Программа "Я - исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
Составила:
Руководитель МО начальных классов
Беган Марина Александровна
- Пояснительная записка.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать
предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
- организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
- оценочных (личностных),
- коммуникативных.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику организации проектной деятельности младших школьников, методику организации проектной деятельности А.В. Горячева, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
- Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешной реализации
детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
- формирование представление об проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- развитие познавательные потребности и способности, креативность.
- Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям.
Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.
Особенностью подхода к работе над проектами является
двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Выбор темы.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, ком_
пакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки,
научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные
люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Выбор проектов.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Реализация проектов.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач). газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Презентация проекта.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
- Место «Проектной деятельности» в учебном плане
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №6 на проектную деятельность в 3 - 4 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа – в 3-4 классах внеаудиторной занятости.
- Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
- Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Второй уровень результатов (3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
VIII. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса « Я - исследователь»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
- Умение выдвигать гипотезы
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- Создавать рисунки в графическом редакторе;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
- Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
- С уроками окружающего мира
- Содержание занятий.
3 класс (34 часа)
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2. Как задавать вопросы? – 1 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 3-4. Как выбрать тему исследования? – 2 ч
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 5-6. Что такое цель и задачи исследования? – 2 ч
Понятие «цели и задачи исследования»
Тема 7-8. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 9-10. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 11-12. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 13-14. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема 15-16. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 17. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 18-19. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 20-21. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема 22. Наблюдение как способ выявления проблем. – 1ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема 23-24. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 25-26. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 27-28. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 29.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 30-31. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 32-33. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
4 класс (34 часа)
Тема 1. Мой проект - 1 ч. Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением.
Тема 2. Школьная страна - 4 ч
Проведение фотосессии: учащихся класса, сценок из школьной жизни, школьного здания и внутреннего интерьера. Определение визуально, или путем измерения длины пути от дома до школы. Оформление электронного фотоальбома о школьной жизни.
Тема 3. Моя семья. – 4 ч
Знакомство и с происхождением и значением имени человека. Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Моя родословная».
Тема 4. Умей видеть природу. – 4ч
Экскурсия на природу. Фотосессия осенних листьев, падающих снежинок. Создание сказки «Приключение осеннего листочка». Сбор информации о картофеле. Опыты с клубнями картофеля (получение крахмала в домашних условиях). Высадка клубней на пришкольном участке.
Тема 5. Космос. – 3ч
Сбор информации о космосе. Конкурс рисунков. Показ слайдов.
Тема 6. Будь здоров! – 3ч
Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка. Рацион питания. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка. Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни».
Тема 7. Я и природа. – 4ч
Разведка осенних примет. Экскурсия на природу. Составление книжки-малышки «Народные приметы». Сбор информации о домиках животных. Создание макета домиков животных. Создание «Лесной газеты». Классификация комнатных растений. Посадка комнатных растений. Организация мини-оранжереи на окне класса. Запись аудио звуков, влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека.
Тема 8. Моря и океаны - 3ч
Экскурсия с видеосъемкой к морю. Сбор информации о подводных жителях. Создание видеофильма или презентаций.
Тема 9. Экология - 4ч
Экскурсия к водоему, в лес, очистные сооружения. Сбор информации об утилизации отходов без причинения вреда окружающей среде. Составление памяток, листовок, запрещающих наносить вред окружающей среде. Презентация слайдов.
Тема 10. Мой Сахалин– 4ч
Сбор информации о достопримечательностях края. Создание выставки. Сбор информации о выдающихся личностях Сахалина. Защита сообщений.
- Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
- Литература
Для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
- Учебно - тематическое планирование.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по программе «Я – исследователь»
Класс 3 - 4
Учитель : Беган М.А.
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 1час;
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Дата | |
1 | Что такое исследование? | 1 | |||
2 | Как задавать вопросы? | 1 | |||
3-4 | Как выбрать тему исследования? | 2 | |||
5-6 | Что такое цель и задачи исследования? | 2 | |||
7-8 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 2 | |||
9-10 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 2 | |||
11-12 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 2 | |||
13-14 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | |||
15-16 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 2 | |||
17 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | |||
18-19 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 2 | |||
20-21 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 2 | |||
22 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | |||
23-24 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 2 | |||
25-26 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 | |||
27-28 | Методика проведения самостоятельных исследований. | 2 | |||
29 | Коллективная игра-исследование. | 1 | |||
30-31 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 2 | |||
32-33 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 | |||
34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | |||
Итого | 34 |
Тематическое планирование 4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Дата |
1 | Мой проект | 1 | ||
2 2.1 2.2 | Школьная страна Мой класс Моя школа | 4 2 2 | ||
3 3.1 3.2 | Моя семья Я и мое имя Моя родословная | 4 2 2 | ||
4 4.1 4.2 4.3 | Умей видеть природу Осенние листья Снежинка «Трудный путь картошки» | 4 1 1 2 | ||
5 5.1 5.2 | Космос Как выглядит орбита планеты Дорогой Гагарина Инопланетяне | 3 2 1 | ||
6 6.1 6.2 6.3 | Будь здоров! Любовь к сладкому и здоровье Суд над жевательной резинкой Воздух в моем классе | 3 1 1 1 |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Дата |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 | Я и природа Разведка осенних примет Животные-зодчие Комнатные растения «Вредные звуки» | 4 1 1 1 1 | ||
8 | Моря и океаны | 3 | ||
9 9.1 9.2 9.3 | Экология Полезный мусор Экологическая почта Лес – наше богатство | 4 1 1 2 | ||
10 10.1 10.2 | Мой Сахалин Достопримечательности края Сахалинские умельцы | 4 2 2 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Программа дополнительного образования "Я исследователь"
Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа дополнительного образования " Я- исследователь"
Программа кружка "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
Рабочая программа "Исследователь"...