаем вывод
-На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ?
. -В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)
<Электронное приложением к учебнику «Мир вокруг нас» Задание №1. >
VI. Физминутка
3.–Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)
VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)
- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, о чем он
- Как нужно относиться к воде?
- Как мы можем сохранить воду чистой?
Набирая в очередной раз стакан воды, подумайте о том, какой невероятно долгий путь она прошла, прежде чем попасть в ваш дом.
Слайд № 23 Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
X. Итог урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?
-Сравните выводы. Что вы можете сказать.
-Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.
Рефлексия по смайликам.
- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.
-Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! ( Жёлтый)
-Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!
(Зелёный)
- Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся. Создаёт положительный, деловой настрой на урок через улыбку и стихотворение. | Улыбкой приветствуют учителя, друг друга и гостей. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. |
2. Целеполагание и мотивация | Используя загадку, подводит учащихся к определению темы урока. | Определяют тему урока. |
Предлагает уточнить тему урока по учебнику и определить задачи урока. | Ставят учебные задачи, осознают предстоящую деятельность. | |
3. Актуализация опорных знаний | Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Вода» (подводящий диалог, опыт). | Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность. |
4.Первичное усвоение материала (блок первый) | Используя электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас», (диск задание №1), создает условия для открытия детьми нового знания. | По схеме- модели прослеживают путь воды. |
5. Осознание и осмысление учебного материала (блок первый) | Организует работу по осмыслению нового знания: -через схему - модель; | Отвечают на вопросы учителя, наблюдают, работают со схемой-моделью. |
Организует учебное сотрудничество. Использует прием «Ловушка» для проверки знаний (диск, задание №3). | Работая в парах, показывают путь воды от реки до квартиры, расположив картинки в нужной последовательности. Проводят проверку (диск, задание №3). | |
Организует работу по учебнику и электронному приложению (диск, задание №2.) | Рассматривают рисунок очистных сооружений, Объясняют свой выбор на поставленный вопрос. | |
Работает над осознанием учащимися учебной задачи. | Возвращаются к задачам урока, делают вывод. | |
Создает условия для сохранения здоровья учащихся. | Выполняют упражнения для снятия напряжения и усталости. | |
6.Первичное усвоение материала (блок второй) | Используя нового героя, подводит учащихся к следующей учебной задаче. | Уточняют учебные задачи, осознают предстоящую деятельность. |
Организует учебное исследование через проведение опытов. | Разбиваются на группы, проводят опыты по загрязнению и очистке воды, делают выводы. | |
7. Осознание и осмысление учебного материала (блок второй) | Организует работу по осмыслению нового знания через эвристическую беседу. | Делают вывод о важности очистки воды. |
8. Первичное закрепление учебного материала | Используя мультфильм «Над нами не каплет», создает условия для закрепления учебного материала. | Смотрят мультфильм, дают оценку поведения героев, делают выводы. |
9. Итог урока. Рефлексия. | Предлагает вернуться к задачам урока, сравнить свои выводы с выводами учебника. Создает условия для самооценки деятельности на уроке. | Сопоставляют выводы. Оценивают свою деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 1 класс "Откуда в наш дом приходит и куда уходит вода"
Окружающий мир 1 класс Тема: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит К этому уроку есть презентация.Кто заинтересуется, могу сказать, где ее можно скачать.Здесь на сайте не удалось закачать...
«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА И КУДА ОНА УХОДИТ»
УМК "Школа России"...
Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Ознакомление....
урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...
Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?
Подробный сценарий урока с практической работой (опыт)....