Сохраним тюльпаны степей!
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Апендеева Ирина Александровна
Цель работы - это изучение дикорастущих тюльпанов Саратовской области, а также причин уменьшения их количества; поиск путей сохранения и увеличения исчезающих видов тюльпанов.(слайд 2) Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 1. Выяснить происхождение и историю тюльпанов; 2. Изучить тюльпановые поля Саратовской области; 3. Выявить причины исчезновения тюльпанов и уменьшения численности. Объект исследования: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды тюльпанов Шренка (Геснера), двуцветковый,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Пигари»

Озинского района Саратовской области

Муниципальный  конкурс

экологических исследовательских проектов

учащихся начальных классов

ПРОЕКТ

«Сохраним тюльпаны степей»

Направление

 «Экология растений»

МОУ «СОШ с. Пигари»

Лохмачёва Яна Николаевна

9 лет, 3 класс

Телефон: 89271320325

Руководитель: Апендеева И.А.

Ноябрь, 2017 г.

Содержание:

1.Введение: цели, задачи, актуальность проекта, методы исследования стр.3

2. Родина тюльпана – страна Голландия…………………………………. стр.3

3. Легенда   о тюльпанах…………………………………………………...стр.4

4.Разновидности тюльпанов из Красной книги  Саратовской области   стр.4

5.Фестиваль тюльпанов в Саратовской области………………………...стр.5

6.Анкетирование и практическая деятельность…………………………стр.5

7. Заключение……………………………………………………………....стр.6

8. Список использованных источников…………………………………..стр.6

Тема: «Сохраним тюльпаны степей»

1.Введение:

Цель работы - это изучение дикорастущих тюльпанов Саратовской области, а также причин уменьшения их количества; поиск путей сохранения и увеличения исчезающих видов тюльпанов.(слайд 2)

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Выяснить происхождение и историю тюльпанов;

 2. Изучить тюльпановые поля Саратовской области;

3. Выявить причины исчезновения тюльпанов и уменьшения численности.

 Объект исследования: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды тюльпанов Шренка (Геснера), двуцветковый,

Актуальность проекта(слайд 3)

На широком просторе степь ласкают тюльпаны,

Им в зелёной траве песню вечную петь.

О тюльпаны, тюльпаны – дорогие поляны,

Вы огнями и солнцем опустились на степь.

Кто же из нас не восторгался красотой нашего степного тюльпана! Тюльпан– самое красивое растение степей.Люди считают, что не наносят вреда, когда  срывают цветы бережно, не повреждая луковицы. Но это абсолютно неверно! Основной способ размножения тюльпанов – семенной, поэтому каждый сорванный цветок – это десятки погубленных будущих растений.

Остановить такое  отношение к природе нашей степи вот основная задача нашего проекта.

Методы исследования:

1.Теоретический – сбор, изучения литературы по данной проблеме;

2.Социалогичсекий опрос – проведение анкетирования среди учащихся начальных классов;

3.Практическая деятельность – выставка рисунков, «Проба пера».

2. Родина тюльпана – страна Голландия

Лучшими в мире тюльпанами, как известно, считаются голландские. Но мало кто знает, что прапрародители их - «дикари» степей и полупустынь Средней Азии и Восточной Европы. Тюльпаны (tulipa) – всеми любимые яркие весенние цветы. Они бывают разных цветов, разной формы. Тюльпан принадлежит к семейству лилейных, название рода персидское, что в переводе означает «тюрбан». Форма цветков тюльпана напоминает чалму. Родиной тюльпана является страна Голландия, откуда они распространились в разные страны мира.  Луковицы сортов садовых тюльпанов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 1702 году из Голландии.(слайд 4)

Цветы тюльпаны обычно лишены аромата, привлекая насекомых яркостью  окраски и обильным нектаром.  Раскачиваясь по ветру, тюльпан разбрасывает

свои семена. И на месте прошлогодней луковицы образуется замещающая, которая даёт жизнь новым растениям. У старых растений луковица может находиться  на глубине до полуметра. Вырастают тюльпаны из луковицы.

Практически каждому известны слова популярной песни: «Желтые тюльпаны — вестники разлуки…» А вот жители Саратовской области считают иначе. Для них желтый тюльпан — это солнечный цветок, который приносит счастье.(слайд 5)

3.Легендао тюльпанах

Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне желтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный желтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему — тюльпан раскрылся. Мальчик  начал заботиться о нем, причем заботиться, просто так, от чистого сердца, а, не требуя счастья взамен. С тех пор, подаренные желтые тюльпаны, являются пожеланием счастья и искреннейзаботы!Тюльпан похож на ребенка с поднятыми руками, стремящийся вверх, ребенок это будущее.

4.Разновидности тюльпанов из Красной книги  Саратовской области

В  Саратовской областилуковичные цветы растут со времён послеледникового периода, когда формировались степи. На территории области, встречается три диких вида тюльпанов: тюльпан Биберштейна, двуцветковый и Шренка.(слайд 6)

Весной, когда природа только начинает просыпаться после зимнего покоя, в степях Саратовской области появляются тюльпаны. Их яркие цветы различной окраски – белой, желтой, малиновой, фиолетовой, красной расцвечивают зеленеющие пространства, превращают степные участки в пестрые ковры. То, что тюльпаны цветут ранней весной (апрель – май), объясняется еще одной их особенностью. Почки возобновления, находящиеся в центре луковиц, и побеги будущего года формируются летом-осенью года, который предшествует времени цветения. С некоторыми перерывами они развиваются даже зимой, поэтому вскоре после таяния снега из земли проклевываются стебли, готовые листья и бутоны. Тюльпаны быстро растут, но бутоны приобретают характерную для вида окраску только в последние дни перед цветением.В это трудно поверить, но сегодня, одни из самых больших скоплений дикорастущих тюльпанов в России можно встретить в Саратовской области. Сразу в нескольких районах нашей губернии перед праздником День Победы зацветают сотни тысяч тюльпанов. Среди них редкие виды удивительной красоты.

Именно этот хрупкий маленький степной цветок – тюльпан Шренка - является родоначальником первых культурных сортов. А имя свое он получил в честь Александра Ивановича Шренка, путешественника.Этот цветок занесен в Красную книгу (стр.81 -82) Саратовской области.

Белый тюльпан, по-научному – тюльпан двуцветковый – это редкий вид, занесённый в Красную книгу Саратовской области(стр.81 -82). Встречается он в Заволжье: в Александрово-Гайском, Новоузенском и Озинском районах. Высота этого растения 10 – 20 см.

5.Фестиваль тюльпанов в Саратовской области

(слайд 7)В Александрово-Гайском районе Саратовской области расположены два памятника природы регионального значения. Один из них - "Тюльпанная степь". 
"Тюльпанная степь"- это уникальный участок целинной равнины, проходящий по реке Большой Узень.Вся эта территория покрыта растущими здесь дикими степными тюльпанами Шренка, расцветающими примерно в конце мая – начале июня. 

Второй  год проходит фестиваль тюльпанов вНовоузенском районе.Этот фестиваль  был долгожданным событием для многих жителей региона. В окрестности села Куриловка, где и находится поле дикорастущих тюльпанов,  приезжают люди из разных мест Саратовской области. Рвать тюльпаны, разжигать костры и мусорить на территории памятника запрещено. Также нельзя выкапывать их луковицы, ездить по цветущим полям на машинах.

(слайд 8)К сожалению, тюльпан Шренка на территории Озинского района находится под угрозой исчезновения. Моя бабушка мне показала карту степей совхоза «Пигарёвский», где ещё 30 лет назад юннаты нашей школы отметили участки  с растущими степными тюльпанами, чтобы руководство совхоза  приняли меры по сохранению «пестрых островков».В этих местах был запрещен выпас скота, сбор тюльпанов. Эту карту мы с учителем передали  в администрацию Пигарёвского муниципального образования. Хотелось бы, чтобы и в настоящее время обратили бы внимание на сохранение тюльпанов.

6.Анкетирование и практическая деятельность

С учащимся начальных классов было проведено анкетирование. Были заданы следующие вопросы:(слайд 9)

1.Какие растения  называются охраняемыми? – 75%

2.Какие виды тюльпанов растут в  Озинском районе? - этот вопрос вызвал затруднение среди учеников.

3.Почему тюльпаны, произрастающие на территории нашего района, занесены в Красную книгу?- 100%

4.Как вы считаете, можно ли собирать букеты тюльпанов? - 80%

 После проведения опроса была подготовлена памятка под названием « Запомни, это важно!»

Теперь - то мы точно знаем, что мы не дадим погибнуть такой красоте, если мы будем иметь активную жизненную позицию, то сможем сохранить не только тюльпан Шренка (Геснера) для будущих поколений, но и самих себя,а красоты заволжских степей станут памятником нашему поколению.

Нами была проделана следующая работа:

I этап. Информационный.

Мы посетили библиотеку и узнали много нового о тюльпанах:

- из Толкового словаря русского языка Т.Д. Ушакова«Тюльпан - луковичное декоративное растение семейства лилейных, с красивыми цветками, имеющими форму колпачков»;

   - из энциклопедии для детей«Тюльпан- в переводе означает «тюрбан». Своё название тюльпаны получили за сходство их цветков с головным убором- чалмой».

- из «Красной книги России и  Саратовской области»: Дикорастущий тюльпан занесен в Красную книгу.

- на сайте о цветах(florets.ru) мы прочитали легенду о тюльпанах,

fn-volga.runews/view/id/48420  о фестивале вНовоузенском районе.

2 этап. Социологический опрос: проведено анкетирование среди учащихся.

3этап. Практическая деятельность: На уроках ИЗОмы нарисовали тюльпаны наших степей,ана уроках чтения провели конкурс «Проба пера»(стихи собственного сочинения  о тюльпанах).(слайд 10)

Не каждый житель нашей Зеленой Планеты может увидеть такую красоту в степных просторах. Ипоэтому тюльпаны стали выращивать на даче,   в скверах, парках и у себя во дворе.Учащимися нашей школы в конце сентября были высажены луковицы домашних тюльпанов возле памятника. И мы надеемся, что к  9 мая запестреютклумбы разноцветных тюльпанов.Процесс распускания цветка тюльпана поистине можно назвать магическим. Во время раскрывания лепестки тюльпана из зеленых превращаются в красные, оранжевые, голубые, желтые — никакой другой цветок не отличается таким многообразием оттенков!(слайд 11)

7. Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод:

  • Тюльпаны – одни из красивейших растений нашей флоры.
  • Эти растения относятся к охраняемым растениям в нашей местности  и занесены в Красную книгу.
  • Их популяция в нашей местности уменьшается, подвергаясь вытаптыванию скотом, степными пожарами, сбору букетов и т.д.
  • Основной способ размножения тюльпанов – семенной, поэтому каждый сорванный цветок – это десятки погубленных будущих растений.

Остановить такое  отношение к природе нашей степи вот основная задача моего проекта.(слайд 12)

8. Список использованных источников

1.Брылёв В.А. “Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области” - Волгоград: Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992

2.Ю.К. Школьник «Растения» - полная энциклопедия, ЭСКМО , 2011 Москва

3.Журнал–сборник “Читаем, учимся, играем” № 5, 1999 г. Лисянский Б., Ладыгина Г. “Тюльпаны” - М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002

4.Панкеев И.А.Энциклопедия этикета. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2003

5.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4

6.Сборник “Цветы для вашего сада” - М.: “Садовый центр”, 2004

7.Источники: fn-volga.runews/view/id/48420 России, тюльпан Шренка.,novouzensk.ru
8.1sg.rumodules/methodical/ajax/actions.php?mode;

 http://kratkoe.com/doklad-o-tyulpane


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Степи. Растения и животные степей.

Презентация к уроку познание мира 4 класс...

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

"Сохраним тюльпаны"

Мы с классом приняли участие в акции "Сохраним тюльпаны"...

Исследовательская работа на тему: «СОХРАНИМ ТЮЛЬПАНЫ В КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ»

Цель проекта:привлечь внимание учащихся к защите тюльпанов, воспитать бережное и заботливое отношение к ним. Задачи проекта:- ознакомиться с видами тюльпанов, растущих в калмыцкой степи;- выяснит...