Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Подробный сценарий урока с практической работой (опыт).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_kuda_v_nash_dom_prikhodit_voda_i_kuda_ona_ukhodit.doc | 524.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру.
1-б класс, учитель Екимова Анна Геннадьевна.
Тема: «Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».
Цели и задачи урока:
В сфере личностных УУД.
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.
В сфере регулятивных УУД.
Научить принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать
правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД.
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
Развивать речевые навыки при устных высказываниях.
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД.
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
- систематизировать знания детей о воде;
- выяснить, каково значение воды в жизни человека;
- выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
Ученики должны:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
— обсуждать необходимость экономии воды;
— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Оборудование:
- учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков , 1 класс,
- рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
- глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека.
- диаграмма, таблицы: «Гидросфера», «Соотношение солёной и пресной воды», «Солёная и пресная вода», «Земля – источник жизни на Земле», «Правила работы в паре», «Форум».
- для опыта – оборудование для практических работ.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Чтобы определить тему нашего урока посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Глобус)
- Что такое глобус? (модель Земли)
- Какой цвет преобладает на глобусе? (синий)
-Что обозначают синим цветом? (воду).
-Водная оболочка Земли называется «Гидросфера». «Гидро»-вода,«сфера»-шар.
(На доску вывешивается таблица Гидросфера». «Гидро» - вода, «сфера»- шар).
- Сформулируйте тему урока. («Вода»)
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?
Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)
- Действительно, воды на Земле много. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем, на Земле? Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая.
Посмотрите на диаграмму. По разным подсчётам доля пресной воды в общем количестве воды на Земле составляет около 3 %. Около 90 % запасов пресной воды содержится в виде льда. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
Что входит в состав солёной воды? (моря, океаны)
В состав пресной? (реки, озёра, ручьи, ледники, болота, пруды)
(таблица на доске)
Солёная вода | Пресная вода |
Моря океаны | Реки Озёра Ручьи Ледники Болота пруды |
Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным)
Схема на доске
Сделайте вывод.
Вода – источник жизни на Земле |
Сейчас посмотрите презентацию и скажите, в каком состоянии встречается вода в природе.
Слайд № 1 Что такое Вода?
Слайд № 2 Я и туча
Слайд № 3 И туман
Слайд № 4 и ручей
Слайд № 5 И океан
Слайд № 6 Я летаю
Слайд № 7 И бегу
Слайд № 8 Неподвижной быть могу
Слайд № 9 Я и льдинка голубая
Слайд № 10 Я и капля дождевая
Слайд № 11 И снежинка вырезная
Слайд № 12 Вы узнали без труда,
называюсь я... (вода)
Итак, в каком состоянии встречается вода в природе? (в жидком, твёрдом, газообразном)
Слайд № 13 Вода- это роса, снег, лёд, пар, облака, иней, туман.
- Откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, она всё течёт и не кончается.
- Цель нашего урока узнаем из учебника. Откройте стр. 60 и прочитайте. «Проследим путь воды, которую мы используем дома. Будем учиться проводить опыты».
Слайд № 14 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Слайд № 15 Если речка по трубе прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём – как мы это назовём?
Слайд № 16 ( водопровод)
Слайд № 17 Проследим путь воды по схеме.
- Источником воды, которой мы пользуемся, является дождь. Дождевая вода собирается в реках, озерах и построенных людьми водохранилищах или впитывается в почву, откуда она возвращается обратно на поверхность через родники или колодцы. Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, она должна пройти очистку и «подготовку» – из нее должны быть удалены вредоносные микробы и химические вещества, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки, дохлую рыбу. После этого в воду добавляют два специальных химических вещества – известь и сульфат алюминия. Эти вещества вызывают склеивание оставшихся в воде мелких частиц грязи, и они превращаются в хлопья. После этого воду закачивают в отстойник. В отстойнике вода отстаивается, образовавшиеся в ней хлопья опускаются на дно, откуда их удаляют.
Теперь вода готова для следующей стадии очистки. Ее пропускают через слои камня и песка, очищая от мелких частичек грязи. Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они еще присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор. В воду могут также добавлять другие химические вещества, например, чтобы сделать воду более мягкой (тогда в ней легче пользоваться мылом) или чтобы сделать воду более полезной для здоровья (к примеру, в воду часто добавляют фтор для укрепления зубов).
После того как водоподготовка закончена, вода по огромным трубам поступает в накопители – цистерны или закрытые резервуары; вода готова для употребления. По большим подземным трубам, которые называются системой водоснабжения или водопроводной сетью, вода подается в населенные пункты. По меньшим трубам вода поступает в жилые дома и на промышленные предприятия; к этим трубам подсоединены водопроводные краны или другие приспособления для отбора воды. Водоочистные сооружения способны ежедневно выдавать миллионы литров пресной воды для удовлетворения нужд населения.
- Ребята, посмотрите на схему и скажите, для каких целей человек использует воду? (Чтобы помыть посуду, постирать, приготовить еду).
После использования, грязная вода сливается в канализацию.
Можно ли такую воду сразу сбрасывать в реку? (Нет).
Слайд 18. Посмотрите, как выглядит капля воды под микроскопом. В ней содержится много микробов, частичек, которые не видны вооружённым глазом. Среди них попадают опасные для здоровья. Поэтому вода нуждается в очистке.
Слайд № 19, 20 Вопрос загрязнения воды всегда волновал людей и уже в 19 веке
в Новгороде люди стали строить очистные сооружения.
Слайд № 21 Посмотрите, как выглядит новгородский водоканал сегодня.
Слайд № 22 Набирая в очередной раз стакан воды, подумайте о том, какой невероятно долгий путь она прошла, прежде чем попасть в ваш дом.
Слайд № 23 Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.
- Проведём физкультминутку.
Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз она уже умылась,
Два - изящно покружилась,
Три тихонечко присела,
На четыре улетела.
-А сейчас мы будем проводить опыты.
Работать будем в парах, для этого вспомните правила работы в паре
Правила работы в паре 1. Работать должны оба. 2. Уважай мнение партнёра. 3. Своё несогласие выражай вежливо. 4. Один говорит, другой слушает. 5. Если не понял, переспроси. |
Выполняется практическая работа.
(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)
- Работать будем поэтапно. В вас на партах оборудование для практических работ.
1. Приготовьте стаканчик с чистой водой и воронку.
2. Возьмите пробирку с землёй и песком.
3. Смешаем воду с землей.
4. Установим фильтр в воронку и выльем загрязнённую воду.
5. Сравним воду на первоначальном этапе и после фильтрации.
Занесём результаты проведенного опыта в тетрадь. ( Учащиеся делают зарисовки в тетради)
В Москве в 2010году прошёл Второй Международный форум «Чистая вода» (Ученик зачитывает толкование слова «форум») Как вы думаете что заставило людей разных стран объединиться по данной теме? ( Загрязнение воды – глобальная проблема человечества, которую решить можно только сообща)
В работе форума приняли участие более 1700 человек. Вода признана наиболее ценным ресурсом для дальнейшего развития и будущего человечества.
В нашей гимназии прошли уроки «Чистой воды», на которых ребята обсуждали данную проблему и пути её решения.
Подведём итог урока. (рефлексия)
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне захотелось...
У меня получилось ...
Мне было трудно...
Ребята, у каждого из вас на парте лежит капелька, нарисуйте ей личико, которое отражало бы ваше настроение от урока.
Спасибо за урок!
Интернет ресурсы:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konsekt-uroka-voda-puteshestvennica -3 состояния воды
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/%C2%ABotkuda-v-nash-dom-prikhodit-voda-i-kuda-ona-ukhodit%C2%BB -изображение капельки воды
- http://www.proshkolu.ru/user/zaqxswcdevfr23/file/3269399/ - итог урока
Урок окружающего мира по теме:
«Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».
Подготовила и провела: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10
Екимова А.Г.
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА И КУДА ОНА УХОДИТ»
УМК "Школа России"...
Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...
"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Ознакомление....
урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...
Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации
Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...