«Зона лесов»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Юданова Анна Юрьевна

Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, растительный и животный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, различать тайгу, смешанные и широколиственные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс

Тема: «Зона лесов»                                                                                       учитель:Юданова А.Ю

Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязи между живой и неживой природой; развивать познавательную активность. Умение работать с картой, дополнительной литературой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, растительный и животный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, различать тайгу, смешанные и широколиственные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.

Оборудование: карта «Природные зоны России», аудиозапись песни «Лесной марш»(сл. П.А.Синявского, муз. Ю.М.Чичкова), слайды, фотографии с изображением природных объектов в лесу, раздаточный материал, презентация игры «Счастливый случай».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- (На доске карта природных зон) С какими природными зонами мы уже знакомы?

- Покажите на карте.

- (Учащиеся разделены на четыре группы) Представители групп получают карточку. Необходимо определить природную зону и вписать в таблицу всё что вы о ней знаете. Атак же подготовить два вопроса для другой группы по своей природной зоне.

  1. Самоопределение к деятельности.

  (Учитель включает аудиозапись песни «Лесной марш».)

- О какой природной зоне идёт речь?

- Что такое лес?

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа с картой.

(Сообщение  учеников)

- Это природная зона лесов (показ на карте). В ней три части; самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно- зелёным цветом; ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее; и ещё одна часть - широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

Лесные зоны расположены южнее тундры и занимают больше половины территории России.

- Зона лесов большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Леса находятся в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и тёплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.

  1. Игра «Счастливый случай».

Учащиеся выбирают категорию и количество баллов . При ответе на вопрос могут воспользоваться литературой на столах.

Отвечает группа – первая поднявшая «ладошку».

В течении игры  представитель команды заполняет таблицу.

Тема

Вопросы

Растения

10

20

40

50

Звери

10

20

40

50

Птицы

10

20

40

50

Значение леса

10

20

40

50

Вопросы:

  • Растения
  1. Это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - высокие хвойные деревья с мощными корнями. Их листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Там растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
  2. В этой зоне земля получает больше тепла и влаги .  В этом лесу наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи.
  3. Эти леса находятся на Русской равнине, занимая практически всю территорию вплоть до Урала. Богатства этих массивов определяются разнообразием произрастающих здесь видов деревьев и растений. Дуб, липа, клён, вяз, ясень.
  4. Что нужно, чтобы сохранить леса?

-высадить саженцы в тех местах, где лесные массивы по каким-либо причинам прерываются,

-обеспечить защиту широколиственных и других видов лесов от посягательств со стороны браконьеров и несознательных предпринимателей, беспощадно вырубающих большие площади этого природного материала,

-создать все условия для того, чтобы постройки и города находились на определённом расстоянии от лесного массива.

  • Звери
  1. Самым крупным представителем животных лесной зоны. Его вес может достигать 700 кг, а рост — 3 м. Рацион питания этих животных очень разнообразен: орехи и ягоды, мёд и травы. Не брезгуют эти гиганты и падалью, а при случае с удовольствием раскапывают муравейники и поедают муравьёв.
  2. Типичным представителем животного мира тайги являются …. Их вес может достигать 80 кг. Развитый интеллект, сильные лапы и мощные клыки позволяют им настигать свои жертвы, которые даже могут превосходить их по размерам. Живут … парами, и лишь осенью собираются в стаи по 25-30 особей.
  3.  Ареал обитания этого зверька не ограничивается лишь зоной смешанных лесов. Его можно повстречать и в тундре, и в степных кустарниках. В зимние время окрас его шкурки приобретает совершенно белый цвет. Только лишь кончики ушей по-прежнему остаются черными. Лапки обрастают более пушистым мехом. Летом эти животные смешанных лесов имеют привычную серую окраску. Питается травой, побегами и корой деревьев: ивы, березы, осины, клена, дуба и орешника. Постоянной норы как таковой нет. При малейшей опасности это животное предпочитает спасаться бегством.
  4. Какими по способу питания являются эти обитатели лесной полосы?

  • Птицы
  1. Они способны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны для других птиц. А разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам – синицам, поползням и другим – добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и грешат: крадут птенцов синиц. Но главное – они как бы подготавливают фронт работы всему пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают мелкие насекомые – хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.
  2. Эта крупная лесная птица – краса нашей фауны, лучший вид боровой дичи и ценный трофей для охотников. Живет в смешанных лесах с преобладанием березы, с полянами и перелесками. Густой тайги избегает. Весной, в апреле, начинает токовать. Облюбовав местечко на мшистой поляне, вырубке или мари, близ рощи, заводит он свою брачную игру.
  3. Размером с сойку, вороньего склада птица. Оперенье шоколадного цвета, в белую крапинку, носатая голова – длинный и крепкий клюв. Он необходим, чтобы сбивать шишки с деревьев и в один прием, как пинцетом, очищать их от орехов. Под клювом удобный растяжной резервуар для хранения пищи. Всем своим образом жизни эта птица связана с хвойным лесом, их количество – бесспорный показатель урожая орехов.
  4. Что это за птица?
  • Значение леса
  1. Картинки (грибы, ягоды)
  2. Картинка( дома, заготовка леса)
  3. Картинка (дупло, муравейник)
  4. Назвать экологические проблемы  леса  

-вырубка леса

-браконьерство

-лесные пожары

-мусор

  1. Закрепление

- Воспользуйтесь литературой на столах и дополните свои таблицы.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, зачитывает записи.

  1. Рефлексия

Дерево

Лес

  1. Пихта
  2. Берёза
  3. Кедровая сосна
  4. Липа
  5. Ольха
  6. Сосна
  7. Лиственница
  8. Дуб
  9. Клён
  1. Тайга
  2. Смешанный
  3. Широколиственный

 

        - Соединить деревья и лес.

  1. Подведение итогов.

- Чем отличаются природные условия лесов и тундры?

- Какие части зоны лесов мы видим на карте природных зон?

- Какое значение имеет зона лесов в экологии планеты?

- Какаой вклад мы можем внести в охрану лесов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зона лесов.

Конспект урока с презентацией....

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

Природные зоны. Зона лесов

Для работы по окружающему миру при изучении темы "Природная зона лесов"...

Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"

На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся  представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов....

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс...

Совместный проект " Лесные ягоды" по окружающему миру по разделу "Природные зоны России. Зона лесов"

При изучении раздела "Природные зоны России" детям были предложены проекты. Один из них "Лесные ягоды Ленинградской области"...