Конспект урока "Звездное небо" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Староверова Татьяна Вадимовна

Звездное небо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvezdnoe_nebo.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.10.2017                                                                                                                 Учитель: Симинихина Ю.А.

Школа: 148                                                                                                                         Методист: Лебедева Е. Ю.

Класс: 2- г                                                                                                                           Студентка: Кузнецова Т.В., 43группа

Урок №: 5

Кабинет: 203                                                                                                                                                                                                    

Конспект урока по окружающему миру

                                                                                                                                                                                             

Тема урока: «Звездное небо»

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о звездах и созвездиях.

Планируемые результаты

Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;

Предметные: учащиеся научатся наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс 1 часть УМК "Школа России", презентация, звездочки, раб. Тетрадь Окружающий мир 2 класс 1 часть УМК «Школа России», карточки с вопросами.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I Организационный этап

Словесный: слово учителя

30 сек

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

Я желаю вам успешной и плодотворной работы!

В течение всего урока я буду за хорошие, полные и точные ответы выдавать звезды. В конце урока ко мне подойдут те, у кого накопились звезды, получите отметки за урок.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

II Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

Наглядный: уч.презентация

Словесный: уч. диалог

5 мин

Прежде, чем узнавать что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем. Сейчас мы с вами повторим  то, с чем вы знакомились на прошлых уроках. Я буду задавать вопросы и загадки, связанные с прошлыми темами. За каждый правильный ответ я буду выдавать звездочку. Ответы принимаются строго по руке. Выкрики с места не принимаются. Работаем очень быстро.

НЕ забывайте, что звезды копятся за весь урок, поэтому работаем все активно.

- Ночи темнее, дни холоднее, Листья пожелтели, птицы улетели. Мелкий затяжной дождик поливает. Как это время народ называет? (Осень)

- Отгадайте зашифрованное слово. Для этого расположите числа  в правильном порядке от меньшего к большему. (Заморозки) Явление неживой природы, при котором темпер воздуха опускается ниже 0 С в теплое время года. (Заморозки)

- В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед – забереги. Это говорит о том, что на реках, озерах, прудах начинается… (ледостав)

- Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман)

- Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

- Расшифруйте ребус. Небольшая перелетная птица черного цвета с белой грудкой, похожая на ласточек, одна из первых улетает на юг. ( Стриж)

- Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

- Что за зверь лесной  Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы. Осенью всех удивляет, Шубки цвет своей меняет. (Заяц)

- Отгадайте зашифрованное слово. Птицы, Улетающие в теплые края осенью и возвращающиеся весной. ( Перелетные)

- Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу, Хожу я в шапке красной, Морозов не боюсь: В лесу я остаюсь. (Дятел)

- Молодцы, ребята! Очень хорошая работа!

Слушать установку учителя на выполнение задания

Отвечать  на вопросы по изученным ранее темам

П:  преобразование учебного материала, действия;

структурирование знаний;

осознавать познавательную задачу;

Р: самоопределение к деятельности ;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельность

К: строить речевое высказывание;

допускать возможность различных точек зрения;

III Самоопределение к деятельности

Наглядный: уч.презентация

Практический: чтение уч. текста

3 мин

Ребята, я вам сегодня открою тайну. Но я ее открою, если все будут меня внимательно слушать, активно работать и прекрасно себя вести.

На прошлых уроках вы уже говорили об объектах неживой природы, а о каком объекте мы будем говорить сегодня, вы мне скажете сами.

Если я ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то увидим великолепную картину звездного неба. Тысячи мерцающий разноцветных огоньков складываются в причудливые фигуры. Раньше люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде.

- Как называются эти фонарики? ( звезды)

- Так о чем мы сегодня будем говорить? (Звездное небо)

- Предположите, какие задачи на данный урок мы можем поставить?

Беседовать с учителем

Определять тему урока

Ставить задачи урока

К: строить речевое высказывание;

Р:  принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

IV Основной этап. Открытие новых знаний.

Словесный: слово учителя, беседа

 Наглядный: уч. Презентация

Словесный: беседа; слово учителя

Наглядный: уч. видео

Словесный: слово учителя

Наглядный: видео

Физминутка

13 мин

1 мин

- А вы знаете, что даже существует целая наука Астрономия, которая изучает вселенную. Это наука о звездах, о планетах и обо всем, что есть в космосе.-

- Если наука называется Астрономия, а как тогда назвать человека, которые занимается этой наукой? (Астроном)

В древности люди представляли небо  в виде твердого купола, опрокинутого на плоскую землю. А звезды они считали гвоздями, вбитыми в этот купол.

Кроме того, наша Земля на протяжении года движется вокруг Солнца.

- Скажите, а какую звезду вы уже знаете? (Солнце)

Солнце – раскаленный шар

- А кто знает, почему Солнце выделяют как отдельную звезду? ( потому что  единственная огромная звезда невероятно больших размеров. Солнце превосходит даже размеры самой большой планеты)

- Какое значение Солнце имеет в нашей жизни? ( Солнце имеет большую температуру, оно очень горячее, оно дает нам тепло и свет).

В действительности каждая звезда – это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце - это одна из звезд.

- А тогда что же такое звезда?

 «Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка».

- Молодцы! Посмотрите на карту звёздного неба.

- Рассмотрите звездное небо. Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера).

Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячие – красного. Вы правильно сказали, звезды отличаются размерами. Есть звезды – гиганты, а есть звезды - карлики. Обратите внимание, что значками разной величины на карте показаны звезды от ярчайших до менее заметных.  Каждая звезда имеет своё название.

- Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).

- Кто – то знает, почему звезды расположены неравномерно?

- Давайте посмотрим видео и вы после просмотра ответите на мой вопрос.(1:03)

- Почему звезды расположены неравномерно? Кто внимательно слушал и может назвать, как называется объединение звезд в группы? (Созвездия)

- Совершенно верно. Люди разделили небо на группы (участки).  Так появились созвездия.

- С какими созвездиями вы уже знакомы? ( Большая Медведица, Лев)

ФИЗМИНУТКА – ВИДЕО: самолет

Слушать учителя

Слушать рассказ учителя

Отвечать на вопрос учителя

Беседовать с учителем

Знакомиться с новыми понятиями

Слушать учителя

Работать с небесной картой по презентации

Смотреть видео и отвечать на вопрос учителя, усваивать информацию

Выполнять упражнения вместе с учителем на основе видео

П: формирование обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений);

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

Р: учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности;

V. Решение частных задач

Наглядный: уч. Презентация; уч. книга

Словесный: слово учителя;

Практический: самост. работа по учебнику

Практический: рассказ текста

Практический: работа в раб. Тетради

Словесный: слово учителя

Наглядный: познавательный материал

Словесный: уч. Диалог

Наглядный: уч. презентация

Практический: работа по учебнику

Наглядный: уч. презентация

13 мин

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с тремя созвездиями: Кассиопея, Лебедь, Орион.

- У каждого ряда будет свое созвездие. Вы внимательно читаете про созвездие, которое будет дано вашему ряду. После этого,  те, кому я раздам карточки с вопросами, выходят к доске и рассказывают всему классу про созвездие, отвечая на вопрос карточки. Тот ряд,  который тоже читал об этом созвездии, может вносить дополнения, но уже только после рассказа своих одноклассников.

1 ряд: Вы читаете и готовитесь рассказать о созвездии Кассиопея;

Вопросы: 1. Когда можно увидеть Кассиопею?

2. Как изображена Кассиопея? Какую форму она имеет?

3. Откуда Кассиопея получила свое название?

( Знаете, почему Кассиопея стала  созвездием? Потому что Она хвасталась своей красотой, а другим это не нравилось и они нажаловались Посейдону – богу моря, и он наказал ее и прекратил в созвездие)

Найдите все в учебнике на с. 40 созвездие Кассиопея. Под каким номером оно изображено? (4) Молодцы!

2 ряд: о созвездии Орион;

  1. Когда можно увидеть созвездие Орион?
  2. Откуда появилось название Орион?
  3. Как изображено созвездие Орион?

( Орион, согласно древнегреческим мифам, - сын бога моря Посейдона, это одна звезда, а две другие – это  собаки Ориона – Большой и Малый псы, эти 3 звезды и образуют созвездие Орион).

Найдите все в учебнике на с. 40 созвездие Орион. Под каким номером оно изображено? (1) Молодцы!

3 ряд: о созвездии Лебедь.

  1. Когда можно увидеть созвездие Лебедь?
  2. Что напоминает созвездие Орион?
  3. Какая особенность хвоста у Лебедя?

(Созвездие Лебедя можно легко найти, оно похоже на крест)

Найдите все в учебнике на с. 40 созвездие Лебедь. Под каким номером оно изображено? (3) Молодцы!

- Молодцы! Очень хорошая работа.

- Итак, с какими 3 созвездиями мы познакомились?

 Откройте свои рабочие тетради на с. 15. Найдите №1. Подпишите названия созвездий в соответствии с иллюстрациями. На выполнение этого задания у вас 1 минута. Прочитайте, в по порядку какие записи у вас получились. (К,Л,О)

И №2. Соедините точки так, чтобы у вас получились созвездия. На выполнение задания у вас  1 минута.

- Закрываем тетради.

- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по зодиаку.

- Представляете, те созвездия, мимо которых проходит Земля, когда она движется вокруг Солнца, назвали Зодиакальным кругом, или Зодиаком. Давайте же узнаем, что же это за Зодиакальный круг.

- Смотрим все внимательно видео. (1:28)

- Что мы узнали из этой информации? Что такое зодиак?  

 «Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».

Откройте учебник на с. 42. И по цепочке давайте прочитаем, что нам учебник рассказывает о зодиаке.

- Сколько у нас месяцев в году? (12) Солнце «гостит» у каждого созвездия 1 месяц. Значит, сколько зодиаков всего? (12)

- Какие зодиаки вы знаете?

- Кто знает свой знак зодиак?

Рассмотрим в учебнике на странице 42 зодиакальные созвездия и прочитаем их

- Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.

- Читаем хором.

Овен - телец – близнецы – рак – лев – дева – весы - скорпион – стрелец – козерог –водолей – рыбы.

- Молодцы, ребята!

- Так сколько зодиаков всего? (12)

- Сколько месяцев гостит Солнце у каждого созвездия? (1 месяц)

- Отличная работа, ребята! Наше путешествие подошло к концу!

Слушать учителя

Слушать одноклассников

Знакомиться с новыми созвездиями

Работать по слайдам

Отвечать на вопрос учителя

Работать с текстом

Рассказывать о созвездиях классу

Находить созвездие на карте

Выполнять задание в тетради

Слушать учителя

Принимать информацию из видео

Знакомиться с новым понятием

Чтение по цепочке

Беседовать с учителем

Чтение и осмысление текста из учебника

Беседовать с  учителем по закреплению нового материала

К: владеть диалогической формой коммуникации;

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание.

Р: учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:  преобразование учебного материала, действия;

структурирование знаний;

осознавать познавательную задачу;

VII. Итог урока. Рефлексия

3 мин

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- С какими понятиями сегодня на уроке мы познакомились? ( Астрономия, астроном, Солнце, звезда, созвездия, зодиак, звериный круг, зодиакальный круг)

- Что такое звезда? («Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка»)

- Что такое созвездие? (объединение звезд в группы)

- Перечислите, какие созвездия вы теперь знаете?

- Что же такое Солнце?

- Сколько всего знаков Зодиак?

- Поднимите руку те, кому понравился урок и было легко на уроке.

- Молодцы! Спасибо за работу! До свидания!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка;

  1. Когда можно увидеть Кассиопею?

  1. Как изображена Кассиопея? Какую форму она имеет?

  1. Откуда Кассиопея получила свое название?

  1. Когда можно увидеть созвездие Орион?

  1. Откуда появилось название Орион?

  1. Как изображено созвездие Орион?

  1. Когда можно увидеть созвездие Лебедь?

  1. Что напоминает созвездие Орион?

  1. Какая особенность хвоста у Лебедя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

конспект урока 3 класс " Школа России" по теме " Имя прилагательное"

Данный конспект направлен на закрепление ранее изученного материала....