"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Воспитатель ГПД Жильцова Надежда Владимировна

Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Прогнозируемые результаты:

  • Первоклассники познакомятся с источниками воды в природе и быту,

с процессами загрязнения и очистки воды;

  • проследят пути воды, которую используют дома;
  • научатся проводить опыты.

Учебные материалы:

  • музыкальный центр,
  • аудиозапись диалога папы и сына,
  • стаканчики с водой,
  • краски, кисточки,
  • лист бумаги с изображением капли,
  • фильтр (стакан, марля и воронка),
  • интерактивная доска,
  • учебник,
  • тетрадь на печатной основе,
  • глобус,
  • изображение Злючки-Грязючки.

Ход урока

  1. Актуализация знаний
  • Что такое семья?
  • Назови по именам членов своей семьи.
  • Расскажи об интересных событиях в жизни вашей семьи.

  1. Мотивация учебной деятельности
  1. Подготовка к восприятию.

                   Вы слыхали о воде?

                   Говорят, она везде!

                   В луже, в море, в океане

                   И в водопроводном кране,

                   Как сосулька, замерзает,

                   В лес туманом заползает.

                   Ледником в горах зовётся,

                   Лентой серебристой вьётся.

                  Мы привыкли, что вода –

                  Наша спутница всегда!

                  Без неё нам не умыться,

                  НЕ наесться, не напиться.

                  Смею я вам доложить:

                  Без неё нам не прожить!

  • Вода – великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь – вода.
  • Что вы знаете про воду?
  • Какая она?
  • Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Оживите её.

           (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют.)

        (Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

  • Кому нужна вода?
  • Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)
  • Как они её получают?
  • Нужна ли вода животным? (на доску – изображение животных)
  • Нужна ли вода человеку? (на доску – изображение человека)
  • Для чего нужна вода человеку?
  • Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла.

(Показ слайдов)

  • Много ли воды на Земле?
  • Посмотрите на глобус. Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 ливров океанской воды, то пресной воды – только 1 стакан.
  1. Физкультминутка

                   Над волнами чайки кружат.

                   Полетим за ними дружно.

                   Брызги пены, шум прибоя,

                   А над морем – мы с тобою!

(Помахать руками, как крыльями)

                   Мы теперь плывём по морю

                   И резвимся на просторе.

                    Веселее загребай

                    И дельфинов догоняй.

(Плавательные движения руками)

                    Поглядите: чайки важно

                    Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

(Дети садятся за парты)

  1. Проблема урока
  1. Отгадай загадки:
  • Плещет тёплая волна в берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?  (ванна)

  • А что было! А что было! Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала, мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом я купался под дождём.      (душ)

  • Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём – как мы это назовём?   (водопровод)

  • Принимая душ, купаясь в ванной или просто моя руки, мы даже не задумываемся о том, как вода попала в наш дом, в нашу квартиру. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
  1. Прослушивание диалога папы и Вани.
  • Я не пригласила их на урок, но записала разговор, который между ними состоялся. А начался он в тот момент, когда Ваня налил воду в стакан. Привычную нам воду, в такой же стакан, как те, что стоят у вас на партах. Послушаем этот разговор.

(Учитель включает аудиозапись диалога.)

Ваня: Папа, как вода попала к нам в дом? Как она поднялась на наш этаж?

           Ведь вода течёт в речках. Как же эта речка к нам попала?

Папа: Река течёт за городом. На её берегу стоит башенка. В неё попадает

           вода из речки. Вода проходит через решётку и сетку, поэтому рыба в

           башенку не заплывает. Дальше вода течёт по трубам.

Ваня: Но ведь вода по трубам сама не может подняться на верхние этажи.

Папа: Правильно. Для этого существуют специальные насосы. Они толкают

           воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много

           километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки

           стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки

           расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены

           в дома, в каждую квартиру.

Ваня: Учительница на уроке нам говорила, что воду из реки пить нельзя,

           так, как она грязная. А как же мы пьём ту воду, которая из реки

           пришла к нам в дом?

Папа: Воду, которую мы пьём, очистили.

Ваня: Кто это делает?

Папа: Из башенки, которая стоит на берегу реки, воду гонят на

           очистительную станцию. Там вода оставляет мусор. Затем воду

           проверяют врачи. Они смотрят: нет ли в воде вредных для

           человека микробов. Чтобы уничтожить любые вредные вещества,

           воду пропускают через специальные фильтры и добавляют чуть-

           чуть хлор. И только после этого вода попадает в наш кран.

  1. Работа с учебником с. 60.
  •  Итак, вы услышали о том, откуда в наш дом приходит вода.

Проследим её путь ещё раз. Откройте учебник на с. 60.

  •  Ванин папа объяснил сыну, что вода попадает к нам из реки.

Но возможен ещё один путь. Рассмотрите рисунок в левой

части страницы.

  • Откуда ещё на станцию очистки может попасть вода?

(Из подземных источников)

  • Какая вода приходит к нам в дом: грязная или чистая?
  • Каким цветом обозначена на рисунке чистая вода?
  • Поставьте обратную сторону ручки на изображение трубы, по которой вода течёт в дом.
  • Проследите: куда именно попадает вода?
  • Какой становится вода после стирки, мытья посуды, рук, приёма ванной?
  1. Работа с тетрадью с.38.
  •  В задании №1 покажите стрелками путь воды.

  1. Электронная физкультминутка для глаз

  1. Поиск решения проблемы.

(Работа в микро группах по 4 человека)

  1. Опыт №1.
  • Смоделируем изменение воды у нас дома.

(Дети капают краской в стакан с водой.)

  • Что произошло с водой?
  • В такой воде может поселиться кто-то очень вредный для здоровья.
  1. Работа с учебником с. 61.

(Учитель прикрепляет на доску изображение нового персонажа – Злючки-Грязючки)

  • Посмотрите на изображение стаканчика в учебнике на с. 61.
  • Прочитайте, что говорит наша гостья.
  • Как её зовут?
  • От каких слов образовано её имя?
  • Почему именно на этом уроке она появилась у нас?
  • Итак, у нас с вами – грязная вода. Грязнучка этому очень рада.
  • Что же делать с такой грязной водой? Куда её деть?
  • Каким цветом на нашем рисунке изображена грязная вода?
  • Посмотрите: куда она идёт от умывальников, туалетов, ванных, стиральных машин?
  • Каким должен быть путь воды: сразу в реку или в очистные сооружения? (Рассматривание очистных сооружений на с.61)
  1. Опыт №2
  • Сделаем самый простой фильтр. Возьмём стакан, поместим в него воронку. На воронку положим марлю, сложенную в несколько слоёв. Осторожно, не разбалтывая воду, перельём её в этот фильтр. Посмотрите, что получилось.

(Дети видят, что вода стала чище, а на марле остались следы от краски.)

  1. Работа с тетрадью с 38-40.
  • Вот и не стало Злючки-Грязючки.
  • Какой вывод мы можем сделать?
  • Давайте прочтём вывод в учебнике на с.61.

  1. Рефлексия учебной деятельности
  • Откуда в наш дом приходит вода?
  • Куда она уходит?
  • Что люди делают для того, чтобы очистить воду?
  • Какую проблему мы ставили в начале урока?
  • Удалось ли нам решить проблему?

  1. Итог урока

Работа с электронным приложением на интерактивной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...

урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...

Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?

Подробный сценарий урока с практической работой (опыт)....

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...