Урок окружающего мира. 3 класс "Кто что ест. Цепи питания"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира. 3 класс "Кто что ест. Цепи питания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safina_r.n._kto_chto_est._tsepi_pitaniya.pdf | 2.57 МБ |
kto_chto_est._tsepi_pitaniya.docx | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Автор: Сафина Рузалия Наильевна
Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале, Пуровского района, ЯНАО
Предмет: окружающий мир
Класс 3 класс. УМК «Школа России»
Тема урока Кто что ест. Цепи питания
Цели урока: познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;
рассмотреть цепи питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Дидактические цели:
- Научить распознавать группы животных по признаку питания.
- Научить выстраивать объекты природы в цепи питания.
- Определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
- Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.
- Развивать коммуникативные умения.
- Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.
В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные, регулятивные, познавательно-коммуникативные универсальные учебные действия.
ЛичностныеУУД:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых учебных задач;
Регулятивные УУД:
-анализировать и оценивать правильность выполнения учебного действия;
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ объектов с учётом выделения всех признаков;
- осуществлять синтез как составного целого из частей;
Коммуникативные УУД:
-формирования собственного мнения и позиции;
- формирование умения доказательно отстаивать свою точку зрения;
- формирование умения вести дискуссию;
Учебно-методическое обеспечение учебник А.А.Плешаков "Мир вокруг нас", М. Просвещение 2011 г., рабочая тетрадь " (А.А.Плешакова к учебнику "Мир вокруг нас") М. Просвещение 2011 г
Время реализации урока (занятия): 45 мин
Авторский медиапродукт
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы организации: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование:
1)Компьютер, проектор, интерактивная доска;
2) Карточки с изображением животных, для работы в группе, в паре.
3) Текст со стихотворением Б. Заходера.
План проведения урока (занятия):
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | 1 мин |
Проверка домашнего задания | 5 мин |
Подготовка к изучению нового материала. | 1 мин |
Постановка учебной задачи | 1 мин |
Открытие новых знаний. | 10 мин |
Закрепление | 3 мин |
Динамическая пауза | 2 мин |
Знакомство с понятием “цепи питания” | 3мин |
Закрепление | 9 мин |
Решение экологических задач. | 6мин |
Итог занятия. Обобщение по теме. | 3мин. |
Домашнее задание | 1 мин |
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
1.На предыдущем уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.
Слайд 2.
Животные
Одноклеточные Многоклеточные Беспозвоночные Позвоночные
Особое внимание на уроке мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.
Слайд 3.
Работа в парах. (1 пара у доски, остальные за партами).
Задание: Расположите виды животных в нужную группу: черви, рыбы, моллюски, земноводные, иглокожие, пресмыкающие, ракообразные, птицы, паукообразные, млекопитающие, насекомые
Проверка
– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)
2. Игра “Кто кем является”.
Слайд 4 .
-Определи, к какому классу относится животное
Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.
III. Подготовка к изучению нового материала.
Проблемная ситуация.
Слайд 5
-Перед вами группа животных.
(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?
(Хищные и растительноядные) Почему?
– Назовите, какие животные растительноядные.
– Назовите хищных животных?
IV. Постановка учебной задачи.
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?
(По способу питания)
V. Открытие новых знаний.
Слайд 6.
-Тема нашего урока
Кто что ест
Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.
Слайд 7.
Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.
Отгадайте загадку:
Слайд 8.
1. Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь –….( медведь).
– Чем питается медведь? (Сообщение детей)
Медведь- хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже лося. Но охотится на большого зверя он не часто. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все таки главная еда медведя – растения. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы.
Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.
Слайд 9.
2.Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
– Чем питается? (сообщение детей)
Проснувшись весной, еж активно поедает насекомых, ловит лягушек. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.
– К какой группе животных отнесём ежа?
Слайд 10.
3 Это что за малышок
Взял стиральный порошок,
Постирал себе штанишки,
Маме шарф, братишке книжки,
Папе шляпу и тетрадь,
А потом улёгся спать
В спальне прямо на комод?
Кто же это? – Наш енот!
– Чем питается? (сообщение детей)
Енот в болотах и озерцах «удит» лягушек, рыб, рачков. Если повезет, с удовольствием съест пойманную мышку или детеныша ондатры. Змеи, жуки, ящерицы – все они лакомый кусочек для енота. Растительная пища – тоже неотъемлемая часть рациона животного. Это всевозможные фрукты, ягоды, орехи, коренья. Именно корешки енот находит в земле.
Слайд 11.
-К какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)
- Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?
Слайд 12.
(дятел, кукушка, стрекоза.)
– Что общего в их питании? (насекомыми)
– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)
Слайд 13.
– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.
Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?
Слайд 14.
VI. Закрепление
Слайд 15.
Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.
Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.
Проверка.
VII. Динамическая пауза.
VIII. Знакомство с понятием “цепи питания”
– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.
Слайд 16
( Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)
Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
Слайд 17.
2 звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете, почему?
Слайд 17.
3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.
– Как вы думаете, почему?
Слайд 17.
IX. Закрепление
Слайд 18.
Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).
водоросли | капуста | сосна | рожь | яблоня |
А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.
Проверка
Все готовые цепи развешиваются на доске.
Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.
Слайды 19-23.
– Мы составили несколько пищевых цепей
– С чего начинается каждая из них? (растения)
– Дальше? (растительноядные)
– Последнее звено? (хищные)
Расшифруйте цепь взаимосвязи.
Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.
Слайд 24.
-Расшифруйте цепь взаимосвязи.
2. Работа с учебником
Слайд 25.
-Прочитайте в учебнике статью «Кто как приспособлен» страница 97.
Беседа по содержанию статьи
-Как приспособились хищники к добыванию пищи?
( Лиса – тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова – мягкое оперение делает полёт бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
- Как приспособились животные защищаться от хищников?
( Заяц – быстрые ноги, цвет шубки (зимой белый, летом – серый). У ежа иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. Кузнечик – зелёный цвет. У божьей коровки – едкая кровь)
X. Решение экологических задач.
Слайд 26.
Проблемная ситуация.
- Ребята, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?
Дети обсуждают этот вопрос в группах и высказывают свои предположения. Если они сами не выйдут на нужный ответ, можно задать вопрос о том, как образуется почва и почему в ней не кончается запас минеральных солей.
- Вот мы и подошли к последнему звену в цепи питания. Это грибы и бактерии. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.
- С чего начинается пищевая цепочка? (С растения.)
- Чем она заканчивается?(Грибами и бактериями.)
- Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.
Слайд 27.
Например, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)
– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)
– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)
Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)
- Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
2. Задание: Слайд 28.
В один из детских лагерей в субботу и воскресенье, как принято везде приезжали родители. Дети встречали их букетами полевых цветов. А в лагере 700 детей. Это значит, что собирали 700 букетов в неделю. Последствия сказались очень скоро. Какие?
3. Задание: Слайд 29.
Имеются сведения, что царь Петр I запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство духовенства. Какими соображениями руководствовался Петр I.
4. Задание: Слайд 30.
Послушайте то что произошло в Китае.
Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.
Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
- Какая цепь питания в Китае была нарушена?
( Пшеница – насекомые – воробьи.)
XI. Итог занятия. Обобщение по теме.
- На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?
( Животные делятся на растительноядных, насекомоядных, всеядных и хищников)
Слайд 31.
Прочитайте стихотворение Б Заходера «Все-все на свете нужны»
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников - злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
- Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползающая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них но и для жизни всей нашей планеты.
ХII. Домашнее задание
Кроме зверей и птиц в лесу обитают и другие животные – ящерицы, змеи, насекомые. Вот о них вы подготовите на следующий урок свои сообщения и прочитаете по учебнику статью «Доброе слово о хищниках».
Список использованной литературы:
Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool-russia2011.html
Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.
Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я. http://www.razum.ru/5209-jenciklopedija-dlja-detejj.-vse-o-zhivotnykh.-ot.html
Источники заимствования картинок: http://www.google.ru/imghp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Кто что ест? Цепи питания."
Урок для 4 класса по программе "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: Кто что ест. Составление цепей питания.
Тема урока: Кто что ест. Составление цепей питания. Цели урока: познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи;Рассмотреть цепи питания и научить их составлять на ...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Урок окружающего мира. 3 класс. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания.
В уроке используется групповая, индивидуальная, фронтальная работа, работа с Атласами-определителями, презентация....
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся должны овладеть понятием &laqu...
Урок окружающего мира в 3 классе "Наше питание"
Материал представлен в формате мини-макса. В зависимости от уровня обучающихся учитель имеет возможность варьировать предоставленный материал....
Урок окружающего мира в 3 классе. Наше питание
На уроке формируются первоначальные представления о правильном и полезном питании...
- Мне нравится (1)