Времен связующая нить: интерактивное занятие в школьном музее «Луна близкая и далёкая».
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме
Интерактивное занятие в 1 классе по теме «Луна близкая и далёкая» проходит во внеурочной деятельности, как один из этапов работы над проектом.
Дети настроены на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию стало решающим в выборе данного проекта « Луна близкая и далёкая». При первом посещении музея детей моего класса очень заинтересовала лунная станция «Селена». Главное, что у ребят возникло стремление узнавать об освоении Луны, о первых её исследователях, увидеть искусственные спутники Земли, лунные станции, космические корабли, луноходы; выяснять непонятное, самим выдвигать гипотезы и аргументировать их. По предложению детей - в ноябре решили создать экспонаты лунных станций, а ко Дню космонавтики подготовить фильм об освоении Луны в будущем.
На представленном занятии в увлекательной форме в виде виртуального путешествия в космос дети посещают Луну. Знакомятся с важнейшими моментами освоения космонавтики и исследования Луны, что пробуждает чувство гордости за свою страну. Группы детей представляют свои творческие работы по лунным поселениям, рассматривается и мини - проект «Море Москвы на Луне». На занятии, проходящем в музее, дети выступают уже не просто как зрители, а исследователями, членами музея.
Занятие построено на основе системно - деятельностного подхода в рамках программы ФГОС, что подразумевает создание условий для проявления познавательной активности учеников в музее, наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивационный этап «Познание начинается с удивления » Аристотель Первое посещение музея (удивление , интерес) формулируется тема и определяется результат, продукт.
Подготовительный этап Идёт разработка замысла проекта , формулируются задачи, план действий , согласовываются способы совместной деятельности (формы учебного сотрудничества :учитель – ученик – родители), учащиеся делятся на группы .
Информационно-операционный Подготовка к интерактивному занятию «Луна далёкая и близкая» Решение проблемного вопроса «Для чего люди исследуют Луну» - групповая работа. Подготовка презентации родителей « Исследование Луны» Создание проектов детей. Работа группы детей по исследовательскому мини - проекту «Море Москвы» Урок по окружающему миру «Почему Луна бывает разной» Посещение планетария. Интерактивный музей " Лунариум "
Рефлексивно- оценочный этап Интерактивное занятие «Луна далёкая и близкая» Презентация родителей « Исследование Луны» Показ продукта( проектов детей) Исследовательский мини - проект «Море Москвы » Рефлексия . Звёзды. Апрель Создание мини – музея класса и фильма « Луна близкая и далёкая» ко Д ню космонавтики. Применение приобретённых знаний творческие задания: придумать символ станции; составить обращение к жителям Лунной Станции; Рефлексия. Интервью.
Выводы Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей».
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интерактивного занятия.
«Луна близкая и далёкая».
( Внеурочная деятельность. Интерактивное занятие по «Проектной деятельности»)
Цели деятельности учителя | Формировать первоначальное представление о Луне, исследованиях Луны, о проектах. Развивать организаторские, творческие и познавательные способности, воспитывать активную жизненную позицию. Привлекать учащихся к поисковой, творческой и исследовательской деятельности , продуктом которой станут проекты детей и музей класса. |
Тип занятия | Первичное предъявление новых знаний; решения практичных, проектных задач. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Собирать информацию о спутнике Земли (в том числе и на основе собственных наблюдений), оценка достоверности источников информации, создание на основе знаний об истории изучения Луны и физических условиях на ее поверхности проектов лунной базы и средств передвижения по поверхности. Рисование. Моделирование из подручных материалов, Лего – конструктора. Выставка моделей и рисунков. Формировать УУД: Личностные УУД - Развивать навыки сотрудничества со сверстниками; - Способствовать развитию умения работать в группе; - Способствовать расширению словарного запаса детей; - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные УУД - умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения ; работать по предложенному учителем плану - умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт . Познавательные УУД - делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата Цели: Дидактические: - Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране, со спутником Земли, исследованиями Луны человеком. - Приобретение учащимися умений (работать с энциклопедиями, интернетом вместе с родителями, учителем; формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, учиться проводить самоанализ ) - Развитие творческих способностей в создании своей конструкции. - приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать.). Педагогические: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений: • ознакомление со ступенями исследовательской деятельности; • закладывать умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, делать вывод. - развивать наблюдательность, внимание; - воспитывать бережное отношение к окружающей действительности к экспонатам музея.. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления. - Воспитывать гордость за нашу Родину, уважение к старшему поколению людей, открывшему дорогу в космос, стремление продолжать добрые традиции покорителей космоса; культуру поведения во время занятия в музее. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы | Презентация «Освоение Луны», экспонаты музея |
№ | Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 2 3 | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Актуализация знаний. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. В) Проверить знания по теме «космос». Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема занятия и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. | - «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» А.С. Пушкин. -Мы в музее, а значит новые открытия ждут нас. Музей – храм науки, истории. Давайте скажем хором его название (музей авиации и космонавтики им Ю.А. Гагарина). И теперь все экспонаты доступны для вас и раскроют вам свои тайны. Гаснет свет, на экране появляется большая Луна - Интерактивный глобус Луны. Посреди небесных тел Так М.Ю. Лермонтов говорит о Луне. А Что можем сказать мы. Какая она, луна? (ответы детей) Прекрасное совсем рядом, оно окружает нас всегда. Только нужно увидеть его, почувствовать и уметь насладиться. Давайте узнаем о спутнике Земли больше? Вы готовы в увлекательное путешествие на спутник планеты Земля. Что вы возьмёте с собой?
- Сегодня вы не просто гости, а сотрудники музея. Какая тема заинтересовала нас в первое посещение музея? Мы проводим наш первый научный космический полёт. Мы долго готовились к нему? Многое узнали. Расскажите о нашей подготовке. Какие экспонаты вы запомнили? - Специалисты Российского космоса, рассматривают планы создания обитаемых станций на Луне до 2030года. Передвижные станции – луноходы – важный этап в изучении Луны. Поэтому так важны ваши проекты. Ведь всё большое – начинается с малого. Мы отправляемся в путешествие, чтобы представить свои проекты станций на Луне. Сначала нам надо проверить, готова ли наша команда к полету. Ведь космонавт знает ответы на многие вопросы. – Вспоминаем правила работы в группах. Капитаном нашего корабля выбрали Хаснейна Аделя. Почему вы выбрали его? Капитан корабля, проверить знания , которые нужны для успешного полёта. Что мы знаем о Луне? - Луна – это звезда или планета? - А почему естественный спутник? Какую форму имеет Луна? Почему Луна светит? Занять свои места по группам. Включить пуль наблюдения. Выполнить задания на ноутбуках. (Сначала дают свои объяснения ,затем проверяют на компьютере) ( работаем в группе) Мы подготовились к старту. Давайте скажем словами Гагарина : «Поехали» В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый полёт в Космос ? Наш полёт не просто развлечение. Он научная лаборатория. Старшеклассник (член совета музея) - Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос к Луне, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? (дети работают в парах, обсуждают данную проблему). Для чего люди изучают и хотят работать на Луне? Какова цель нашего космического путешествия? ( Представить на Луне свои проекты лунных станций, чтобы Луна была ближе) . Физминутка «Невесомость» | Приветствует учащихся в музее, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. Учитель читает стихи вместе с учеником. звучит музыка «Маленький принц» Учитель руководит ответами и показом детей . Вспоминаем правила работы в группах (по эталону) Учитель проверяет выполнение задания по понятиям - Космический корабль Космонавт Луна Постановка проблемы. Организует формулирование темы занятия учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей проекта. Напоминает детям как надо работать в группе. Учитель подводит детей к ответу. Под музыку -Space music | Звучит музыка песни «Маленький принц» Дети заходят в музей. Рассаживаются. Дети дают ответы. Адэль читает стихотворение Лермонтова. Дети отвечают на вопросы. Рассказывают, что они подготовили к полёту ( Рисунки лунных городов, ракет, наши экспонаты лунной станции, презентацию. - Расскажем как «живёт» экспонат «Селена» в музее. -рассказ о Море Москвы, и наши добрые чувства – Мы летим с миром)
Ответы детей: - Нам очень понравилась лунная станция «Селена» и мы решили много узнать о Луне и создать свои лунные станции. - Это очень интересно,что на Луне можно жить и работать. - Мы отправляемся в путешествие, чтобы представить свои проекты станций на Луне - лунного научного города. - Мы верим в то, люди смогут построить на Луне города, будут выращивать сады, создадут научные станции, проложат дорогу к звездам. По эталону вспоминают правила. Уверенный, целеустремлённый, много знает, помогает …) Ответы подготовленных детей Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Так как создала природа. - Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. - Лунная ночь тоже длится две наших недели Мы видим только ту ее часть, которая освещена солнцем. - В разное время Солнце по- разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы. - 12 апреля 1961 года) Дети работают в парах, обсуждают данную проблему. Дети высказывают своё мнение, доказывают его правильность. Ответы детей Ученики выходят берут карточку и зачитывают текст): - добычи полезных ископаемых, создание лунного поселения для постоянного проживания людей, т.е. на нем есть воздух, вода, пища Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу: «Узнать для чего как и зачем люди изучают далёкую Луну и представить на Луне свои проекты лунных станций, чтобы Луна была ближе» Дети выполняют движения. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками . Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные уметь оформлять мысли в устной форме. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4. | Организация исследовательской работы. Цель: Что нужно придумать и сделать, чтобы жить и работать на Луне? | Вот мы и приблизились к Луне. С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Еще несколько минут полета. И Далёкая Луна станет близкой. Нас встречает лунная станция «Селена» Сегодня вы будете экскурсоводами и расскажите о лунной станции.
Группа ребят нашего класса провела исследование - есть ли такое море «Москвы» на Луне. Сейчас мы их послушаем. (Представление Мини - проекта) Что нужно придумать и сделать, чтобы жить и работать на Луне? | Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Словарная работа: телескопы, локаторы, кратеры, лунный грунт - реголит. Учитель помогает проводить показ. | Исследования Луны. Работа у макета. (групповая работа). В ходе работы дети составляют свои рассказы (5 – 6 чел.) по составленному заранее плану. ( Перед нами лунная станция «Селена». Она расположена в море «Москва». Здесь живут и работают люди с планеты Земля. В подземном городе есть лаборатории, хранилища воды. Маяк освещает территорию, на которой есть телескопы, локаторы. Телескоп - астрономический прибор для изучения небесных тел по их электромагнитному излучению. Очень интересен лунный грунт реголит(ученик показывает экспонат музея) Представление проекта «Море Москвы» Ответы детей. (Построить лунный город – станцию) | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные Развитие умений работать в статичных группах, , распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
5. | Беседа-лекция «Исследование Луны» презентация подготовленная родителями. Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о изучении спутника Земли. | А сейчас устраивайтесь поудобнее и смотрите презентацию - рассказ о исследованиях Луны - Как вы думаете, когда начались исследования Луны? - Первым человеком, который определил, что Луна имеет неровную поверхность, был Галилео Галилей. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания о Луне. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6. | Представление своего проекта элементов создания станции. Цель: представить работы лунного поселения , дать характеристику. Проект – деятельность, направленная на достижение результата, цели, создание определенного, уникального продукта. | Начинаем показ работ. Защита проекта (практический показ, название работы, назначение) | Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. . | Дети представляют свои работы. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. обмениваются мнениями, слушают друг друга. |
7. | Закрепление Цель: Определить чем может быть интересна Лунная станция. . | Чем, может быть интересна лунная станция? Что могут люди на ней производить , изучать. Давайте пофантазируем - какая будет Луна через 300 лет. Готовим общий рисунок на выставку. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Слушает выступления детей. | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. Составляют общий рисунок.(из заранее приготовленных работ детей) | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме. |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. | - Нам пора возвращаться домой. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам придумать вместе с нашими помощниками необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах Представление работ. Итог. 1.«Звёзды» Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите большую звезду. 2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – среднюю звезду. 3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – малую звезду. Возьмите звезду и прикрепите на карту звёздного неба. Впереди нас ждёт продолжение проекта. На уроках окружающего мира мы узнаем - Почему Луна бывает разной? и в Планетарии узнаем много нового и интересного о Луне. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. | Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о Луне. Представляют свои работы. (Луна. Близкая, далёкая Отражает, вращается, сверкает. Космонавты на ней побывают. Луна.) Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Мини - проект «Море Москвы на Луне».
Цель мини - проекта: узнать о том, есть ли на Луне море Москвы.
Объект исследования: Луна.
Методы исследования:
- чтение специальной литературы, энциклопедий;
- рассматривание карт звёздного неба и Луны;
- изучение фотографий Луны;
- обобщение полученной информации.
Моя гипотеза: на Луне существуют море Москвы.
Ход исследования:
Информационно-операционный этап. Поиск информации в справочной, научно познавательной , энциклопедической литературе
1. Чтение специальной литературы с классом.
2. Беседа с родителями, учителями – сбор информации, опрос взрослых.
3. Рассматривание фотографий Луны – энциклопедии.
5. Поиск информации в Интернете индивидуально и по группам. Изучение карты Луны.
6. Защита своего проекта в презентации(в стадии подготовки).
Результат исследования: Мы узнали, что на Луне есть кратер – море Москвы, здесь обнаружены скальные породы, богатые драгоценными камнями, в нашем Музее представлен экспонат лунной станции «Селена», расположенной именно в море Москвы.
Море Москвы — одно из двух морей на обратной стороне Луны, второе — Море Мечты. Оно в основном расположено во внутреннем кольце большого Московского бассейна ударного происхождения. Этот район лежит почти на километр ниже среднего уровня поверхности Луны.
Расположение моря Москвы на обратной стороне Луны.
Море Москвы впервые появилось на первой карте обратной стороны Луны в январе—апреле 1960 г. по фотографиям, переданным АМС «Луна-3» 7 октября 1959 года.
Исследователи НАСА во главе с Карлой Пьетерс сообщают о том, что на Луне в бассейне Море Москвы обнаружены
скальные породы, богатые драгоценными камнями.
Лунные станции будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»
Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...
Времен связующая нить
Материал по патриотическому воспитанию....
Урок ручного труда в 4 классе "Космос близкий и далёкий".
Урок ручного труда в 4 классе Тема урока: Космос близкий и далёкий.для детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Времен связующая нить: урок в школьном музее». Загадка одного экспоната. Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала
Урок проводится в первом классе по программе «Школа России» в игровой нетрадиционной форме...
КОНКУРС "УРОК В МУЗЕЕ" "ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"
Ко Дню Великой Победы. Урок в музее....
Выступление агитбригады на тему: «Близкий и далёкий космос»
Данное внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики и 60-летию первого полета в космос. Ориентировано на учащихся начальных классов и воспитанников ДОУ. Целью мероприятия является создание услов...