окружающий мир
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Растениеводство.
Цели урока:
- Познакомить с растениеводством, как отраслью экономики, создать представление об особенностях выращивания некоторых главных с/х культур с целью получения продуктов питания, познакомить с профессиями людей, работающих в растениеводстве.
- Научиться различать культурные растения
- Продолжить формирование интереса к изучению природы, умение наблюдать
- Развивать речь, воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, уметь высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать выводы
Оборудование: зёрна культурных растений, гербарии, полезные ископаемые, ИКТ.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Вас сегодня ждут открытия, какие они будут: большие или маленькие, у каждого они будут свои.
-Вы готовы?
-Тогда вперёд!
2.Проверка домашнего задания.
Фронтальный вопрос
-Что такое экономика?
(Наука о правилах и законах ведения с/х)
-Что такое потребности?
(Все, что нужно людям для жизни)
-Что такое товары?
(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности)
-Что такое услуги?
(Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей)
-Отчего во многом зависит успех труда?
(От образования. Современной экономике требуются образованные люди, умеющие работать на компьютере, знать иностранные языки и т.д. От здоровья людей)
-Какое полезное ископаемое горючее? (торф, нефть)
-Какое полезное ископаемое самое прочное? (гранит)
-Что образуется при разрушении гранита? (песок)
Тест
- Из чего получают бензин? (Из нефти)
- Место, где залегают полезные ископаемые? (месторождения)
- Профессия человека, отыскивающего места полезных ископаемых? (геолог)
- Где добывают каменный уголь? (в шахте)
- Открытое место добычи полезных ископаемых? (карьер)
- Где добывают нефть и газ? (На суше и в море)
-Можете ли вы ответить на вопрос, почему надо экономно использовать подземные богатства?
3.Изучение новой темы.
-Мы с вами ответили на вопросы. Отгадав загадку, мы узнаем, о чем пойдет речь на уроке.
Дышит, растёт
А ходить не может (растение)
-Кто может назвать тему нашего урока?
Презентация (Слайд 1)
-Какие задачи мы поставим перед собой?
-Кто из вас знает, что такое растениеводство? – проблема
Работа с тетрадью
Растениеводство - это выращивание культурных растений.
Их выращивают для разных целей, например чтобы получить продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.
-И сегодня нам надо выяснить, на какие группы можно разделить часть растений, которые выращивает человек
4.Самоопределение к деятельности.
Презентация (Слайд 2)
-На какие группы можно разделить эти растения?
(культурные и дикорастущие)
Человек окультурил более 2,5 тыс. видов диких растений. Уже в каменном веке он стал разводить растения вблизи своего жилища, потом отбирать лучшие экземпляры. Более 8 тыс. лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, картофель, горох, тыкву, лук. Передвигаясь по миру, люди перевозили растения. Попадая в новые условия, растения изменялись. Появлялись новые разновидности.
-Для чего люди занимаются растениеводством?
(Люди занимаются растениеводством, прежде всего для того, чтобы получать продукты питания. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры - пшеницу, рожь, гречиху, просо, рис.
Рассказ о пшенице
Показать сноп из пшеницы.
Самая главная наша кормилица-это пшеница. Из неё выпекают лучший в мире хлеб. Цвет её зёрен различный, есть пшеница с фиолетовыми, зеленоватыми, красноватыми зёрнами. Зерно русской пшеницы золотистого оттенка. Её зёрна содержат 70процентов крахмала, 20 процентов белка.
Слайд 3.
Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью-пшеница озимая, если весной – яровая.
-Кто из вас догадался, а что у меня на тарелочке?
Белая белена
По полю гуляла
Домой пришла
В сусек легла (мука)
-Кто знает, а из чего делают муку?
-Какие продукты питания можно приготовить из муки?
Из твёрдых сортов пшеницы получают самые вкусные пышные булочки, вермишель, которая не разваривается, манку.
Есть культуры, которые люди выращивают ради зёрен.
-Кто догадался, как они называются? (зерновые)
-Назовите растения, которые мы отнесли к этой группе?
Слайд 4
Вы видите зёрна культурных растений - пшеницы и ржи.
-Посмотрите, одинаковые ли они по форме или отличаются друг от друга?
Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету.
Показ зерен
Зёрна гречихи-коричневого цвета и необычной формы, из этих зёрен получают гречневую крупу, просо-зёрна покрыты необычной плёнкой, если их освободить от плёнки, увидим – пшено
На столе 2 кусочка хлеба: чёрный и белый.
-Почему у них разный цвет? (чёрный из ржаной муки, а белый из пшеничной)
Из одного зёрнышка получают 20 миллиграммов муки, а чтобы получить вот такой батон, требуется мука от помола 10 тысяч зёрен.
Вывод: - Какие растения мы отнесём к зерновым культурам:
Рожь, овес, просо, гречиха, рис, пшеница.
Говоря о культурных растениях нельзя не сказать о картофеле.
Рассказ о картофеле.
Кормовые культуры
-Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получить продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Летом многие животные могут найти себе корм на лугах, пастбищах.
-А чем их кормить зимой? (поэтому люди занимают целые поля под эти культуры)
-Раз они идут на корм животным, кто догадался, как их называют? (кормовые)
В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке»
-Что это значит? (не будет у коровы хорошего питания, не будет у человека молочных продуктов)
Главный корм животных - трава.
Слайд 5
Внимание на экран. Слайды-русские луга.
-Какие травы можно встретить на лугу? (клевер, тимофеевка, люцерна, люпин, житняк)
Сообщение ботаников.
Клевера в мире встречается около трёхсот видов. На территории нашей страны произрастает 65 видов. Наиболее распространены у нас красный, белый, розовый.
Клевер красный - многолетнее растение, у одного растения 5-7 и более стеблей. Красные головки клевера - это соцветия. Красный клевер любит влагу, но избытка влаги не переносит, берёт из почвы фосфор, калий, но почву обогащает азотом.
Люцерна - высокоурожайная кормовая культура, устойчива к заболеваниям, быстро образует зелёную массу, высота 50-70 см, прекрасный медонос.
-На корм животным ещё выращивают корнеплоды: свёклу, морковь, репу.
-Сообщение о корнеплодах приготовите к следующему уроку.
Прядильные (технические) культуры
Есть ещё одна группа растений, которые дают сырьё и его перерабатывают во многих отраслях промышленности - это технические культуры. Еще их называют прядильные.
Прядильные растения дают прочное, пригодное для прядения волокно, из которого на фабриках изготовляют пряжу, а из неё различные ткани. Человек очень любопытен, когда видит новую вещь, всегда спрашивает
-Из чего она сделана?
-А знаете ли вы, из чего сделана вот эта рубашка? (из хлопка)
-А что такое хлопок?
Сообщение ботаников о хлопчатнике
Показать хлопчатник
Есть у нас в стране такое место, где лето длится долго и солнце греет жарко. Там на полях растут - (показать) вот такие кусты, а на кустах плоды. Каждый плод в виде коробочки, а в коробочке - семена, они покрыты волокнами. Собирают волокно вместе с семенами, это хлопок-сырец. На особых машинах волокно отделяют от семян. Из этих волокон делают ситец, сатин, байку—всё это хлопчатобумажные ткани. Из семян получают масло, его используют в пищевой промышленности и в технике.
Сообщение о льне
Итог: - назовите группы растений, с которыми мы познакомились.
Итог:- Закончите предложение..
Теперь я знаю...
Теперь я умею...
-Сегодня вы были дружными, активными, проявили творчество и вы сегодня молодцы. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...