Рабочая программа дополнительного образования "Семьеведение"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Ахметшина Ирина Николаевна

Рабочая программа . Кружок "Семьеведение" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semevedenie.docx52.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Семьеведение» составлена во исполнение поручений Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 22 апреля 2013 года № 20491 – МР (вх. № 7201) по включению занятий по психологии семейных отношений в учебный план ряда средних учебных заведений и во исполнение  приказа и.о. заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра образования и науки Республики Татарстан Э.Н.Фаттахова от 29 августа 2013 года № 318 / 13    о внедрении пилотного проекта «Семьеведение»  из расчёта 1 час в неделю на 1 класс. Программа «Семьеведение» относится к  психологическому направлению внеурочной деятельности обучающихся 1  классов, срок реализации программы 2016-2017 учебный год. Составлена с учетом требований ФГОС НОО, на основе рабочей программы «Семьеведение» учебно-методическое пособие / под ред. проф. Карцевой Л.В. – Казань: РИЦ «Школа», 2015.

Настоящая  программа по  курсу «Семьеведение»  создана  на основе следующих документов:

Производственный календарь и постановление Правительства 24 сентября 2015г. №1017 «О переносе выходных дней в 2016 году» и 4 августа №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»;

Федеральный государственный стандарт 2004 года;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Закон РТ «Об образовании» № 68 от 22.07.2013г.;

Учебный план МБОУ «СОШ №1»г. Мензелинска на 2016/2017 учебный год;

Курс кружка  «Семьеведение» входит в образовательную область  «Психология и педагогика».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по кружку «Семьеведение» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.

Учебник:

Количество часов в год- 31,  в неделю -1.        

Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.

Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем, и принимать ответственные решения во взрослой жизни

воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи; учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду; развивать устную речь, память, творческие способности.

Курса кружка «Семьеведение» является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни», попытка введения  которого в процесс обучения старшеклассников была предпринята ещё в СССР в последней четверти двадцатого века.  Однако  отсутствие подготовленных кадров для преподавания нового предмета и наличие закрытых на тот момент тем для обсуждения с детьми стало одной из основных причин отказа от обучения учащихся средних общеобразовательных школ основам супружества и семейной жизни.

     В современном российском обществе продолжается падение престижа таких традиционных социальных институтов как брак и семья.  Вхождение России в эпоху рыночного развития, наряду со многими другими нравственно-этическими потерями, привело к обесцениванию фундаментальных семейных институтов, таких как супружество, материнство, отцовство, родительство, детство, каждый из которых имеет свою не только духовную, но и сугубо материальную основу. Упал престиж официального (гражданского) брака, его все чаще заменяет сожительство мужчин и женщин. В семьях, зачастую внебрачных,  в подавляющем большинстве случаев рождается лишь один ребенок. Разводы, как и одинокое материнство, стали нормальным явлением. В связи с этим преодоление негативных для общества и человека последствий рыночных реформ в матримониальном (то есть семейном) сознании мужчин и женщин становится задачей государственной важности.  Этим обусловливается  актуальность курса «Семьеведение».

Цели:

  • учить осознанно и добросовестно относится к домашнему труду;
  • развивать устную речь, память, творческие способности;
  •  воспитать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

Задачи

  • развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
  • формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,
  • укрепить привязанность к членам своей семьи;
  • научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

Изучение курса кружка «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

СЕМЬЯ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • члены семьи связаны общностью быта;
  • вступлением в брачные отношения;

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником, удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Новизна программы заключается в том, что:

  1. Программа может изучаться вне зависимости от уровня владения каких-либо навыков
  2. Программа может изучаться вне зависимости от преподаваемого количества часов курса «Семьеведение»
  3. Может служить дополнением к урокам в различных классах.
  4. Имеет практико-ориентированное содержание.

Актуальность:

  1. Развивает навыки и дополняет знания, полученные во время курса кружка «Семьеведение»
  2. Знания, полученные при изучении курса, направлены на практическое применение в повседневной жизни.

 Реализация связи с урочной деятельностью:

При изучении данного курса можно проследить связь с тематикой занятий кружка «Семьеведение». Изучаемый материал не только дополнит, но и в какой-то степени углубит, имеющиеся знания по отдельным темам в области знаний. Методы обучения: урок - лекция, урок-дискуссия,  урок-беседа,  самостоятельная работа с научно-популярной литературой и периодикой, использование информационно-коммуникативных технологий, проектная деятельность.

Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему - умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни. Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие таких занятий в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем и принимать ответственные решения во взрослой жизни.

Формы организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.

Виды и формы контроля:

Результаты обученности при реализации данной программы можно отследить следующим образом:

  1. Участие в конкурсах.
  2. Создание тематических проектов.
  3. Учебные практикумы (каждое занятие).

Преемственность на ступени начального и основного общего образования:

Преемственность заключается в общее знакомстве с основными элементами общения в семье; воспитания в детях уважительное отношение ко всем членам семьи; формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,            укрепление привязанности к членам своей семьи; умением  гордиться достижениями семьи, оказание помощи старшим, заботиться о младших и стариках

Педагогическая целеообразность

Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучающимся предоставляется самостоятельность и возможность для самовыражения, поддерживается интерес и навыки созидательной и творческой деятельности.

Содержание программы «Семьеведение»  основано на межпредметных связях во всех предметах.

                Особенности реализации программы:

Программа предусматривает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть связана с изучением основ семьеведения. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Здоровыми считаются семьи, в которых:

  • каждый член воспринимается как равный другим;
  • доверие, честность и открытость являются существенными;
  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;
  • члены поддерживают друг друга;
  • каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
  • существенное место занимают традиции и ритуалы;
  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

Планируемые результаты

  1. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
  2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  3. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
  4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

Выпускник получит возможность для формирования:

  •   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,                    ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  •   широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  •   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  •  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •   способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы здоровьесберегающего поведения.
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  •   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •    различать способ и результат действия;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  •    осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  •   самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  •   строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  •  проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  •   устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  •  обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  •  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  •   устанавливать аналогии;
  •   владеть рядом общих приёмов решения задач.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  •  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  •  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  •   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  •   осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  •   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •   произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •    формулировать собственное мнение и позицию;
  •   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  •    задавать вопросы;
  •    контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты освоения программы кружка:

Семьеведение-это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Семьеведение-это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.

Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направлен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы.

В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:

знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;

знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;

владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающие в семейной жизни проблем.

Ожидаемые результаты обучения

Слушатель курса должен знать:

- основные понятия дисциплины  «Семьеведение»;

- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;

- гендерные отношения;

 - гендерное равноправие;

 - гендерные роли;

 - гендерные стереотипы;

- специфику брачных и семейных отношений;

- динамику и направленность развития брачно-семейных отношений в российском обществе в их исторической перспективе;

 - социальные и личностные функции семьи;

- основы семейной экономики;

 - правовые основы усыновления,  опеки и попечительства;

 - минимальный потребительский бюджет (бюджет прожиточного минимума);

- бедность;

 - черта бедности;

- особенности мужского и женского поведения в семье;

- специфику организации жизнедеятельности семей с разным числом детей;

- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

- проблемы родительства в современном обществе;

Слушатель должен уметь:

- применять полученные знания  при самостоятельном анализе семейных ситуаций;

- осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения;

- выстраивать тактику и стратегию регулирования отношений между полами внутри семьи;

- аргументированно доказывать значимость физического и психологического здоровья семьи;

- отстаивать интересы традиционной семьи (полной, в официальном браке, гетеросексуальной, с несколькими детьми, благополучной)  как для отдельного индивида, так и для общества.

Критерии оценок текущей аттестации

 В течение учебной четверти оценки ставятся за выполнение практических, творческих работ, за активность во время уроков, за выполнение психологических упражнений, за творческие проекты, за письменные ответы на вопросы.

Три уровня результатов

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
  • анализировать полученные из наблюдений сведения;
  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества;
  • способствовать отработке умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога;
  • бережного отношения к школьному имуществу;
  • навыков здорового образа жизни;

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

  • выполнять творческие проекты;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
  • оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;
  • развития собственных творческих способностей в сфере программирования;

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Тематический план по курсу «Семьеведение» 2 класс .

1.

Как семья провела лето

Первые каникулы – понравились ли? Что узнали за это время нового? Узнавали вместе с родителями или по отдельности? Чаще ли виделись с бабушками-дедушками? Чем были заняты свободные дни? Что больше понравилось? Что хотелось бы изменить?

Сентябрь

2.

Кто в семье главный?

Мамины заботы в доме. Папины домашние дела. Кто отвечает за то, чтобы всё в доме было хорошо? Кто кому чаще всего уступает? Какие есть способы попросить о помощи?  На что нужно разрешение старших? Может ли ребёнок сам принимать решения? Хочется ли быть главным в семье?

Октябрь

3.

Как мы с  мамой любим друг друга

Что значит «любить»? Когда больше всего мама чувствует любовь ребёнка? Были ли случаи, когда мама обиделась? На что? Как нужно просить прощения? А просит ли прощения мама, если напрасно обидит ребёнка? Любит ли мама кого-то больше? В чём это проявляется?

ноябрь

4.

Как мы с папой нужны друг другу

Какой у папы характер? Он требовательный или  терпеливый? Чаще хвалит или строжится? Папу нужно бояться или можно с ним дружить? Как папа выражает своё недовольство?  Говорит ли он о любви или предпочитает выражать любовь поступками?

Декабрь

5.

За что я люблю своего дедушку

Как дедушку зовут? Чей он папа – мамы или папы? Он папа строгий? А дедушка? Что он любит делать? О чём рассказывает чаще всего? В какие игры с ним можно поиграть?

Январь

6.

Моя бабушка – самая лучшая!

Как зовут бабушку?  Почему бабушка редко строжится? Что у неё получается лучше всего? Что вы чаще всего делаете с бабушкой? О чём бабушке хочется рассказать? Какие подарки вы дарите бабушкам?

Февраль

7.

Когда семья выезжает на дачу или на природу

Отдых на даче или на природе – любимое занятие семьи. Обязанности  отдыхающих. Правила поведения за пределами дома.  Как члены семьи берегут природу. Что можно делать в лесу, на реке, озере? Как проходит время  в саду? На огороде? Что умеет делать сын, дочь на садовом участке?

Март

8.

Как в семье сохраняется память о событиях и людях

Семейные фотоальбомы. Фотографии членов семьи. Фотопортреты в рамках – на стенах, на полках в доме. Кто изображён  на них чаще? С кем чаще фотографируются дети – друг с другом или с родителями? Где хранятся фотоальбомы?  Кому их показывают?

Апрель

9.

Семья читает книги

Какие книги есть в доме? Где они находятся? Как за ними ухаживают члены семьи? Много ли книг у детей? Как часто их читают? Кто читает? Любимые книги ребёнка.

Май

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

ТЕМА УРОКА

Сроки проведения

По плану

Факт

1

Первые каникулы – понравились ли? Что узнали за это время нового?

2-3

 Первые каникулы. Мое свободное время

4-5

Отдых с родителями. Отдых с бабушкой и дедушкой .Что узнали за это время нового?

6

Мамины заботы в доме

7

Папины домашние дела.

8

Какие есть способы попросить о помощи?  

9

Может ли ребёнок сам принимать решения? Хочется ли быть главным в семье?

10

Что значит «любить»?

11

Мама обиделась. Как нужно просить прощения?

12

Папин характер.

13

Папины поступки

14-15

Дела семейные.

16

Папа – мой друг.

16-18

Преемственность поколений

19

Разговор с дедушкой.

20-21

Семейные  игры.

22

Моя бабушка

23

.Разговор с бабушкой

24-25

Подарок бабушке своими руками

26

Отдых на даче или на природе – любимое занятие семьи.

27

Правила поведения за пределами дома.  

28

Как члены семьи берегут природу

29

Мои дела на садовом участке.

30-33

Семейные фотоальбомы.

34

Какие книги есть в доме?

35

Книжкина больница.

Методическая литература и источники

  1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010.
  2. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.
  3. Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996.  304 с.
  4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI  века. – М., 2000. 414 с.
  5.  Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ /Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85-96.
  6. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.
  7. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
  8. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
  9. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
  10. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
  11. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
  12. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Савич Л.Е. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие. – Казань, 2015. 199 с.
  13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб.пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
  14. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
  15. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010.
  16. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
  17. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон.  - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
  18. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. – Новосибирск, 2000.
  19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2003. 319 с.
  20. Савинов Л. И. Семьеведение: Учеб. пособие.  – Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования "Заниматика" - 2 класс

Темы занятий спланированы с учётом прохождения учебного материала на уроках математики. Таким образом, создаётся возможность сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работ...