Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (ПНШ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_okr_mir_fatyyhova.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ӘТНӘ МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ

МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ ГОМУМИ БЕЛЕМ  УЧРЕЖДЕНИЕСЕ “КҮҢГӘР УРТА ГОМУМИ БЕЛЕМ МӘКТӘБЕ”

«КАРАЛДЫ»

Башлангыч сыйныфлар МБ җитәкчесе

____________/Галиева С.М./

Беркетмә № 1

« 25 » август 2017 ел.

«КИЛЕШЕНДЕ»

Укыту-тәрбия  эшләре буенча директор урынбасары

_____________/Ахметова Л.К./

« 26 » август 2017 ел.

« РАСЛЫЙМ»

Мәктәп директоры

__________/Н.Г.Габидуллин/

боерык  № 75-  о/д

« 26 » август 2017 ел.

3 НЧЕ СЫЙНЫФ ӨЧЕН  ӘЙЛӘНӘ-ТИРӘ ДӨНЬЯДАН  ЭШ ПРОГРАММАСЫ

 «ПЕРСПЕКТИВАЛЫ БАШЛАНГЫЧ МӘКТӘП»

Төзеде Фатыйхова Фәридә Харис кызы,

Югары квалификацион категорияле башлангыч сыйныфлар укытучысы

2017– 2018 нче уку елы

  1. Планируемые предметные результаты

Ученик научится или получит возможность научиться:

 Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов;

 Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;

Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете ;

 Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебник или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

 Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);

 Определять характер взаимоотношений человека с природой, находит примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и  безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

Работать с картой;

 Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на  океаны;

оценивать правильность поведения людей в природе;

  1. Содержание   учебного предмета

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

Практические работы

Планета, на которой мы живем

12

1

Неживая природа

22

1

2

Взаимосвязь неживой и живой природы (3 ч)

6

1

1

 Природные сообщества

19

1

            1

Наша страна Россия

9

1

Итого

68

5

4

Планета, на которой мы живем (12 ч)

Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.

Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).

План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.

Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.

Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Неживая природа (22 ч)

Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.

Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.

Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.

Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.

Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.

Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.

Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.

Взаимосвязь неживой и живой природы (6 ч)

Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.

Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Природные сообщества (19 ч)

Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).

Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.

Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.

Наша страна Россия (9 ч)

Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).

Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).

  1. Календарно - тематическое планирование

Формы урока:  урок первичного предъявления новых  знаний, урок закрепление, комбинированный,   урок экскурсия.

Основные виды учебной деятельности:  тест, творческая работа, лабораторная работа,  вопросо - ответная работа, составление рассказов о природе.

Кол-во часов

Тема и содержание урока

Дата

Фак .  дата

Примечание

1

1

Җирнең глобуста сурәтләнүе. Безнең таныш һәм башваткычлы җир.  Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. 

2.09

2

1

Глобус – җир шары моделе. Җирнең формасы һәм размеры турында гомуми күзаллау 

 Глобус как модель Земли.

5.09

3

1

Кереш  контроль эш.

Глобуста, картада материклар һәм океаннар, аларның урнашуы   Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  

9.09

4

1

Җир өслегенең формалары: тигезлекләр, таулар,калкулыклар, ерымнар (гомуми күзаллау, тигезлекләрне һәм тауларны картада билгеләү    

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Хаталар өстендә эш.

12.09

5

1

Карта ниләр турында сөйли?

Географик карта.  Географическая карта и план.

16.09

6

1

Картаны укырга өйрәнәбез Географическая карта и план.

19.09

7

1

Картаны укырга өйрәнәбез. Географическая карта и план.

23.09

8

1

Җир өслегенең  формалары: Калкулыклар һәм ерымнар.Экскурсия”Туган якның җир өслегенең төп формалары  

  Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги . Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

26.09

9

1

Горизонт яклары.Җирдә көн һәм төннең алмашынуы.

Смена дня и ночи на Земле.

30.09

10

1

Урында ориентлашу. Компас.

 Ориентирование на местности. Компас.

3.10

11

1

Урында ориентлашу.Дәрес -  экскурсия.

Ориентирование на местности

7.10

12

1

Җирне глобуста һәм картада сүрәтләү.

Урында ориентлашу. Дәрес – ярыш.)  

Ориентирование на местности

10.10

13

1

Дөнья нәрсәләрдән тора.Җисемнәр; матдәләр; кисәкчекләр.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

14.10

14

1

Каты матдәләр, сыеклыклар һәм газлар

Твердые тела, жидкости, газы.

17.10

15

1

Су һәм аның үзлекләре (агучан, төссез һәм иссез; , төрле савытның формасын ала.)

Вода. Свойства воды.

21.10

16

1

Сыек халәттәге суның үзлекләре.(Клубның беренче утырышы) Аның табигатьтә урыны, тере организмнар өчен  әһәмияте.  

Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

24.10

17

1

Термометр һәм аның төзелеше

Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

28.10

18

1

Каты халәттәге суның үзлекләре. (бозның үзлекләре.

(Клубның  утырышы) 

Вода. Свойства воды.

7.11

19

1

Газ халәтендәге суның үзлекләре. Тәҗрибә -дәрес

 Вода. Свойства воды.

11.11

20

1

Табигатьтә суның әйләнеше. 

Круговорот воды в природе.

14.11

21

1

Томан һәм болытлар.

Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

18.11

22

1

Һава торышы һәм аның җыелмалары һаваның температурасы, күк йөзе, явым- төшемнәр, җил)

Явым- төшемнәр.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей

21.11

23

1

Су- эреткеч.      

Вода. Свойства воды.

25.11

24

1

Табигатьтәге эремәләр. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

28.11

25

1

Суны ни өчен сакларга кирәк?

Сулыкларның күптөрлелеге.(океан,диңгез, елга, күл, инеш; кешенең куллануы.

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

2.12

26

1

Һава һәм аның үзлекләре. Глобуста һәм картада булмаган океан.

Свойства воздуха.

5.12

27

1

Һава- газлар катнашмасы. 

Воздух – смесь газов.

9.12

28

1

Һаваның  үзлекләре.(үтә - күренмәле, иссез; очучан, төрле савытның формасын алучан; җиңел кысыла, составында кислород булганлыктан янучан.  (Клубның  утырышы)

Свойства воздуха.

12.12

29

1

Һаваның үзлекләре.Һаваның үсемлекләр өчен, хайваннар өчен, кеше өчен әһәмияте. (Клубның  утырышы.)

Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

16.12

30

1

Һава хәрәкәте. Һава температурасы

Температура воздуха. Наблюдение за погодой своего края.

19.12

31

1

Җил турында төшенчә Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

23.12

32

1

Һава торышы нәрсә ул? Һава торышын фаразлау һәм аның кеше өчен әһәмияте.

Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

9.01

33

1

Кабатлау. Су һәм һава.   Воздух  и вода.

13.01

34

1

Конкурс “Син әйләнә- тирә дөньяны  беләсеңме?”

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

16.01

35

1

Җир астындагы серләр.

Тау токымнары. 

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

20.01

36

1

Тау токымнарының җимерелүе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

23.01

37

1

Нәрсә ул минераллар?

 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

27.01

38

1

Файдалы казылмалар,  аларның кеше тормышында әһәмияте, кешеләрнең файдалы казылмаларга сакчыл карашы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

30.01

39

1

Файдалы казылмаларның үзлекләре.

(Клубның утырышы.) Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

3.02

40

1

Файдалы казылмаларны ни өчен сакларга кирәк?

 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

6.02

41

1

Туфрак,  аның составы; туфракның тере табигать өчен  һәм кеше хезмәте өчен әһәмияте.Туфрак ничек барлыкка килә.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

10.02

42

1

Туфрак һәм аның үзлекләре.(Клубның утырышы);

Туфракның уңдырышлыгы аның төп үзлеге.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

13.02

43

1

Кешеләр  туфракны ни өчен һәм ничек кайгырталар.

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

17.02

44

1

Табигый бергәлекләр.Урман һәм анда тереклек итүчеләр. Хайваннарның һәм үсемлекләрнең табигый бергәлектә үзара бәйләнеше: үсемлек –азык  һәм хайваннар өчен яшеренү урыны

Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.

20.02

45

1

Урман һәм анда тереклек итүчеләр.

Үсемлекләрнең орлыкларын таратучы хайваннар 

Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

24.02

46

1

Болын һәм анда тереклек итүчеләр.

Кешенең табигый бергәлеккә тәэсире

   Луг– единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений

27.02

47

1

Кыр һәм анда тереклек итүчеләр

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

3.03

48

1

Сулыклар, аларның төрлелеге (океан

диңгез, елга, күл, инеш).Төче сулыклар һәм анда тереклек итүчеләр.

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

6.03

49

1

Төче сулыклар һәм анда тереклек итүчеләр, кеше тарафыннан куллану.

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

10.03

50

1

Сазлык һәм анда тереклек итүчеләр

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

13.03

51

1

Кеше һәм табигый бергәлекләр. Урманнарның әһәмияте.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы

17.03

52

1

Төрле ел фасылында урманда куркынычсызлык кагыйдәләре.

(Клубның  утырышы.)

 Правила поведения в природе.

20.03

53

1

Болын һәм кеше. 

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

24.03

54

1

Сазлыкларны  сакларга кирәкме?

Төрле ел фасылында сазлыкта куркынычсызлык кагыйдәләре.

 Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира

7.04

55

1

Елга һәм күл бүләкләре.

Төрле ел фасылында  елга һәм күлләрдә куркынычсызлык кагыйдәләре.

Правила поведения в природе.

10.04

56

1

Төрле ел фасылында сулыкларда куркынычсызлык кагыйдәләре.)

(Клубның  утырышы.)Правила поведения в природе.

14.04

57

1

Кеше табигать сакчысы. Кеше тормышының табигатькә бәйлелеге.

Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

17.04

58

1

Табигать яшәячәк! Табигатьтә куркынычсызлык кагыйдәләре.

Правила поведения в природе

21.04

59

1

Үткәнгә сәяхәт. Вакыт тасмасы. Ел фасыллары: көз, кыш, яз, җәй.)

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза..

24.04

60

1

Россиянең алтын боҗрасы. Россия күп милләтле ил

Россия – многонациональная страна. 

28.04

61

1

Россиянең алтын боҗрасы. Россиягә килеп урнашкан халыклар. 

Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта

5.05

62

1

Россиянең алтын боҗрасы.  Россиянең шәһәрләре. Санкт – Петербург һәм аның күренекле урыннары (Кышкы капка); Санкт – Петербург буйлап сәяхәт.)  (Клубның  утырышы.)

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России

8.05

63

1

Еллык йомгаклау  контроль эше

12.05

64

1

Санкт – Петербург буйлап сәяхәт.(Клубның  утырышы.)

Пётр беренчегә һәйкәл – “Бакыр җайдак”.)

Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России

15.05

65

1

Санкт – Петербург буйлап сәяхәт.(Клубның  утырышы), Нева елгасы аша күперләр

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),

19.05

66

1

.Туган якның күренекле урыннары (дәрес- экскурсия). Торак пунктның төп күренекле урыннары.)

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр

20.05

67

1

Туган якның күренекле урыннары (дәрес- экскурсия). Кешеләрнең шөгыле.  Торак пункт мисалында  укучыга таныш һөнәрләр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края

22.05

68

1

 Ел буе өйрәнгәннәрне кабатлау. Экскурсия.

 Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру  УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа 3а класса по окружающему миру.

Рабочая программа выполнена по требованиям ФГОС....

Рабочая программа 4 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требо...

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...

Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"

Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"...

Рабочая программа 4 класс по окружающему миру

Данная рабочая программа по предмету «Математика» в 4  классе составлена на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начальног...