«Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
Структурное подразделение
Тема: «Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта»
(Урок по предмету «Окружающий мир и ОБЖ» в 4 классе)
Выполнили: слушатели курсов повышения
квалификации учителей по проблеме:
«Требование ФГОС НОО к выбору
образовательных технологий обучения детей
младшего школьного возраста правилам
безопасного поведения на дорогах», учителя
начальных классов
Руководитель проектной работы:
Казань, 2011
Цели:
Ознакомление учащихся с видами транспортных средств; развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
воспитывать внимание, умение быстро и правильно принимать решение в экстремальных ситуациях.
Оборудование:
Мультимедийная система, толковый словарь, интерактивная доска.
Ход урока:
- Мотивационное начало урока.
Чтоб жить, не зная огорчения,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
- Поиск и формирование новой темы.
- Посмотрите внимательно на рисунок. Какие машины вы видите?
- Чем отличаются эти машины от других? В чем их особенность?
- Всегда ли они ездят с той же скоростью, что и другие виды транспорта? Почему?
- Анализ ситуации:
На всю улицу раздался пронзительный сигнал сирены.
- Пропустите меня скорей! Я тороплюсь к больному! Ему очень плохо, он нуждается в срочной помощи! Я везу к нему врача. Не мешайте мне, дайте дорогу! – “кричала” машина с красным крестом.
- Так что же мы должны делать? Ведь, для нас горит разрешающий сигнал светофора? – подумал Сергей услышав сирену.
- Действительно, как же быть пешеходам в этой ситуации?
- Изучение нового материала.
Мы живем в XXI веке. Каждый человек хотя бы 1 раз пользовался каким-нибудь транспортом. А что такое транспорт? Давайте посмотрим в словарь.
1. Словарная работа
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин транспорт происходит от транс (“через”) и portare (“нести”).
В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие категории: воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный и другой.
Готовясь к сегодняшнему уроку ребята провели небольшие исследования о каждом виде транспорта и сегодня представители каждой группы расскажут нам о своих выводах.
2. Отчеты об исследовательской работе.
Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше.
Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота.
Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. На сегодняшний день самой длинной протяженностью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %. Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем. В нашем городе, есть тоже один из крупнейших ЖД узлов – Станция Валуйки.
Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.
Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их. В качестве транспортных средств использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.
Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура “по совместительству” является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции.
Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость.
- Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать.
3. Сценка “Баба Яга в городе”.
(Вдруг из-за угла появляется Баба Яга. Она растрёпана и очень сердита).
Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!
В. Что с тобой Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! “Не положено, говорят, в городе на таком виде транспорта передвигаться”. Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.
В. А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.
В. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот. В если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!
Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
1-й ученик. Не переживай. Оставайся с нами.
2-й ученик. Мы тебе поможем!
4. Из истории.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 3 января 1683 года. Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне.
5. Практика под руководством учителя.
- Перед вами круги различного цвета. Ваша задача собрать из них светофор.
Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.
Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих-то самых, самых…
24 тысячи получают ранения. Это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Кто виноват в их смерти? Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит непослушания и забирает жизни.
- Ребята, мы с вами уже 4 года на уроках ОБЖ изучаем знаки дорожного движения. И я сейчас проверю, как вы их знаете.
- Я читаю стихотворение, кто догадается выбирает нужный знак.
“Азбука дорог”.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослый,
На ту сторону ведет – (пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро не возможно,
Знают люди все на свете:
в этом месте ходят…… (дети)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте –
Дети, только на …… (велосипеде)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской…….. (помощи)
Что мне делать?
Как мне быть?
Нужно срочно позвонить
Должен знать и ты, и он
В этом месте…(телефон)
Какой дорожный знак
расположен в районе нашей школы?
Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
Кроссворд “Самое важное на дороге”.
Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)
Трехглазый постовой. (Светофор)
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)
Пешеходный переход по-другому. ( Зебра)
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)
Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)
Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)
Его боятся нарушители правил. (Инспектор)
В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)
- Итог урока.
Памятка.
Никогда не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
Всегда ищите пешеходные переходы и мосты.
Никогда не переходите дорогу в неположенном месте.
Никогда не играйте рядом с дорогой.
Рефлексия.
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Скорость движения. Знаки дорожного движения ( 3 класс
Интегрированный урок по математике и окружающему миру.На уроке дети идут спасать дорожные знаки. Во время путешествия они выполняют задания злой Помехи- Неумехи, которая похитила дорожные знаки....
"Городской транспорт"
Презентация для урока окружающего мира, социально-бытовой ориентировки, внеклассного мероприятия....
Классный час "Виды транспортных средств"
Классный час...
Конспект урока по технологии 1 класс "Модель городского транспорта"
Конспект урока по технологии 1 класс "Модель городского транспорта"...
Проектирование и строительство транспортных средств. Зубчатая передача. Изготовление модели транспортного средства с ведущим передним колесом.
Материал представлен в форме конспекта занятия по лего-конструированию в начальных классах. Обучающиеся на занятии изучат механизм зубчатой передачи, научатся конструировать простой механизм «зу...
Дорога и её элементы. Разметка. Полосы движения. Главная и второстепенная дороги. Расположение транспортных средств на проезжей части. Условия безопасности дорожного движения
В России с 01 апреля 2020 года вступил в силу Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светоф...
Классный час "Виды транспортных средств"
Цель:1. Актуализировать представление обучающихся о понятиях «правда», «ложь»; 2. Совершенствовать...