«Зона лесов»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, растительный и животный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, различать тайгу, смешанные и широколиственные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс
Тема: «Зона лесов» учитель:Юданова А.Ю
Цели: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязи между живой и неживой природой; развивать познавательную активность. Умение работать с картой, дополнительной литературой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте; характеризовать природные условия, растительный и животный мир; приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, различать тайгу, смешанные и широколиственные леса; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; формулировать правила экологической этики в лесу.
Оборудование: карта «Природные зоны России», аудиозапись песни «Лесной марш»(сл. П.А.Синявского, муз. Ю.М.Чичкова), слайды, фотографии с изображением природных объектов в лесу, раздаточный материал, презентация игры «Счастливый случай».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- (На доске карта природных зон) С какими природными зонами мы уже знакомы?
- Покажите на карте.
- (Учащиеся разделены на четыре группы) Представители групп получают карточку. Необходимо определить природную зону и вписать в таблицу всё что вы о ней знаете. Атак же подготовить два вопроса для другой группы по своей природной зоне.
- Самоопределение к деятельности.
(Учитель включает аудиозапись песни «Лесной марш».)
- О какой природной зоне идёт речь?
- Что такое лес?
- Работа по теме урока.
- Работа с картой.
(Сообщение учеников)
- Это природная зона лесов (показ на карте). В ней три части; самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно- зелёным цветом; ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее; и ещё одна часть - широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.
Лесные зоны расположены южнее тундры и занимают больше половины территории России.
- Зона лесов большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Леса находятся в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и тёплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу.
- Игра «Счастливый случай».
Учащиеся выбирают категорию и количество баллов . При ответе на вопрос могут воспользоваться литературой на столах.
Отвечает группа – первая поднявшая «ладошку».
В течении игры представитель команды заполняет таблицу.
Тема | Вопросы | |||
Растения | 10 | 20 | 40 | 50 |
Звери | 10 | 20 | 40 | 50 |
Птицы | 10 | 20 | 40 | 50 |
Значение леса | 10 | 20 | 40 | 50 |
Вопросы:
- Растения
- Это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - высокие хвойные деревья с мощными корнями. Их листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Там растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
- В этой зоне земля получает больше тепла и влаги . В этом лесу наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи.
- Эти леса находятся на Русской равнине, занимая практически всю территорию вплоть до Урала. Богатства этих массивов определяются разнообразием произрастающих здесь видов деревьев и растений. Дуб, липа, клён, вяз, ясень.
- Что нужно, чтобы сохранить леса?
-высадить саженцы в тех местах, где лесные массивы по каким-либо причинам прерываются,
-обеспечить защиту широколиственных и других видов лесов от посягательств со стороны браконьеров и несознательных предпринимателей, беспощадно вырубающих большие площади этого природного материала,
-создать все условия для того, чтобы постройки и города находились на определённом расстоянии от лесного массива.
- Звери
- Самым крупным представителем животных лесной зоны. Его вес может достигать 700 кг, а рост — 3 м. Рацион питания этих животных очень разнообразен: орехи и ягоды, мёд и травы. Не брезгуют эти гиганты и падалью, а при случае с удовольствием раскапывают муравейники и поедают муравьёв.
- Типичным представителем животного мира тайги являются …. Их вес может достигать 80 кг. Развитый интеллект, сильные лапы и мощные клыки позволяют им настигать свои жертвы, которые даже могут превосходить их по размерам. Живут … парами, и лишь осенью собираются в стаи по 25-30 особей.
- Ареал обитания этого зверька не ограничивается лишь зоной смешанных лесов. Его можно повстречать и в тундре, и в степных кустарниках. В зимние время окрас его шкурки приобретает совершенно белый цвет. Только лишь кончики ушей по-прежнему остаются черными. Лапки обрастают более пушистым мехом. Летом эти животные смешанных лесов имеют привычную серую окраску. Питается травой, побегами и корой деревьев: ивы, березы, осины, клена, дуба и орешника. Постоянной норы как таковой нет. При малейшей опасности это животное предпочитает спасаться бегством.
- Какими по способу питания являются эти обитатели лесной полосы?
- Птицы
- Они способны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны для других птиц. А разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам – синицам, поползням и другим – добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и грешат: крадут птенцов синиц. Но главное – они как бы подготавливают фронт работы всему пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают мелкие насекомые – хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.
- Эта крупная лесная птица – краса нашей фауны, лучший вид боровой дичи и ценный трофей для охотников. Живет в смешанных лесах с преобладанием березы, с полянами и перелесками. Густой тайги избегает. Весной, в апреле, начинает токовать. Облюбовав местечко на мшистой поляне, вырубке или мари, близ рощи, заводит он свою брачную игру.
- Размером с сойку, вороньего склада птица. Оперенье шоколадного цвета, в белую крапинку, носатая голова – длинный и крепкий клюв. Он необходим, чтобы сбивать шишки с деревьев и в один прием, как пинцетом, очищать их от орехов. Под клювом удобный растяжной резервуар для хранения пищи. Всем своим образом жизни эта птица связана с хвойным лесом, их количество – бесспорный показатель урожая орехов.
- Что это за птица?
- Значение леса
- Картинки (грибы, ягоды)
- Картинка( дома, заготовка леса)
- Картинка (дупло, муравейник)
- Назвать экологические проблемы леса
-вырубка леса
-браконьерство
-лесные пожары
-мусор
- Закрепление
- Воспользуйтесь литературой на столах и дополните свои таблицы.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, зачитывает записи.
- Рефлексия
Дерево | Лес |
|
|
- Соединить деревья и лес.
- Подведение итогов.
- Чем отличаются природные условия лесов и тундры?
- Какие части зоны лесов мы видим на карте природных зон?
- Какое значение имеет зона лесов в экологии планеты?
- Какаой вклад мы можем внести в охрану лесов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зона лесов.
Конспект урока с презентацией....
Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"
Цель:создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи: Обучающие:· знать правила поведения в л...
Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"
Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....
Природные зоны. Зона лесов
Для работы по окружающему миру при изучении темы "Природная зона лесов"...
Окружающий мир. «Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)». 4 класс УМК "Гармония"
На уроке продолжается знакомство с природными зонами России, даётся представление о различиях тайги, смешанных и широколиственных лесов....
тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс
тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс...
Совместный проект " Лесные ягоды" по окружающему миру по разделу "Природные зоны России. Зона лесов"
При изучении раздела "Природные зоны России" детям были предложены проекты. Один из них "Лесные ягоды Ленинградской области"...