Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема «Экологическая безопасность» является одной из важных тем предмета. В последнее время угроза для безопасности существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Понятие экологической безопасности прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska.docx | 17.24 КБ |
ekologicheskaya_bezopasnost_3_klass.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Тема «Экологическая безопасность» является одной из важных тем предмета. В последнее время угроза для безопасности существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Понятие экологической безопасности прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.
Урок по изучению этой темы ориентирован на самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенных проблемных ситуаций, выполнения заданий в группах.
Структура урока предполагает вовлечение каждого учащегося в деятельность, развитие его познавательного интереса, умения выдвигать гипотезы и принимать решения, работать самостоятельно и в группе, контролировать свою работу и оценивать ее выполнение.
Работа с материалом с последующим его проговариванием учениками позволяет убедиться в практической значимости проблемы: здоровье человека зависит от того, как он относится к окружающей среде, ведь человек и природа тесно связаны между собой.
Цели деятельности педагога:
- познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения»;
- устанавливать взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека;
- учить анализировать материал, делать выводы;
- обобщать, конкретизировать, углублять и систематизировать знания о природе;
- развивать стремление глубже познавать окружающий мир и совершенствовать во всех видах экологической деятельности;
-расширить круг знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ;
- развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.
- воспитывать экологическую культуру школьников; потребность в сбережении своего здоровья.
Тип, вид занятия:
Комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты:
1) личностные результаты обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2) метапредметные результаты обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)– познавательные УУД;
- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;
-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.
3) предметные результаты обучения:
-познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,
- выполнять правила личной экологической безопасности,
- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Используемые учебники и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради. Плешаков А.А. Окружающий мир. М.: Просвещение. 2015
Формы и методы обучения:
Фронтальная, групповая, индивидуальная; словесный, наглядный, практический, наблюдение, метод проблемной ситуации.
Понятия и термины
«Экология», «Цепь загрязнения», «Экологическая безопасность», «окружающая среда», памятки безопасности.
Образовательные ресурсы
Материалы: иллюстрации, листы самооценивания, рабочие тетради.
Оборудование кабинета:
1. Основное место работы – столы разделены на 3 группы постоянного состава.
2. Предметный стол – находится в начале классной комнаты.
3. Мультимедийный проектор и экран.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель (Ф.И.О.): Сергеева Светлана Кузьминична. 1 категория. МОУСОШ д. Гожня
Предмет: окружающий мир Класс: 3 УМК: Школа России
Тема урока: Экологическая безопасность Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: компьютер, проектор, листы самооценивания, доска, раздаточный материал.
Цели урока как планируемы результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные Д | Формирование представления у обучающихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека. | Понимание важности и ценности чистоты природы |
Познавательные Д | Познакомить с различными видами загрязнений в природе | Найти способы борьбы с загрязнениями в природе |
Регулятивные Д | Умение выслушивать своих одноклассников, объективно оценивать свои возможности, учить работать в группе, воспитывать интерес к предмету. | Объективная самооценка с внесением в лист самооценивания |
Коммуникативные Д | Сотрудничать с учителем и одноклассниками | Взаимопонимание, поддержка, взаимопомощь |
Личностные Д | Проявлять учебную и коммуникативную активность, развивать мышление, речь, память. | Уверенность в своих силах и возможностях |
Этапы урока | Задачи этапа | Методы и формы | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Настроить детей на урок Настроить детей на предстоящую деят-ть. Выявление темы урока детьми.
Ознакомление с новым материалом урока Предотвращение усталости, напряжения учащихся Закрепление новых знаний Обобщение полученных знаний Подведение итогов | Беседа Беседа Практический метод Практическая работа Самооценка Практическая работа Практическая работа Выступление перед классом Практическая работа Беседа | Фронтальная работа Работа в группах Фронтальная работа Работа со словарем Фронтальная работа Работа в группах Работа в рабочих тетрадях. Фронтальная работа Фронтальная работа Групповая - индивидуальная работы Индивидуальная работе: самооценка и взаимооценка Индивидуальная работа Фронтальная работа | Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Ведёт подводящий диалог. - Ребята, посмотрите на нашу планету. (Слайд1) Как вы думаете, от чего её так плохо, почему её так некомфортно в сегодняшнее время? (Постановка проблемы) - Планета бьет тревогу, так как человек, пользуясь её богатствами (водой, воздухом, растениями) не задумывается о том, что своими неправильными действиями наносит ей вред. Как сказать грамотно, что нарушено сейчас на нашей планете? - Какой словарь из предложенных вам поможет нам вспомнить определение что же такое «экология»? (Слайд 2) Сегодня мы будем рассуждать на тему: как же защитить нашу планету, окружающую среду, наш организм, наше здоровье. Так кто же попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? - Тема нашего урока (открываю на доске тему урока) «Экологическая безопасность».(даем определение) (Слайд 3) А на какие вопросы вам бы сегодня хотелось получить ответы? (Слайд 4). .(даем определение экологической безопасности) (Слайд 5) Сейчас у каждой группы на столах есть карточки. Ваша задача: собрать картинки в том порядке, в каком вам кажется нужным и попытаться объяснить, почему сделали именно так. На работу дается 5 минут. На защиту работы по 1 минуте на каждую группу. (Цепь загрязнения) После выступления учащихся называет правильный вариант ответа. (Слайд 6) Обратите внимание, у каждого на столе лежит лист самооценивания. Каждый из вас оценивает свою работу в группе по 5-бальной шкале. (Слайд 7) А теперь открываем рабочие тетради на странице 19 и выполняем задание 1(1), затем устно выслушаем 1-2 учеников. А теперь, на основе составленной вами цепи загрязнения, составьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека». Ваша задача, выйти к доске (1 ученик от группы 1 карточку) и прикрепить к рисунку человека пути поступления загрязняющих веществ. Будьте внимательны, имеются лишние карточки. Создали, молодцы! А теперь все вместе попробуем привести примеры к нашей модели.(Слайд 8-14) Сейчас все дружно встаем: Физкультминутка «Дерево» Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения. Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. (Слайд 15) Дома у каждой группы было свое задание: подготовить небольшой материал по темам: «Комнатные растения, очищающие воздух в помещениях», «Как защититься от загрязненной воды», «Вредные химические вещества в продуктах питания». По очереди выходим к доске и рассказываем свой материал (по 3 минуты). Остальные внимательно слушают, если что-то непонятно, задавайте вопросы. Спасибо всем группам за работу, а теперь все вместе повторим: как защититься от загрязненного воздуха? Как защититься от загрязненной воды? Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания? А сейчас снова возьмите листы самооценивания и оцените свое выступление перед классом. (Слайд 16) А также поднимите сигнальные карточки и оцените работу других групп (цвета светофора). (Слайд 17) Снова открываем рабочую тетрадь на стр.21 № 3. Каждый придумывает и рисует условные знаки к правилам экологической безопасности, изученным на уроке. (учитель проверяет выполнение задания каждого ученика) Как только закончите выполнение задания, снова оцениваем свою работу в рабочей тетради.(Слайд 18) И исходя из всех оценок, поставьте себе одну общую оценку за работу на уроке. (учитель поправляет) Посмотрите на экран, и скажите, что вы уже знали и что узнали сегодня на уроке нового по данной теме. (Слайд 19). На все ли вопросы мы дали ответы? Давайте еще раз повторим определение экологической безопасности. (Слайд 20) Итак, домашнее задание: придумать памятку экологической безопасности человека, основываясь на том, что мы сегодня обсуждали на уроке. (Слайд 21) Всем спасибо за работу! До свидания! (Слайд 22) | Приветствие учителя. Дети поделены на 3 группы и сидят за отдельными столами. Дети высказывают мнения о плохом качестве воды, воздуха на планете. Экология Высказывания детей. Ребенок вслух зачитывает определение «экология» по толковому словарю в классе и зачитывает определение этого слова. Высказывания детей, определяют тему урока. Задают вопросы. Работают в группах. Выступает 1 человек от группы. Самооценка Работа в рабочих тетрадях. Учащиеся выходят к доске и создают предложенную модель Приводят примеры Выполняют физминутку Работа у доски Обобщают материал Самооценка и взаимооценка Работают в рабочей тетради Самооценка Выставляют оценки Ответы учащихся | Регулятивные УУД: волевая самореализация. Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Коммуникативный УУД: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные УУД: логические. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и взаимодействие в группе. Познавательные УУД: логические ( синтез, сравнение, выведение следствий). Личностные УУД: Развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: планирование учебной деятельности. Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации, исследовательская работа). Коммуникативные УУД: речевая деятельность. Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера. Коммуникативные УУД: речевая деятельность. Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса
Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса...
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс тема " Наша безопасность"
Способствовать формированию представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей, ознакомления детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице; создать усл...
Открытый урок по окружающему миру 3класс. « Природа и наша безопасность»
Окружающий мир 3класс тема : " Природа и наша безопасность" Школа России...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" на тему: "Экологическая безопасность"
Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект "Школа России". Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся...
разработка урока по окружающему миру. Тема: "Пожар. Правила противопожарной безопасно¬сти. Вызов пожарных по телефону."
Разработка урока для 2 класса...
Урок по окружающему миру "Обобщение по теме "Наша безопасность" 3 класс "Школа России"
Урок по окружающему миру для 3 класса "Школа России" содержит материал для закрепления и обобщения знаний по теме "Наша безопасность". В конспекте собраны интересные и разноо...