Календарно-тематическое планирование Край родной
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
(АОУ ШКОЛА № 10)
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ Исаева Е.Г. «__________» 2017 г. |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Край родной»
2 б класс
Составитель: Насонова Наталья Викторовна,
учитель первой категории .
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования АОУ школы № 10, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа внеурочной деятельности «Край родной » является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
-формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
-приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
-научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
-сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
-системность и последовательность занятий; обеспечение преемственности обучения;
-научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
-доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
-активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
-прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
-принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
-события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
-представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
-формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
-вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций;
-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы, проекты.
В соответствии с планом внеурочной деятельности занятия проводятся 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год.
.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Родной город-10 часов
Моя школа и традиции -8 часов
Природа родного города (растительный мир, животный мир, климат и др.)- 10 часов
Водоемы родного края -6 часов
Научные кадры родного края- 6 часов
Поисково-исследовательская работа на территории родного края- 6часов
Мои известные земляки- 6 часов
Культурно - историческое наследие родного края -8 часов
Профессиональная составляющая города –8 часов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый уровень результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о своем городе, о родной школе, крае, элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории. Духовно-нравственные приобретения получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Второй уровень результатов (формирование позитивного отношения школьниками к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.
Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия ) : формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-4классов, презентации проектов.
Программа кружка "Край родной " способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Тема | Сроки |
1-2 | Введение в курс «Край родной». Наша школа и ее традиции. | 04.09-08.09 |
3-4 | Путь от школы до дома. Пр. занятие. История моей улицы. | 11.09-15.09 |
5-6 | Достопримечательности моего города. Творческое занятие «Делимся впечатлениями». | 18.09-22.09 |
7-8 | Традиции моего города. | 25.09-29.09 |
9-10 | Осень в моем городе. Экскурсия. Сбор природных материалов. Практическое занятие. | 02.10-06.10 |
11-12 | Природные символы в гербах городов Подмосковья. | 09.10-13.10 |
13-14 | Экскурсия по городу Долгопрудному. | 23.10-27.10 |
15-16 | Растительность нашего края. Творческое занятие. | 30.10-10.11 |
17-18 | Животные Подмосковья. Творческое занятие. | 13.11-17.11 |
19-20 | Красная книга Подмосковья. Викторина. | 20.11-24.11 |
21-22 | Мой край на карте. | 04.12-08.12 |
23-24 | Мой край богат талантами. Творческий конкурс. | 11.12-15.12 |
25-28 | Экскурсия в краеведческий музей г. Долгопрудного. | 18.12-29.12 |
29-30 | Викторина «Я знаю свой город». | 11.01-12.01 |
31-32 | Наш театр «Город». Посещение театра. | 15.01-19.01 |
33-34 | Чем я занят после школы. Мой город зимой. | 22.01-26.01 |
35-36 | Посещение Центральной детской библиотеки. | 29.01-02.02 |
37-42 | Экскурсия в Политехнический музей. | 05.02-22.02 |
43-44 | Мои известные земляки. Профессии моих родителей. | 26.02-28.02 |
45-46 | Посещение театра «Семья». | 05.03-09.03 |
47-48 | Урок-игра «Угадай ,чей голосок?» Покормите птиц. | 12.03-16.03 |
49-50 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. Художники нашего города. | 19.03-23.03 |
51-52 | Посещение выставки картин в ДК «Вперед». | 02.04-06.04 |
53-54 | Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. | 09.04-13.04 |
55-60 | Экскурсия в музей Космонавтики. | 16.04-1105 |
61-62 | В мир космоса. Творческий конкурс. Устный журнал «Герои Великой Отечественной войны». | 14.05-18.05 |
63-64 | Посещение отчетного концерта в Школе Искусств. | 21.05 |
65-66 | Экология нашего края. Экологический десант. | 25. 05 |
67-68 | Итоговое занятие по курсу «Край родной» |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. – Край Московский. Атлас – М.: Ювента, 2012.
2. Греханкина Л.Ф. География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) . М. ИПК и ПРНО МО 1993г.
3.Греханкина Л.Ф. От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире»,М.,2001г.,№3.
4.Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.
5.Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997г.
6.Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.
7.Край наш Московский. Учебное пособие,. М., Экопрос.,1997 г.
8.Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.
9.Москвоведение ( география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. . М. Экопрос. 1994г.
10.Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.По Москве под редакцией Н.А.Гейнеке). М.1991г.
11.Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М.,МГУ, 1997.
12.Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993г.
13.Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. – М.: Современные тетради, 2003.
Оборудование
- Рабочее место учителя: ноутбук, проектор, экран.
- Карты, глобус, коллекции растений, насекомых, минералов.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 28.08. 2017г. №1 | ||
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ (Е.Г.Исаева ) «__________» 2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое планирование "Край родной" 2 класс.
Календарно-тематическое планирование "Край родной" 2 класс....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....