Внеурочное занятие для 3 класса "Бионика".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Ивченко Наталья Николаевна

Внеурочное занятие. Тема: "Бионика". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.97 КБ
Файл k_uroku.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия в 3 классе.

Учитель начальных классов: Ивченко Наталья Николаевна.

МОУ «Аннинская школа», Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение.

Тема: «Бионика»

Цель: познакомить  с наукой бионикой и некоторыми примерами использования в технике открытий бионики.

Задачи

Предметные результаты:

  1. Понимать, что такое наука бионика.
  2. Узнать, какова взаимосвязь между строением некоторых живых организмов и инженерными изобретениями.

Метапредметные результаты:

  1. Развивать речь, логическое и творческое мышление, память, наблюдательность.
  2. Развивать умение сравнивать и анализировать.

Личностные результаты:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Продолжать формировать умение работать в группе.

Современные образовательные технологии: технология игрового обучения, информационные технологии.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки, гаечный ключ, пила, пинцет.

Ход урока:

Первый этап: организационный.

УУД – коммуникативные.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать, ответы полные давайте

И на уроке не зевайте. (Слайд 1)

  • Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!».
  • А вы готовы открывать тайны?

Второй этап: постановка цели и задачи урока.

УУД – учебно – познавательные, коммуникативные.

  • А тайна начинается со сказки.

Сказка «Лесное чудо».

В некотором царстве жил -был царь. Он очень любил разные диковинки.

И была у него дочь. Вот пришла пора ее выдать замуж. И издал царь Указ: отдам дочь за того, кто создаст полезную вещь для людей.

Захотел попытать счастья Иван – крестьянский сын. Отправился он в дальние страны. Долго шел Иван. И вот оказался он в одном дремучем лесу. Перед глазами оказался дворец невиданной красоты. А жил в том дворце добрый Царь со всеми зверюшками и птицами ласковый. Рассказал Иван лесному Царю о своей заботе.

Царь и говорит: «Не печалься, Иван. Если есть в тебе сила, да ума палата, да прилежание огромное – сделаешь ты вещи диковинные, да нужные. А помогут тебе в том мои зверюшки малые».

Хлопнул Царь в ладоши, и появились звери. И начали они о себе рассказывать.

КРОТ: Ты на мои лапки посмотри, Иванушка! Уж сколько земли я ими перекопал. Посмотри, подумай, да и построй землеройную машину. (Слайд 2)

РЫБА: Я быстро плаваю в воде, такого тела нет нигде. Сделай корабль, что под водой плывет, и  над водой летит. (Слайд 3)

АЛЬБАТРОС: Я птица Альбатрос, летаю над морями. Знаю, как тяжко людям в море без пресной воды. У меня в клюве есть опреснитель воды. Подумай над этой задачей! (Слайд 4)

Поблагодарил Иван Царя лесного и отправился в свои родные края. Как домой пришел, то сразу взялся за работу. Не ел, не спал, руками да головой работал. И построил он много полезных вещей. А в назначенный срок представил Иван свои диковинки. И пришлось Царю отдать принцессу в жены Ивану.

Какова же цель нашего занятия? Что нам для этого надо сделать?

Третий этап: актуализация знаний.

УУД — учебно — познавательные.

  • А теперь мы поделимся на две команды. Выберите любой жетон. Поднимите руки те, которым попался жетон с надписью «био». Это будет команда «Био». Теперь поднимите руки те, которым попался жетон с надписью «ника». Это будет команда «Ника». Поднимите руки те, кому попались надписи «К». Это капитаны команд. Давайте теперь поразмышляем над сказкой.
  • Начинаем нашу игру. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  • Какое условие поставил царь перед женихами своей дочери?
  • Какие звери пришли на помощь Ивану?
  • Чем полезен крот людям?
  • Чем полезна рыба и как она помогла Ивану?
  • Какой удивительный прибор в клюве альбатроса?
  • В чем вы видите значение животных для человека? науки? Техники?
  • Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.

Четвертый этап: первичное усвоение новых знаний.

УУД — учебно — познавательные, коммуникативные.

  • На Земле человека окружают растения и животные, которые внушают ему множество замыслов. Вы уже знаете о науке бионике, которая изучает природу с целью создания технических устройств. Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией и инженерными науками — электроникой, навигацией, связью, морским делом и др. Сегодня на занятии вы узнаете о новых изобретениях, которые создал человек, наблюдая за природой.
  1. Первый конкурс: Живым организмам приходится себя защищать, так как им постоянно угрожает опасность оказаться  чьей – либо добычей, а также животные защищают свою территорию от посягательств своих сородичей. Мы тоже, наблюдая за ними, научились охранять свой дом, свою жизнь с помощью охранной сигнализацией, специальными газовыми баллончиками, колючей проволокой. Посмотрите на доску. На рисунках представлены объекты природы: роза, гремучая змея, осьминог. Также у каждой команды есть карточки со словами: охранная сигнализация, газовый баллончик, колючая проволока.

Найдите пары: живой организм и  аналог его защиты, придуманный человеком.

Я вижу, что команды готовы. Послушаем ответы.

 А теперь правильный ответ:

1)охранная сигнализация – гремучая змея  (у гремучей змеи на конце хвоста есть погремушка. Если животное приближается слишком близко, змея начинает трещать погремушкой. Громкий звук отпугивает того, кто потревожил рептилию. Охранные системы аналогично уберегают жилища от взломщиков. Спрятанный внутри дома прибор подает тревогу, как только кто-то заходит в помещение.)

2)газовый баллончик – осьминог (осьминог имеет мешочки, заполненные чернильной краской. Если на них нападают, они выпускают в воду облако чернил и быстро исчезают. Аналогично действуют специальные газовые баллончики. В некоторых странах люди имеют право носить их с собой, чтобы защититься в случае нападения).

3) колючая проволока – роза (растения не могут убежать от своих врагов, поэтому они защищаются от травоядных шипами. Эффект колючей проволоки схож с эффектом шипов на розах.)

  1. Второй конкурс. Посмотрите, у меня на столе инструменты: гаечный ключ, пила, пинцет. Выберите из них инструмент, на создание которого человека натолкнули клешни краба. (Слайд 5)

Правильный ответ: гаечный ключ - это механический вариант клешни краба. (Слайд 6)

  1. Третий конкурс – конкурс капитанов. В этой коробке лежит предмет. Человека на его создание, вдохновили зубастые пасти, так как животные могут разрезать и разжевывать пищу. Этот предмет сейчас есть в каждом доме.

Правильный ответ: ножницы. (Слайд 7)

Молодцы! Вы хорошо поработали.

Пятый этап: первичная проверка понимания.

УУД — учебно — познавательные, коммуникативные.

  • Итак, что же это за наука бионика?

Шестой этап: первичное закрепление.

УУД – учебно – познавательные, коммуникативные, информационные.

- Кто может сказать, чем интересны паук и дельфин для ученых?

Авиаинженеры разработали летательный аппарат, в котором крылья копировали обтекаемую форму тела дельфина. Бионический дельфин - новое транспортное средство двигается точь-в-точь как настоящий дельфин, да и  его форма скопирована с тела дельфина. (Слайд 8)

На основании открытия строения паутины удалось создать сверхпрочные и упругие синтетические материалы. Из них можно будет сшить сверхлегкие одежды.

Сегодня на занятии вы увидели интересные изобретения человека, созданные на основе наблюдений за природой. А теперь попробуйте нарисовать свою модель полезного предмета на основе своих знаний и наблюдений  за природой.

Седьмой этап: рефлексия.

УУД - учебно – познавательные, коммуникативные.

  • Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
  • С какими науками тесно связана бионика?
  • Молодцы! Спасибо за занятие! (Слайд 9)

Список литературы:

  1. dic.academic.ru
  2. skachate.ru
  3. nou-stupeni.ru
  4. pedportal.net
  5. kopilkaurokov.ru
  6. Макарова Т.Л. Бионика. Практикум. – М.: МФПА, 2010. – 38 с.
  7. Цойх М. Бионика. – М.: Мир книги (Серия: Зачем и почему), 2007. – 48 с.
  8. Бурень В. М., Бурень О. В. Биология и нанотехнология. Материалы для современной и будущей бионики. – М.: Феникс, 2006. – 125 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.

Слайд 2

Крот

Слайд 3

Рыба

Слайд 4

Альбатрос

Слайд 5

Краб

Слайд 6

Гаечный ключ

Слайд 7

Ножницы

Слайд 8

Бионический дельфин

Слайд 9

Спасибо за занятие! 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...