Конспект урока "Звездное небо" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 03.10.2017 Учитель: Симинихина Ю.А.
Школа: 148 Методист: Лебедева Е. Ю.
Класс: 2- г Студентка: Кузнецова Т.В., 43группа
Урок №: 5
Кабинет: 203
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Звездное небо»
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о звездах и созвездиях.
Планируемые результаты
Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;
Предметные: учащиеся научатся наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс 1 часть УМК "Школа России", презентация, звездочки, раб. Тетрадь Окружающий мир 2 класс 1 часть УМК «Школа России», карточки с вопросами.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I Организационный этап Словесный: слово учителя | 30 сек | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Я желаю вам успешной и плодотворной работы! В течение всего урока я буду за хорошие, полные и точные ответы выдавать звезды. В конце урока ко мне подойдут те, у кого накопились звезды, получите отметки за урок. | Принимать установку учителя | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
II Актуализация знаний Словесный: слово учителя Наглядный: уч.презентация Словесный: уч. диалог | 5 мин | Прежде, чем узнавать что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем. Сейчас мы с вами повторим то, с чем вы знакомились на прошлых уроках. Я буду задавать вопросы и загадки, связанные с прошлыми темами. За каждый правильный ответ я буду выдавать звездочку. Ответы принимаются строго по руке. Выкрики с места не принимаются. Работаем очень быстро. НЕ забывайте, что звезды копятся за весь урок, поэтому работаем все активно. - Ночи темнее, дни холоднее, Листья пожелтели, птицы улетели. Мелкий затяжной дождик поливает. Как это время народ называет? (Осень) - Отгадайте зашифрованное слово. Для этого расположите числа в правильном порядке от меньшего к большему. (Заморозки) Явление неживой природы, при котором темпер воздуха опускается ниже 0 С в теплое время года. (Заморозки) - В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед – забереги. Это говорит о том, что на реках, озерах, прудах начинается… (ледостав) - Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман) - Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней) - Расшифруйте ребус. Небольшая перелетная птица черного цвета с белой грудкой, похожая на ласточек, одна из первых улетает на юг. ( Стриж) - Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) - Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы. Осенью всех удивляет, Шубки цвет своей меняет. (Заяц) - Отгадайте зашифрованное слово. Птицы, Улетающие в теплые края осенью и возвращающиеся весной. ( Перелетные) - Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу, Хожу я в шапке красной, Морозов не боюсь: В лесу я остаюсь. (Дятел) - Молодцы, ребята! Очень хорошая работа! | Слушать установку учителя на выполнение задания Отвечать на вопросы по изученным ранее темам | П: преобразование учебного материала, действия; структурирование знаний; осознавать познавательную задачу; Р: самоопределение к деятельности ; умение контролировать процесс и результаты своей деятельность К: строить речевое высказывание; допускать возможность различных точек зрения; |
III Самоопределение к деятельности Наглядный: уч.презентация Практический: чтение уч. текста | 3 мин | Ребята, я вам сегодня открою тайну. Но я ее открою, если все будут меня внимательно слушать, активно работать и прекрасно себя вести. На прошлых уроках вы уже говорили об объектах неживой природы, а о каком объекте мы будем говорить сегодня, вы мне скажете сами. Если я ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то увидим великолепную картину звездного неба. Тысячи мерцающий разноцветных огоньков складываются в причудливые фигуры. Раньше люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. - Как называются эти фонарики? ( звезды) - Так о чем мы сегодня будем говорить? (Звездное небо) - Предположите, какие задачи на данный урок мы можем поставить? | Беседовать с учителем Определять тему урока Ставить задачи урока | К: строить речевое высказывание; Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; |
IV Основной этап. Открытие новых знаний. Словесный: слово учителя, беседа Наглядный: уч. Презентация Словесный: беседа; слово учителя Наглядный: уч. видео Словесный: слово учителя Наглядный: видео Физминутка | 13 мин 1 мин | - А вы знаете, что даже существует целая наука Астрономия, которая изучает вселенную. Это наука о звездах, о планетах и обо всем, что есть в космосе.- - Если наука называется Астрономия, а как тогда назвать человека, которые занимается этой наукой? (Астроном) В древности люди представляли небо в виде твердого купола, опрокинутого на плоскую землю. А звезды они считали гвоздями, вбитыми в этот купол. Кроме того, наша Земля на протяжении года движется вокруг Солнца. - Скажите, а какую звезду вы уже знаете? (Солнце) Солнце – раскаленный шар - А кто знает, почему Солнце выделяют как отдельную звезду? ( потому что единственная огромная звезда невероятно больших размеров. Солнце превосходит даже размеры самой большой планеты) - Какое значение Солнце имеет в нашей жизни? ( Солнце имеет большую температуру, оно очень горячее, оно дает нам тепло и свет). В действительности каждая звезда – это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце - это одна из звезд. - А тогда что же такое звезда? «Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка». - Молодцы! Посмотрите на карту звёздного неба. - Рассмотрите звездное небо. Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера). Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячие – красного. Вы правильно сказали, звезды отличаются размерами. Есть звезды – гиганты, а есть звезды - карлики. Обратите внимание, что значками разной величины на карте показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет своё название. - Ребята, а кто заметил, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом). - Кто – то знает, почему звезды расположены неравномерно? - Давайте посмотрим видео и вы после просмотра ответите на мой вопрос.(1:03) - Почему звезды расположены неравномерно? Кто внимательно слушал и может назвать, как называется объединение звезд в группы? (Созвездия) - Совершенно верно. Люди разделили небо на группы (участки). Так появились созвездия. - С какими созвездиями вы уже знакомы? ( Большая Медведица, Лев) ФИЗМИНУТКА – ВИДЕО: самолет | Слушать учителя Слушать рассказ учителя Отвечать на вопрос учителя Беседовать с учителем Знакомиться с новыми понятиями Слушать учителя Работать с небесной картой по презентации Смотреть видео и отвечать на вопрос учителя, усваивать информацию Выполнять упражнения вместе с учителем на основе видео | П: формирование обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; Р: учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление выбора (будет активен или пассивен); Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; |
V. Решение частных задач Наглядный: уч. Презентация; уч. книга Словесный: слово учителя; Практический: самост. работа по учебнику Практический: рассказ текста Практический: работа в раб. Тетради Словесный: слово учителя Наглядный: познавательный материал Словесный: уч. Диалог Наглядный: уч. презентация Практический: работа по учебнику Наглядный: уч. презентация | 13 мин | - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с тремя созвездиями: Кассиопея, Лебедь, Орион. - У каждого ряда будет свое созвездие. Вы внимательно читаете про созвездие, которое будет дано вашему ряду. После этого, те, кому я раздам карточки с вопросами, выходят к доске и рассказывают всему классу про созвездие, отвечая на вопрос карточки. Тот ряд, который тоже читал об этом созвездии, может вносить дополнения, но уже только после рассказа своих одноклассников. 1 ряд: Вы читаете и готовитесь рассказать о созвездии Кассиопея; Вопросы: 1. Когда можно увидеть Кассиопею? 2. Как изображена Кассиопея? Какую форму она имеет? 3. Откуда Кассиопея получила свое название? ( Знаете, почему Кассиопея стала созвездием? Потому что Она хвасталась своей красотой, а другим это не нравилось и они нажаловались Посейдону – богу моря, и он наказал ее и прекратил в созвездие) Найдите все в учебнике на с. 40 созвездие Кассиопея. Под каким номером оно изображено? (4) Молодцы! 2 ряд: о созвездии Орион;
( Орион, согласно древнегреческим мифам, - сын бога моря Посейдона, это одна звезда, а две другие – это собаки Ориона – Большой и Малый псы, эти 3 звезды и образуют созвездие Орион). Найдите все в учебнике на с. 40 созвездие Орион. Под каким номером оно изображено? (1) Молодцы! 3 ряд: о созвездии Лебедь.
(Созвездие Лебедя можно легко найти, оно похоже на крест) Найдите все в учебнике на с. 40 созвездие Лебедь. Под каким номером оно изображено? (3) Молодцы! - Молодцы! Очень хорошая работа. - Итак, с какими 3 созвездиями мы познакомились? Откройте свои рабочие тетради на с. 15. Найдите №1. Подпишите названия созвездий в соответствии с иллюстрациями. На выполнение этого задания у вас 1 минута. Прочитайте, в по порядку какие записи у вас получились. (К,Л,О) И №2. Соедините точки так, чтобы у вас получились созвездия. На выполнение задания у вас 1 минута. - Закрываем тетради. - А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по зодиаку. - Представляете, те созвездия, мимо которых проходит Земля, когда она движется вокруг Солнца, назвали Зодиакальным кругом, или Зодиаком. Давайте же узнаем, что же это за Зодиакальный круг. - Смотрим все внимательно видео. (1:28) - Что мы узнали из этой информации? Что такое зодиак? «Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года». Откройте учебник на с. 42. И по цепочке давайте прочитаем, что нам учебник рассказывает о зодиаке. - Сколько у нас месяцев в году? (12) Солнце «гостит» у каждого созвездия 1 месяц. Значит, сколько зодиаков всего? (12) - Какие зодиаки вы знаете? - Кто знает свой знак зодиак? Рассмотрим в учебнике на странице 42 зодиакальные созвездия и прочитаем их - Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна. - Читаем хором. Овен - телец – близнецы – рак – лев – дева – весы - скорпион – стрелец – козерог –водолей – рыбы. - Молодцы, ребята! - Так сколько зодиаков всего? (12) - Сколько месяцев гостит Солнце у каждого созвездия? (1 месяц) - Отличная работа, ребята! Наше путешествие подошло к концу! | Слушать учителя Слушать одноклассников Знакомиться с новыми созвездиями Работать по слайдам Отвечать на вопрос учителя Работать с текстом Рассказывать о созвездиях классу Находить созвездие на карте Выполнять задание в тетради Слушать учителя Принимать информацию из видео Знакомиться с новым понятием Чтение по цепочке Беседовать с учителем Чтение и осмысление текста из учебника Беседовать с учителем по закреплению нового материала | К: владеть диалогической формой коммуникации; адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Р: учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: преобразование учебного материала, действия; структурирование знаний; осознавать познавательную задачу; |
VII. Итог урока. Рефлексия | 3 мин | - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какие цели на урок мы ставили? - Добились этих целей? - С какими понятиями сегодня на уроке мы познакомились? ( Астрономия, астроном, Солнце, звезда, созвездия, зодиак, звериный круг, зодиакальный круг) - Что такое звезда? («Звезда – небесное тело (раскалённый шар), ночью видимое как светящаяся точка») - Что такое созвездие? (объединение звезд в группы) - Перечислите, какие созвездия вы теперь знаете? - Что же такое Солнце? - Сколько всего знаков Зодиак? - Поднимите руку те, кому понравился урок и было легко на уроке. - Молодцы! Спасибо за работу! До свидания! | Оценивать свою работу на уроке | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка; |
- Когда можно увидеть Кассиопею?
- Как изображена Кассиопея? Какую форму она имеет?
- Откуда Кассиопея получила свое название?
- Когда можно увидеть созвездие Орион?
- Откуда появилось название Орион?
- Как изображено созвездие Орион?
- Когда можно увидеть созвездие Лебедь?
- Что напоминает созвездие Орион?
- Какая особенность хвоста у Лебедя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России
Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....
конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение
конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...
Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...
Конспект урока 3 класс Школа России "Семейный бюджет"
конспект урока...
Конспект урока 3 класс Школа России "Экономика и экология"
конспек урока...
конспект урока 3 класс " Школа России" по теме " Имя прилагательное"
Данный конспект направлен на закрепление ранее изученного материала....