Рабочая программа окружающий мир 3 класс УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа  окружающий мир 3  класс УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_3v.docx48.12 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Предметные УУД:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Личностные УУД:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Содержание учебного предмета

        Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Разделы

Кол-во часов

Из них

изучение нового и закрепление

лабораторные, практические работы проекты

контроль

1

Как устроен мир

7

4

1

2

2

Эта удивительная природа

19

15

1

3

3

Мы и наше здоровье

10

7

1

2

4

Наша безопасность

8

6

1

1

5

Чему учит экономика

12

9

1

2

6

Путешествие по городам и странам

12

8

1

3

Итого

68

49

6

13

        

Тематическое планирование

Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел, тема урока. Практические, контрольные работы и другие виды контроля.

Количество часов, отводимых на изучение темы.

Содержание урока

1

Как устроен мир. (7 ч).

1.Природа. Ценность природы для людей

1

 Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени  суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Разнообразие природы; классификация объектов  природы,  связи между живой и неживой природой ценность природы для людей;

1

2.Человек.Стартовая диагностика. ТЕСТ №1

1

Отличие  человека от других живых существ, различия  внешность человека и его внутренний мир; ступенях познания;

2

3.Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

Обобщение,  выводы на основе полученной информации, использование результатов собственной деятельности.

2

4.Общество.

1

Место человека в окружающем мире; общество, из каких частей оно состоит;

3

5.Что такое экология.

1

Взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображение их с помощью моделей; наука экология, что называют окружающей средой;

3

6.Природа в опасности! Охрана природы.

1

Необходимость ответственного отношения к природе; Красная  книга; влияние человек на природу;

4

7.Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Контрольная работа.1 по теме «Как устроен  мир»

1

Использование  знаний по новой теме в новых условиях, знания.

4

Эта удивительная природа. (19 ч)

8.Тела, вещества, частицы

1

Тела, вещества, частицы, описание изученных веществ, Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

5

9.Разнообразие веществ

1

Различие  веществ, их свойства, описание изученных веществ, проведение  наблюдений ,опыты, анализ, доказывать предположения, делать выводы.

5

10.Воздух и его охрана.

1

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

С  помощью опытов исследование  свойств воздуха, анализ, доказательства предположений, выводы, использование текстов и иллюстраций учебника для поиска ответов на вопросы.

6

11.Вода.

1

С помощью опытов исследование свойства воды, анализ, доказательства предположений, выводы, использование текстов и иллюстраций учебника для поиска ответов на вопросы.

6

12.Превращения и круговорот воды.

1

Круговорот воды с её свойствами, моделирование круговорота  воды, использование  текстов и иллюстраций учебника для поисков ответа на вопросы,.

7

13.Берегите воду!

1

Взаимосвязи между живой и неживой природой, моделирование их и использование для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

7

14.Что такое почва.

1

С помощью опытов исследование основных свойств  почвы, выдвигание гипотез и доказательство их, исследование почвы с помощью опытов, моделирование связи почвы и растений.

8

15.Разнообразие растений.

1

Классификация растений, определение их с помощью атласа-определителя, аргументирование.

8

16.Солнце, растения и мы с вами.

1

Взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделирование их и использование  для объяснения необходимости бережного отношения к  растениям.

9

17.Размножение и развитие растений.

1

Опыление, как распространяются плоды и семена, взаимосвязи в живой природе, моделирование  их и использование для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

9

18.Охрана растений.

Проверочная работа

Тест №2

1

Редкие растения; охрана  растений, оценивание  поступков людей по отношению к природе, формулирование правил  друзей природы,

10

19.Разнообразие животных.

1

Классификация  животных по их групповым признакам, определение  их с помощью атласа-определителя.

10

20.Кто что ест.

1

Классификация животных по типу питания, моделирование цепи питания, признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

11

21.Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

Взаимосвязи между живой и неживой природой, пользование атласа-определителя для распознавания природных объектов.

11

22.Размножение и развитие животных.

1

Процесс развития животных с помощью моделей, взаимосвязи в живой природе;  развитие  и размножение животных..

12

23.Охрана животных.

Проверочная работа ТЕСТ№3

1

Редкие животные . Охрана животных, Поступки людей по отношению к природе, Формулирование правила друзей природы..

12

24.В царстве грибов.

1

Строение грибов, их значение в природе и в жизни людей. Съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы.

13

25.Великий круговорот жизни.

1

Участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделирование круговорота  веществ и использование моделей для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

13

26.Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.2 по теме «Эта удивительная природа»

1

Использование  знаний по теме в новых условиях, аргументированные ответы,  оценивание своих  знаний.

14

Мы и наше здоровье.

(10 ч).

27.Организм человека.

1

Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела характеризовать системы органов человека, их назначение.

14

28.Органы чувств.

1

Органы чувств , Закаливание организма человека для сохранения и укрепления здоровья.

15

29.Надёжная защита организма.

1

Кожа , работа кожи, оказание  первой помощи  при небольших повреждениях кожи.

15

30.Опора тела и движение.

1

Строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека Правильная осанка.

16

31.Наше питание.

Проверочная работа Тест№4

1

Строение и принципы работы пищеварительной системы, правила рационального питания, необходимость здорового образа жизни и соблюдение соответствующих правил.

16

32.Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

Правила рационального питания

17

33.Дыхание и кровообращение.

1

Практическая работа в паре: измерение пульса на запястье, подсчитывание количества ударов в минуту при разной нагрузке,  работа  со взрослыми, измерение пульса  у членов своей семьи

17

34.Умей предупреждать болезни.

1

Закаливание

18

35.Здоровый образ жизни.

1

Правила здорового образа жизни, и  их выполнение. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

18

36.Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.3 по теме «Мы и наше здоровье»

1

 Сообщения в устной форме, использование знаний по теме в новых условиях. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

19

Наша безопасность. (8 ч).

37.Огонь, вода и газ.

1

Правильные  действия  при пожаре, аварии водопроводов, утечке газа.

19

38.Чтобы путь был счастливым.

1

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

20

39.Дорожные знаки.

1

Дорожные знаки разных групп, следование  их указаниям.

20

40.Наши проекты: «Кто нас защищает».

1

Интервью, Узнавание о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и служащих в органах, защищающих и спасающих людей.

21

41.Опасные места.

Проверочная работа Тест№5

1

Правила поведения в квартире, доме и ближайших окрестностях

Опасные места для человека.

21

42.Природа и наша безопасность.

1

Правила поведения во время грозы, распознавание ядовитых  растений и грибов, избегание опасности при встречах и общении с животными.

22

43.Экологическая безопасность.

1

Правила экологической безопасности в повседневной жизни, взаимосвязи между живой и неживой природой, моделирование их и использование для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

22

44.Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»  Проверочная работа.4 по теме «Наша безопасность

1

Сообщения в устной форме,  использование знаний по теме в новых условиях,

23

Чему учит экономика. 12 часов.

45.Для чего нужна экономика.

1

Роль экономики в нашей жизни, потребности человека, товары и услуги.

23

46.Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

Роль природных богатств и труда людей в экономике,  значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

24

47.Полезные ископаемые

1

 Важные полезные ископаемые, их значение в экономике, значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

24

48.Растениеводство.

1

 Культурные растения и описывание  их по плану, растениеводство и для чего люди им занимаются.

25

49.Животноводство.

1

Классификация домашних животных, животноводство и для чего люди им занимаются.

25

50.Какая бывает промышленность.

1

Отрасли промышленности, взаимосвязи между ними, продукция каждой отрасли промышленности.

26

51.Наши проекты: «Экономика родного края».

1

Роль экономики в жизни родного края, значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,  необходимость бережного отношения к природным богатствам.

26

52.Проверочная работа ТЕСТ№6

Что такое деньги.

1

Роль денег в экономике, деньги, различие денежных единиц некоторых стран.

27

53.Государственный бюджет.

1

Государственный бюджет, из чего он складывается, осознание необходимости уплаты налогов гражданами страны.

27

54Семейный бюджет.

1

 Основы семейного бюджета

28

55.Экономика и экология.

1

Представление результатов проектной деятельности.

28

56.Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика».

1

Задачи экологии и две стороны экономики. Умение  составлять простейшие экологические прогнозы

29

57.Проверочная работа 5 по теме «Чему учит экономика»

1

29

58.Путешествие по городам и странам. 12 часов.

Святыни городов России.

30

59.Золотое кольцо России.

Города России. Золотого кольца России (по выбору).

30

60.Наши проекты: «Музей путешествий»

1

 Города на карте России, достопримечательности этих городов, необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

31

61.Наши ближайшие соседи.

1

Нахождение и показ на карте стран и их столиц, примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.

31

62.Проверочная работа ТЕСТ№7

На севере Европы.

1

Страны на физической и политической карте, дополнение  сведения информацией из других источников.

32

63.Что такое Бенилюкс.

В центре Европы.

1

Страны Бенилюкс. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

32

64.По Франции и Великобритании.

1

Страны Франция и Великобритания

33

65.На юге Европы.

1

Сообщение  о стране по физической и политической картам, дополнение  эти сведений информацией из других источников.

33

66.По знаменитым местам мира.

1

Сообщение  о стране по физической и политической картам, дополнение  эти сведений информацией из других источников. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

34

67.Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.6 по теме «Путешествие по странам мира»

1

Памятники истории и культуры, осознание необходимости бережного отношения к ним.

34

68.Итоговая  комплексная проверочная работа по темам года

1

Сообщения в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).

Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных  и словарных диктантов, работ п...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Тематическое планирование уроков технологии во 3классе УМК "Школа России" по учебникам Т.Я. Шпикаловой.

Уроки технологии я распланировала в соответствии с учебным планом: 1час в неделю-34часа в год....

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

3класс УМК ШКОЛА РОССИИ Тема: Имя прилагательное. Тип: Закрепление изученного материала.

3класс УМК ШКОЛА РОССИИТема: Имя прилагательное.                Тип: Закрепление изученного материала.Задачи:Учить выделять с...

Входной тест по окружающему миру 3класс УМК "Школа России"

Данный материал разработан для проверки знаний учащихся в начале учебного года 3класс....

Рабочая программа по "Музыке" 3класс УМК "Школа России" 1 ч.

Рабочая программа по музыке в 3 классе  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с ...