Исследовательская работа на тему: «Почему мелеет Волга?»
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Волга является частью моей малой родины, меня интересуют проблемы возникшие на Волге в последние годы. С каждым годом, по моим наблюдениям, воды на Волге становиться все меньше и меньше. Я думаю, что это огромная проблема не только для нашего региона, но и для всей России. Это и нарушение в планах судоходства, и развитие рыбного производства, и самое главное нарушение экологического баланса в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota.odt | 137.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
на тему:
«Почему мелеет Волга?»
Выполнил:
Искалиева Карина
10 лет,4 класс,
контактная информация:
МБОУ «СОШ №2»
Кулакова Валентина Павловна
контактная информация:
тел.89270733380,e-mail kulakovavp@mail.ru
Астрахань - 2017
Актуальность моей работы.
Волга является частью моей малой родины, меня интересуют проблемы возникшие на Волге в последние годы. С каждым годом, по моим наблюдениям, воды на Волге становиться все меньше и меньше. Я думаю, что это огромная проблема не только для нашего региона, но и для всей России. Это и нарушение в планах судоходства, и развитие рыбного производства, и самое главное нарушение экологического баланса в природе.
Цель исследования.
Найти причины маловодья на Волге. Постараться найти пути решения данной проблемы.
Задачи исследования.
Найти в литературе подтверждение или опровержение моих предположений по данной проблеме.
Опросить пожилых жителей нашего села, о их наблюдениях за изменением уровня воды в реке, сопоставить их с моими наблюдениями.
Показать значимость данной проблемы для России.
Раскрыть основные причины маловодья.
Объект исследования.
Река Волга.
Гипотеза исследования.
Я думаю, что причина снижения уровня воды в реке Волга заключается в нас с вами, в нашем отношении к окружающему миру, а не является естественной, природной.
Исследование проводилось в течение года, наблюдения проходили на берегу реки Волга.
Каким образом я проводила исследование?
1.Опрос жителей села.
2.Наблюдения, сравнения, выводы.
3.Поиск печатного материала.
4.Поиск материала в интернете.
Описание работы.
Я родилась и выросла на великой русской реке Волга. И меня заинтересовал вопрос, как к нам пришло это название и где берет начало наша Волга. Я обратилась к литературным источникам, и выяснила, что в письменных древнеримских работах II—IV веков Волга описана как река Ра — щедрая, в арабских источниках IX века именуется Ателью — рекой рек, великой рекой.
Волга берёт начало на Валдайской возвышенности у деревни Волговерховье в Тверской области (на высоте 229 м), впадает в Каспийское море. Устье лежит на 28 м ниже уровня моря. Общее падение — 256 м. Волга — крупнейшая в мире река внутреннего стока, то есть не впадающая в мировой океан. Речная система бассейна Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи и временные водотоки) общей протяжённостью 574 тыс. км. Волга принимает около 200 притоков. Волгу принято делить на 3 части: верхняя Волга — от истока до устья Оки, средняя Волга — от впадения Оки до устья Камы и нижняя Волга — от впадения Камы до устья. Питание у Волги преимущественно снеговое. Дождевое и грунтовое составляет незначительную долю.
Мы опросили местных жителей и выяснили, что в 90-е годы оказались для Волги многоводными, так как в эти годы спускалось много воды. Вода выходила из берегов реки и заливала низменные места, ильмени, пересохшие речушки. Созданы были благоприятные условия для нереста рыб, так как половодье было продолжительным и медленный спад вод, молодь рыб успевала покинуть полои.
В последние годы вода поднималась слабо, порой не выходила из берегов, поплескается в реке, не зайдя во внутренние ильмени, похожие на высохшие лужи, в которых не осталось ничего живого. При короткой продолжительности половодья и низком уровне воды молодь не успевает полноценно развиваться на полоях и погибает.
Я решила выяснить причины сложившийся ситуации, обратившись к научной литературе.
Оказалось, что в последнее время заметно изменились условия прохождения весеннего половодья. В среднем продолжительность половодья сократилась на 26 суток. Максимальный уровень половодья понизился с 579 до 553 см. Одновременно произошло значительное (на 26 процентов) сокращение площадей заливаемых во время половодья полоев-нерестилищ (от691 до 512 тыс. га). Однако увеличивается сток воды в зимний период, что является бедствием для обитателей поймы и дельты: многие беспозвоночные раньше времени выходят из состояния покоя, нарушаются условия зимовки рыбы и обитания млекопитающих.
Почему стали сбрасывать мало воды?
Я выяснила, что это происходит потому, что значительно снизился уровень воды в главных водохранилищах. Крупным городам нужна энергия, которую регулярно поставляют водохранилища. Необходимо сбрасывать воду на турбины, которые вращаются и дают начало электроэнергии, соответственно, идет постоянный сброс воды из Волги. Людям требуется все большее количество воды и для орошения, и для работы промышленных предприятий, и для бытовых нужд.
Вторая главная причина резкого убывания Волги – высокая температура воздуха и отсутствие дождей. Действительно по моим наблюдениям в последние годы в весеннее - летний период выпадает малое количество осадков, а солнце палит летом выше всяких норм. Что не скажешь о зиме, когда выпадает достаточное количество снега, но снег испаряется, не успев превратится в пресную воду и не фильтруется в грунт, чтобы питать в последствии реки. Поэтому такого источника, как грунтовые воды становится все меньше.
Некоторые специалисты считают, что Волга мелеет из-за того, что происходят изменения дна, так называемая эрозия. Но ученые дают опровержение, так декан факультета географии и геоэкологии Тверского госуниверситета Олег Тихомиров считает, что эрозия дна не приводит к обмельчанию русла реки.
А вот московские специалисты, вообще не разделяют наше беспокойство и считают, что происходящее с Волгой вообще нельзя назвать обмелением. В 1973,1975, 1977 и 1996 годах уровень воды был даже ниже нынешнего. Они же считают, что с 2005 года начался новый период – период маловодья. Тоже самое было в 60–х, 70–х годах и продлилось 20 лет, возможно и нынешняя ситуация продлится до середины 20-х годов, а потом начнет налаживаться.
Но я считаю, что причина обмеления Волги не природная, а антропогенная.
Любое вмешательство человека приводит к серьезным нарушениям в окружающей среде. Осушение болот привело к пожарам, пожары уничтожили леса, изменились климатические условия, нарушился водообмен. А Верхневолжье является губкой собирающей влагу.
Следующая причина обмельчания это большие наносы песка на мелководные участки, которые нужно регулярно расчищать, высаживать лесную зону.
Большую тревогу вызывают незаконные застройки прибрежных зон, идет несанкционированная добыча песка, вырубка лесов, поддерживающих берега. Береговой грунт ослабевает и во время паводка, когда скорость теченья большая, он выносится в Волгу и оседает на дне.
В настоящее время возникла новая угроза над Волгой, под слоем грунтовых вод обнаружено месторождение кварцевых песков, и некоторые заинтересованные лица предлагают начать их добычу путем осушения грунтовых вод. Даже страшно представить к чему это может привести.
Мы дети, тоже спасаем Волгу. Каждый год участвуем в акции «Чистые берега», собираем мусор с береговой зоны.
Заключение.
Я считаю, что ответила на интересующий меня вопрос и доказал, что моя гипотеза верна. В обмеление Волги виновен человек.
Именно человек вмешиваясь своей деятельностью в естественные процессы природы, разрушает ее. То, что происходит сейчас, может стать необратимым, обмеление убьет одну из «жемчужин» России - Волго-Ахтубинскую пойму. Снижение уровня обводнения поймы может превратить некогда плодородные земли, реки, полные рыбы и раками, фактически в пустыню».
Волгу можно спасти в том случае, если мы все будем принимать в этом участие. Нужно объединить все исследования и начать создавать искусственные резервуары для пресной воды – водохранилища.
Работы по дноуглублению дельты Волги не проводились в полном масштабе уже более 15 лет. Кроме того, в последние годы резко уменьшились объемы сброса воды во время весенних паводков.
В этом же докладе прозвучали конкретные предложения, многие из которых Дамир Катунин озвучивал на протяжении последних лет, в том числе и на страницах нашей газеты. Самые главные из них:
- незамедлительно резко улучшить прогнозирование водных ресурсов на макроуровне и для каждого текущего года конкретно;
- произвести корректировку "Основных правил использования водных ресурсов Волжско-Камского каскада водохранилищ" с учетом климатических изменений;
- ограничить зимние попуски в маловодные годы.
Волгу можно спасти только в том случае, если проводить комплексные экологические наблюдения. Все исследования по Волге нужно объединить. А также я настаиваю на том, что следует настойчиво добиваться выполнения действующего законодательства и жёстко спрашивать с нарушителей
Но история человечества знает только один кардинальный путь избавления от страха перед засухой – создание искусственных резервуаров для пресной воды – водохранилищ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Почему исчезают реки"
Работа раскрывает значение воды в жизни человека. Выявляет влияния загрязнения рек на окружающую среду.Данная работа призывает детей и подростков не загрязнять водоёмы....
Исследовательская работа по теме: «Почему шоколад называют « Пищей богов»?»
Паспорт проектаI.Тем...
Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
В жизни нашей семьи христианские праздники имеют большое значение. С двух лет мы с мамой посещаем храм, постоянно узнаем что-то новое и интересное из жизни святых л...
Исследовательская работа по теме «Почему у детей падает зрение»
Актуальность данной темы в том, что каждый год после медицинского осмотра добавляется процент детей у которых ухудшилось зрение. Нам стало интересно почему это происходит и можно ли восста...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Почему мы плачем»
Данный материал я предлагаю использовать в интеллектуальных играх, на уроках окружающего мира при изучении темы «Глаз – орган зрения».Исследовательская работа на тему «Почему мы плачем»представл...
Исследовательская работа на тему "Почему корабли не тонут"
Исследовательская работа на тему "Почему корабли не тонут"...
Исследовательская работа по теме:"Почему в хлебе много дырочек?"
Исследовательская работа: "Почему в хлебе столько дырочек, от чего зависит его пышность?"...