Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "В гости к весне".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира на тему "В гости к весне" с применением элементов сингапурских методик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_vesne.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа» -
«Багаевская начальная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района РТ»
Конспект урока окружающего мира
«В гости к весне»
1 класс.
Подготовила Жиркова Т.Г.
Тема занятия: В гости к весне. (1 класс)
Цель:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи:
- Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной
- Показать связь этих изменений с неживой природой
- Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
- Воспитывать чувство гордости за родной край
- Продолжать формирование элементов экологической культуры
- Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
- Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
- Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
Оборудование:
- Мэнэдж мэт
- карточка с заданием для групповой работы
- карточки для саморефлексии,
- компьютер,
- экран,
- диск с презентацией к уроку.
Ожидаемый результат.
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.
На уроке применяются активные методы обучения и сингапурские структуры. На этапе введения применяются проблемные методы – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.
На этапе первичного закрепления знаний предлагаются задания на повторение изученного материала структура «Токинг мэт» При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми при изучения нового материала.
На этапе закрепления используются задания для работы в парах. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.
Последним предлагается структура «Си-финк-уандэ» направленная на рассмотрение экологических проблем в природе.
На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 1)
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 2)
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(С.Маршак)
- (Слайд 3)
Весна – природа пробуждается.
- Назовите весенние месяцы (Слайд 3) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
- Постановка проблемного вопроса.
(Слайд 4)
- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.
Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
- Структура «Континиус раунд робин»
Учащиеся по кругу отвечают на поставленный ворос.
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
Обобщение. (Слайд 5, )
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 6)
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 7); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 8)
- Физминутка
Микс-фриз-груп. Учащиеся смешиваются под музыку, замирают, образуют группы.
- Сколько весенних месяцев?
- Какой по счёту месяц май?
- В каком по счёту месяце происходит ледоход?
Вы образовали новые группы, садимся за парты.
- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)
6. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.50. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?
- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него. (Почему их так назвали?)
- Посмотрим на слайд почему эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 9)
- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) – «галантус»
бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница) (Слайд 10, 11)
медуница- лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
- - Не только растения реагируют на появление тепла.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боиться?
Угадали? Это …(птица)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
(Слайд 12)
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец)
(Слайд 13)
- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 13)
А вот синицы (Слайд 14) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 14)
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)
- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)
Можем ли мы на него сейчас ответить?
- Структура Токинг мэт. Учащиеся пишут, рисуют всё что помнят о весне.
Каждая группа защищает свой плакат.
9. Работа в парах
- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 17)
Карточка № 2.
- Проверка по слайду. (Слайд 18)
Работа в группах.
- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)
Карточка № 3.
- Весна приходит к нам сразу после ________.
- Весенние месяцы – это_______________.
- Весну можно узнать по таким признакам_______,
- Какие раннецветущие растения появляются весной?
- Какая особенность раннецветущих растений?
- Охрана раннецветущих растений.
- Какие птицы прилетают к нам весной?
- Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
- Какую пользу приносят птицы?
- Забота о птицах весной.
- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).
- Структура «Си-финк-уанде» Слайд 19
Учащиеся устно высказываются по рисунку по плану:
- Что вы видите?
- Что вы об этом думаете?
- О чём это заставляет вас задуматься?
- Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка. Слайд 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира,2 класс, "Школа России" Когда придёт весна
Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видет...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "В гости к весне" УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему мируТема: «В гости к весне» Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе; формирование п...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "В гости к весне" (экскурсия) УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему мируТема: «В гости к весне» (экскурсия) Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; ознакомление с изм...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "В гости к весне". УМК «Школа России».
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "В гости к весне". УМК «Школа России»....
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Живая природа весной». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о живой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое живая природа;-отличительные признаки живой природы весной.Уметь:...