Рабочая программа"Окружающий мир", 3 класс 8 вид
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Золотухина Татьяна Владимировна

Данная программа составлена на основе программы  для специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_3_kl_8_vid.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Яснинская  средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»                                                «Согласовано»                                        «Утверждаю»

на заседании МО учителей                                         Заместитель директора по УВР                        Директор МБОУ Яснинская СОШ №1

начальных классов                                                Филиппова И. Г.

_______________________                                                       ___________________________                        ______________________ Золотухина Т.В.

Протокол № _____                                                «___» __________________ 2017г.                        Приказ № ______________

от «___» _____________ 2017г.                                                                                         от «___» _____________ 2017г.

Руководитель МО:

             Подгорбунская Н.В.

Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир» 

(адаптированная, VIII вида)

для 3    класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Учитель Золотухина Т.В.

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы  для специальных            ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.

Главная цель- приспособление  умственно отсталых детей к жизни и труду.

Основные  задачи начального  обучения умственно отсталых детей:

  • Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;
  • Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;
  • Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;
  • Развитие речи. Исправление речевых дефектов;
  • Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду

Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.

Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:

  1. Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

  1. Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.
  2. Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.
  3. Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.
  4. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.
  5. Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.
  6. Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Данный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием  умственно отсталых детей, в общем,  и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия,  по этому учебному предмету имеют интегрированный  характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются  элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов ( стебель-ствол, трава- куст- дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза- цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе  ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений  за сезонными изменениями  в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать  и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы , явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой  и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Тематический план  учебного курса

Развитие устной речи  на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 3 класс (34 ч.)

№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

1

Летние каникулы.

1

2

Осенняя экскурсия.

1

3

Овощи: картофель.

1

4

Овощи: капуста.

1

5

Овощи: свекла.

1

6

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

1

7

Ягоды: малина, земляника.

1

8

Растения на клумбах: астры, ноготки.

1

9

Дорога в школу.

1

10

Транспорт.

1

11

Правила дорожного движения.

1

12

Посуда, виды посуды.

1

13

Декабрь – первый месяц зимы. (экскурсия)

1

14

Одежда.

1

15

Обувь и уход за ней.

1

16

Зимующие  птицы: снегирь.

1

17

Зимующие птицы: синица.

1

18

Перелетные птицы: грач.

1

19

Перелетные птицы: скворец.

1

20

Домашние птицы: курица.

1

21

Домашние птицы: утка.

1

22

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

1

23

Домашние животные: коза.

1

24

Дикие животные: ёж.

1

25

Дикие животные: медведь.

1

26

Растения и животные весной (экскурсия).

1

27

Комнатные растения: герань, традесканция.

1

28

Насекомые: муравей.

1

29

Насекомые: муха.

1

30

Глаза – органы зрения.

1

31

Органы слуха – уши и уход за ними.

1

32

Орган обоняния – нос.

1

33

Орган осязания – язык.

1

34

Зубы.

1

                                                                            Итого:  34 ч.

Программа  учебного курса  «Развитие устной речи  на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

в 3классе (34 ч.)

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Участие в беседе. Правильные, полные отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

СОДЕРЖАНИЕ

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, тёплые дожди, зелёные листья, цветение трав,  сбор ягод, грибов.  Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлёт птиц. Признаки зимы: короткие дни,  длинные  ночи,  морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня,  увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и  льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилёт птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный адрес.

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зелёный свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытьё, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпочкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой ( чистка щёткой, стирка, сушка, складывание, хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью ( мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочан капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня. Различение по  цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника. Сравнение по окрасу, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астра, бархатцы, ноготки. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань. Уход за комнатными растениями ( мытьё цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан. Наблюдение за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Ёж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой.  Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелётные и зимующие.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела., питание. Уход за курицами и утками.

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица:  лоб, щёки, подбородок, глаза). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Повторение пройденного.

Экскурсии

  1. Осенняя экскурсия.
  2. Декабрь – первый месяц зимы.
  3. Сезонные изменения в природе. Январь.
  4. Растения и животные весной.

Практические работы:

  1. Уход за посудой.
  2. Уход за обувью
  3. Уход за комнатными растениями
  4. Подкормка птиц зимой.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

3 класса

Учащиеся должны уметь:

  • Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • Ухаживать за одеждой и обувью;
  • Поддерживать порядок в классе, интернате, доме;
  • Соблюдать правила личной гигиены;
  • Соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать

  • Названия и свойства изученных предметов;  Выученные правила дорожного движения.

Календарно-тематическое планирование по предмету

 «Развитие устной речи  на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

в 3классе (34 ч.)

Номер урока

Название разделов и тем

Содержание урока

Дата

По плану

По факту

1

Летние каникулы.

Признаки лета. Нахождение ошибок в рисунке «Лето». Выбор слов, описывающих летний отдых.

2

Осенняя экскурсия.

Признаки осени. Сбор разноцветных осенних листьев. Заполнение Календаря природы.

3

Овощи: картофель.

Классификация овощей и фруктов с опорой на иллюстрацию. Составление по плану рассказа-описания картофеля.

4

Овощи: капуста.

Игра «Один-много». Игра «Повар».

5

Овощи: свекла.

Составление предложений. Составление по плану рассказа-описания свеклы.

6

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

Составление предложений, подбор слов-признаков. Ответы на вопросы. Составление по плану рассказа о любимой бахчевой культуре.

7

Ягоды: малина, земляника.

Игра «Найди пару». Ответы на вопросы. Подбор слов-признаков.

8

Растения на клумбах: астры, ноготки.

Беседа по иллюстрации. Подбор слов-признаков, слов-действий.

9

Дорога в школу.

Адрес школы. Дополнение предложения до целого. Озаглавливание текста. Составление описания школы с помощью слов-действий.

10

Транспорт.

Виды транспорта. Дополнение предложения до целого. Ответы на вопросы.

11

Правила дорожного движения.

Беседа по иллюстрации о нарушениях правил дорожного движения. Дополнение предложения до целого.

12

Посуда, виды посуды.

Составление предложений. Подбор к данным словосочетаниям противоположных по значению. Беседа по иллюстрации.  Практическая работа. Уход за посудой.

13

Декабрь – первый месяц зимы. (экскурсия)

Называние явлений природы, которые бывают зимой. Ответы на вопросы.  Заполнение календаря природы.

14

Одежда.

Беседа по иллюстрации. Понятия «одевать» и «надевать». Подбор слов-действий по иллюстрациям. Составление рассказа-описания одежды с помощью слов-признаков. Подбор слов-действий, противоположных по значению.  

15

Обувь и уход за ней.

Составление рассказа «Как нужно ухаживать за обувью». Подбор слов-действий к предметам. Дополнение рассказа до целого. Практическая работа. Уход за обувью.

16

Зимующие  птицы: снегирь.

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Подбор слов-признаков. Подбор противоположных по смыслы слов. Составление рассказа о том, как надо помогать птицам зимой. Практическая работа. Подкормка птиц зимой.

17

Зимующие птицы: синица.

Подбор слов-действий. Составление предложений по опорам.

18

Перелетные птицы: грач.

Замена нескольких слов словосочетанием. Подбор слов- признаков. Составление рассказа-описания грача по плану. Отгадывание загадки.

19

Перелетные птицы: скворец.

Описание жизни скворца по серии картинок. Составление предложений. Нахождение ошибок в рассказе.

20

Домашние птицы: курица.

Образование словосочетаний по образцу. Перечисление частей тела домашних птиц по рисунку. Составление по плану рассказа-описания курицы.

21

Домашние птицы: утка.

Нахождение различий между курицей и уткой по иллюстрации. Составление рассказа об утке.

22

Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия)

Подбор подходящих по смыслу слов. Называние слов в правильной последовательности. Составление рассказа о январе. Заполнение Календаря природы.

23

Домашние животные: коза.

Ответы на вопросы. Составление рассказа о козе. Нахождение ошибок в тексте.

24

Дикие животные: ёж.

Составление рассказа о жизни ежа с опорой на предложенный неполный текст и иллюстрацию. Ответы на вопросы текста.

25

Дикие животные: медведь.

Подбор слов-действий. Составление рассказа о медведе по опорным словам.

26

Растения и животные весной (экскурсия).

Признаки весны. Изменение слов по образцу. Заполнение Календаря природы.

27

Комнатные растения: герань, традесканция.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Ответы на вопросы. Составление рассказа-описания герани или традесканции по плану. Составление загадки о комнатном растении.

28

Насекомые: муравей.

Выбор словосочетаний и предложений из данных. Описание характера и внешнего вида муравья, используя слова-признаки. Составление продолжения рассказа «Путешествие муравьишки».

29

Насекомые: муха.

Подбор слов-действий. Ответы на вопросы с разной интонацией. Составление рассказа по серии картинок.

30

Глаза – органы зрения.

Части глаза. Составление рассказа о своих глазах. Составление рассказа-описания «Как я ухаживаю за своими глазами».

31

Органы слуха – уши и уход за ними.

Ответы на вопросы. Беседа по иллюстрации.

32

Орган обоняния – нос.

Рассказ о том, как вылечить насморк. Рассказ о том, для чего нужен нос.

33

Орган осязания – язык.

Сочинение сказки «путешествие языка».

34

Зубы.

Изменение предложений по образцу. Подбор слов-действий к предмету. Беседа по иллюстрациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....