Урок окружающего мира в 4 классе.Лес и человек.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока:Лес и человек.Экологические проблемы леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный урок окружающего мира в 4 классе.
УМК:образовательная система «Школа России»
Тема: «Лес и человек. Экологические проблемы леса».
Цели урока:
1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.
2)воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.
3)развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой.
Формируемые УУД:
познавательные- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;
коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата ,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;
личностные- приобретать новые знания и умения.
Оборудование урока: компьютер; мультимедиа оборудование; презентация к уроку «Лес и человек»; рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; тесты «Зона лесов»; карточки -задания; выставка работ учащихся по теме: «Лесная зона»; тексты стихотворения С.Никулиной «Русский лес»,Ю.Кулекиной «Ручеёк»; карта природных зон.
Ход урока.
- Организационный момент.
Внимательно слушай!
Запоминай!
Активно на уроке отвечай!
- Актуализация опорных знаний.
1.Работа с картой.(Работа ведётся по карте природных зон)
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
-Каким цветом она обозначена на карте?
_Какая у зоны лесов земная поверхность?
_Сравните зону лесов с другими природными зонами.
2.Блицопрос Я знаю лес
-Какой лес мы называем тайгой?
-, Назовите дерево :высокое стройное,с желтовато-красноватой или бурой корой.Хвоинки длинные,шишки маленькие,округлые.
-Птица пёстрой окраски,приносящая большую пользу лесу.По земле двигаются прыжками.
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
-Дерево-символ России?
-Животное,которое умеет не только прыгать,но и летать?
-У какого животного пять чёрных полос на спине?
-Узнайте животное по описанию: самый крупный из ныне живущих представителей обширного семейства оленей. Это мощное, но вместе с тем стройное и красивое животное. От других оленей он отличается длинными ногами, массивной грудной клеткой, относительно большой и тяжелой горбоносой головой,огромными рогами.
-Какие три части можно выделить в лесной зоне?
3 .Проверка домашнего задания. Работа в парах.
-Вспомните правила работы в парах.
(1.Работать должны оба.2.Один говорит ,другой слушает.3.Своё несогласие высказывай вежливо.4.Если не понял,переспроси)
-Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3-6 на стр.48-49 рабочей тетради.(Взаимопроверка).
4.Сообщения учащихся(ученики выступают с сообщениями о растении или животном лесной зоны, опираясь на свои записи выполнения задания 7 на стр.50 рабочей тетради).
-Чьё сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?
- Самоопределение к деятельности.
Работа в группах.
Прочитайте в группах стихотворение С.Никулиной «Русский лес», обсудите его.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
-Чем является лес для человека?
-О чём пойдёт речь на уроке?
(Дети высказывают предположения ,о чём пойдёт речь на уроке. Открывается запись на доске темы урока-«Лес и человек. Экологические проблемы леса».
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
-Что Вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
- Физкультминутка.
- Открытие нового знания.
1.Работа в рабочей тетради.
-Выполним задание 1 стр.50
-Запишите в тетрадь ,какую роль играет лес в вашей жизни?
Слушаем высказывания учащихся.
-Великий русский писатель М.Горький в воспоминаниях детства писал: Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта ,в этом чувстве исчезали мои огорчения ,забывалось всё неприятное»
2.Работа в парах.
-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на страницах 103-104.
-С помощью схемы расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей.
Высказывания детей.
-О чём новом вы узнали из текста?(Лес очищает воздух от пыли и загрязнений.Фитонциды убивают болезнетворные бактерии.Лес защищает почвы от ветра,а корни растений не дают почве разрушаться).
3.Беседа об экологических проблемах леса. Работа в группах.(Каждая группа получает стихотворение).
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?
-Прочитайте в группах стихотворения.Обсудите их.
-Подумайте о каких экологических проблемах идёт речь?
Проверка задания.
1 группа.
Кричала липа и береза тоже:
«Ведь мы производили кислород!
Мы землю украшали! Так за что же
Кончина нас безвременная ждет?
Вы, люди, представляете как долго
Растем мы из семян? И в миг один
Нас погубить?! Не жаль тебе нисколько
Деревья, о природы господин?
Ты возомнил себя венцом природы,
Но отомстит она – она сильней!..»
Пройдут еще наверно, годы, годы!
Пока дойдет все это до людей.
Но может быть тогда уж поздно будет…
И мы не можем это допустить!
Одумайтесь скорей! Давайте люди
Природу нашу бережно хранить!(Автор Е. Герасимова)
-О какой экологической проблеме идёт речь?(Речь идёт о вырубке леса).
-Людям казалось,что лесов так много,что их невозможно вырубить.Теперь стало ясно:леса в опасности! А вместе с лесом погибает животный и растительный мир .Многие виды редких животных взяты под охрану ,а растения и животные,занесённые в Красную книгу ,находятся под особой охраной.
-Перечислите животных и растения Красной книги,изображённые на стр.105 учебника.
(Ученики называют и показывают животных и растения).
2 группа.
РУЧЕЁК
Весенний журчит ручеёк.
Путь ручейка далёк.
Сначала в реку Москву,
Потом ненадолго - в Оку.
И Волга уже на просторе.
А дальше - Каспийское море!
Журчал и бежал ручеёк.
Путь ручейка далёк.
Он думал – легко добежит,
Хотя путь далёк лежит.
Бежал ручеёк и пел,
И голос его звенел!
Сначала споткнулся ручей:
Башмак здесь в воде: он чей?
А вот и бутылка, и банка,
И пластиковая болванка…
Не так уж и прост мой путь!
Осталось совсем чуть-чуть!
Мне всё тяжелей бежать,
Уже нелегко журчать!
Лежит колесо поперёк:
М-да, непростой денёк!
Немного заторможу,
Пожалуй, я полежу…
Весенний журчал ручеёк,
Ох, как его путь далёк!
Он так старался, бежал,
Но по дороге …устал.
Болотце на месте ручья.
Вина в том, скажите, чья?(Автор Ю. Кулекина)
-Назовите экологическую проблему,о которой говорится в стихотворении.(Речь идёт о загрязнение лесов и водоёмов)
-Какие правила необходимо соблюдать в лесу,если Вы остановились на привал?
3 группа
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
-А ведь этого могло бы и не случиться,если бы охотник соблюдал правила поведения в лесу.
-Познакомимся с памяткой «Как разводить костёр».(работа с учебником стр.
107)
Показ видеосюжета «Пожар в лесу».
https://www.youtube.com/watch?v=lTu0NFZkhpU
4 группа
Весна в лесу прекрасная пора,
Лес оживился, и запели птицы,
А лето - это просто красота,
И для зверей открыты все границы.
В глуши тайги медведица бродила,
А рядом пара милых медвежат,
Видать совсем недавно народила,
Они так замечательно рычат.
Природа наделяла чувством веры,
Забыв о безопасности своей,
А рядом с ней таились браконьеры,
Внимательно следившие за ней.
Кто такие браконьеры? Чем они опасны?
Работа со словарём.
Обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова.
(Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.)
- Физкультминутка
- Включение нового знания в систему знаний.
1.Работа в рабочей тетради стр.51.
-Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках?(1.Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины.2.Незаконная охота-браконьерство.3.Разведение костров в лесу.Пожары в лесу.4.Загрязнение лесов и водоёмов мусором.)
2.Творческая работа.
-Придумайте и нарисуйте условные знаки к этим экологическим проблемам.
-Как Вы думаете,почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
-О чём должен помнить человек ,приходя в лес?(Лес-наше богатство.Лес-лёгкие планеты.Каждый человек должен думать,о том,что он оставит своим детям)
- Подведение итогов урока
-Перечислите экологические проблемы лесов.
-От чего в первую очередь страдает лес?
-Что должен делать человек,чтобы не уменьшать количество лесов?
-Как мы можем заботиться о лесах,которые расположены рядом с нами?
-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?
- Рефлексия
-Какие знания вы сегодня для себя открыли?
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
-Что на уроке у Вас хорошо получалось?
-Над чем ещё надо поработать?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тучка.
Однажды на прекраснейшей из планет зародилась тучка. И все ее радовало и веселило: вот птичка пролетит сквозь неё, словно перышком пощекочет; вот капельки светлые хороводы водят и спешат обратно на землю великую, чтобы жизнь на ней процветала и радовала всех; вот ветер могучий разыграется и погонит ее в путь далекий. И так нравилось нашей тучке путешествовать и землю разглядывать, что просила она ветер могучий дуть сильнее. Чтобы летала она быстро –быстро над морями, океанами, над полями и горами. И так ей вольно, и просторно на небе было, что не знала она горя-горюшка и кручины великой.
Но однажды увидала она диво-дивное, чудо-чудное - город, людьми возведенный. И все было в нём прекрасно, и дома , и улицы , и дворцы, утопающие в зелени. Да сами люди казались ей самым великим творением природы. Росли такие города, крепчали, как грибочки после дождя. Наша тучка восхищалась великолепием каменных палат, широтой дорог и роскошью убранства. Только одно ее расстраивало, что не берегли люди ни лесов, ни водоёмов, ни жизни, дарованной природой. Где город возвыситься – леса не станет, лишь изредка деревца одинокие стоят. Если река или море рядышком – все ненужное человеку в воду сбрасывается или под землю закапывается.
Но самое страшное от этих великих городов – росли тучи черные, смрадные. Да такие вредные и злые эти тучки были , что проходу другим не давали. Соберутся маленькие тучки-смрадные в большую и давай все живое мучить и губить. Сначала подкрадываются незаметно , а потом болезнями всякими мучают. Столько в них злости и ненависти. Все больше и больше становилось туч-смрадных на земле и все больше, и больше ширилось их царство. И некуда стало бежать и прятаться от них на земле великой.
Так жалко стало тучке людей, что от рук своих же и страдают, что слезами горькими стала она проливаться на землю. Да только слезы начали обжигать щечки розовые. Да капельки светлые все медленней хороводы водят и все тяжелей становятся. Да птички все реже к тучке поднимаются. Да ветер могучий все больше пылинками тучку обдувает. А пылинки эти словно иголки вонзаются и ранят душу светлую.
Взмолилась тучка, чтоб умылась Земля-матушка, да стерла города великие, чтоб расправила плечи и стряхнула тучи-смрадные. Лишь слабый отголосок донёсся издалека: «Скоро, скоро……потерпи , милая…»
Кулекина Юлия Борисовна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"
Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"
Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...
Урок окружающего мира 1 класс по теме "Человек и домашние животные"
Урок окружающего мира по теме: "Человек и домашние животные" 1 класс...
Урок окружающего мира 2 класс "Строение тела человека"
Урок окружающего мира 2 класс по ФГОС Школа России "Строение тела человека". технологическая карта...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира, 4 класс. "Лес и человек"
Урок окружающего мира, 4 класс. "Лес и человек". Форма урока- заседание клуба знатоков....