Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема: Как зимой помочь птицам?
Цели деятельности учителя: познакомить с птицами. Зимующими в наших краях; с простейшими правилами ухода за животными и заботой о зимующих птицах; с устройствами кормушек и видами корма; воспитывать любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать зимующих птиц, распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; практическая работа в паре; запомнить правила подкормки птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения событий.
Образовательные ресурсы: аудиозапись с голосами птиц; фотографии птиц; рисунки с изображением кошки и собаки, различные виды кормушек; таблица «Зимующие птицы»; шапочки для сценки; у учащихся-пакеты из-под молока (по одному на парту); ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: сценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе по теме
«Как зимой помочь птицам?»
(УМК «Школа России»)
Учитель: Григорчук Н.А.
Класс: 1 класс «Б»
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»
Тема: Как зимой помочь птицам?
Цели деятельности учителя: познакомить с птицами. Зимующими в наших краях; с простейшими правилами ухода за животными и заботой о зимующих птицах; с устройствами кормушек и видами корма; воспитывать любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать зимующих птиц, распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; практическая работа в паре; запомнить правила подкормки птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения событий.
Образовательные ресурсы: аудиозапись с голосами птиц; фотографии птиц; рисунки с изображением кошки и собаки, различные виды кормушек; таблица «Зимующие птицы»; шапочки для сценки; у учащихся-пакеты из-под молока (по одному на парту); ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши.
Предварительная подготовка: сценка.
Ход урока:
- Организационный момент:
МА – ма – ма – на дворе стоит зима.
Но –но – но - ждем мы солнышка давно.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.
Улыбнитесь друг другу. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
- Актуализация знаний.
Тест.
1.Чем питается лиса?
а) насекомыми; г) зернышками;
б) травой; д) орехами;
в) мышами; е) лягушками.
2.Чем питается белка?
а) насекомыми; в) мышами;
б) травой; г) орехами, грибами.
3.Чем питается заяц?
а) насекомыми; г) зернышками;
б) травой, корой, ветками; д) орехами;
в) мышами; е) лягушками.
4.Чем питается лягушка?
а) комарами; г) зернышками;
б) травой; д) орехами.
в) мышами;
5.Докажите, что животные-живые существа.
а) они двигаются;
б) они рождаются, растут, приносят потомство, умирают;
в) они очень милые;
г) они относятся к живой природе.
6.Что необходимо животным для жизни?
а) хорошее отношение;
б) солнце, воздух, вода, пища;
в) леса и поля;
г) вкусная еда.
- О жизни каких животных вы узнали? (Ответы детей.)
(Можно использовать КИМы (тест 22.с.35).)
3.Самоопределение к деятельности.
-Отгадайте загадки Муравьишки.
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По полям шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
-Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком)
-Сейчас зима. Как выдумаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет.)
-А можем ли мы помочь и как? (Ответы детей.)
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку-
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)
-Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Как зимой помочь птицам?)
-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4.Работа по теме урока.
Беседа по учебнику.
-Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях? (Ответы детей.)
-Рассмотрите птиц на рисунке на с. 74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.
Свиристель-птица с хохолком на голове.
Снегирь- птица с красной грудкой. Ее так и называют-красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
Красный фрак на птичке этой,
И зимой она приметна,
Как рябина на снегу.
Я ей кормом помогу.
Воробей-маленькая серая птичка.
Синица имеет желтую грудку.
Поползень-птица-акробат, лазает по деревьям.
- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это.
Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это? (Кормушка.)
(Учитель показывает кормушку.)
-Вот какую кормушку смастерил Муравьишка, давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц.
(Учащиеся рассматривают нижний рисунок на с. 74 и обсуждают разные виды кормушек.)
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.52).
-Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.
№2 (с.52).
-Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке7
-Выполните задание.
5.Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
6.Продолжение работы по теме урока.
Практическая работа в парах.
Конечно. Ребята. Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада. Сильного мороза. Из десяти синиц выживают две.
-Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц)
-У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.
(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради (с.53, №3).
Затем учитель организует выставку кормушек.)
-Кормушку мы сделали. Теперь нужно выбрать правильно корм для птиц. Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно подкармливать птиц?
-Выполните задание. Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри.
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев-
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний-
Путешественник-скворец…
Вот и зимушке конец.
Сценка.
(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц.)
-Ребята, вот такой разговор услышал наш Муравьишка.
Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.
Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
-Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)
(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит).
Семена подсолнечника- лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Конопля-универсальный корм для всех птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки- корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины. Бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.
Беседа, работа по учебнику.
-Прочитайте текст нас. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.
-А теперь рассмотрите рисунок ниже. Каких птиц вы видите? (Это дрозды-рябинники.)
-Придумайте историю по этому рисунку. (Ответы детей.)
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха-тепло ей под пухом и перьями. Краснеют грозди рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды-рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна- и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Работа со школьным словариком «Птицы России».
-Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах.
-Что нового вы узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками.
(можно провести эту работу в группах. Хорошо читающий учащийся читает для всей группы статью. Затем учащиеся от каждой группы выходят к доске и рассказывают о том. Что узнали. Также можно попросить нескольких учеников заранее почитать словарик дома с родителями, а в классе выступить с небольшим сообщением).
7.Рефлексия.
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 75, в рамке).)
-Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
8.Подведение итогов урока.
-Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.
(Учитель показывает картинку «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц.)
-Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать для них корм? (Ответы детей.)
Птицы-это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы-дети воздуха, покровители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы-дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы-верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы-это тайна и красота. Птицы-наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Рекомендации для занятий дома.
- С родителями смастерить кормушку и повесить ее недалеко от своего дома. Положить в кормушку подходящий корм.
- Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с.76-77).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
урок окружающего мира ПНШ 1 класс...
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...
Презентация "Динозавры" к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Где зимуют птицы?"
На уроке окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" мы рассказываем ученикам ещё и о вымерших животных: динозаврах. Эта презентация поможет учителю....
Презентация к уроку окружающего мира в 1 кл. Тема "Что окружает нас дома?". УМК "Школа России"
Презентация к уроку окружающего мира составлена по программе Плешакова. Тип урока - ОНЗ...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Размножение и развитие животных." (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений об особенностях развития и размножения животных.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности развития и р...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "На воде и в лесу" (Школа России)
Материал поможет к подготовке урока....