Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Живые участники круговорота веществ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Григорьева Елена Дмитриевна

Ученики познакомятся  с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий  в группах ребята представят работу пищевых цепочек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 3 класс.

Тема урока: Живые участники круговорота веществ

Цели: познакомиться с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью.

Научиться приводить примеры живых организмов разных профессий.

Объяснять значение круговорота веществ для жизни человека.

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: цветные ручки, схемы,  раздаточный материал для групп, мультимедийная презентация.

Ход урока.

1. Орг. момент.

 Приветствие гостей.

Тема прошлого урока. (о чем говорили? О чем узнали?). -Мы закончили разговор или еще есть научные знания?  Чему будет посвящен наш урок?

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Индивидуальное задание: 

1. Ученик получает карточки с терминами «кормильцы», «едоки», «мусорщики».Объяснить их значение.

2. Подготовить объяснение по схемам.

Беседа:

- Кто убирается у вас дома? А в природе нужно прибираться? Почему? Кто мусорит? Кто убирается?

- Что такое круговорот веществ?

- Как поддержание порядка на Земле связано с круговоротом веществ?

- Объясните схемы, показывающие круговорот веществ (индивидуальное задание №2_

- Природа перерабатывает отходы нашего хозяйства. Можем ли мы помогать природе?

- Какие богатства природы люди считают возобновимыми? (урожай растений, численность животных. Запасы нефти трудно возобновить, для этого нужны тысячелетия).

Подведение итога.

3. Вводная беседа.

- Как думаете, живые организмы могут обходиться друг без друга?

- Какие «профессии « живых существ необходимы, чтобы круговорот не прерывался? (индивидуальное задание №1)

- Смогли бы люди жить на планете одни, без других живых существ?

4. Сообщение темы урока.

Об этой связи  и ее значении мы сегодня и должны поговорить.

В конце урока вы должны повторить самые главные новые знания.

5. Работа со слайдами.

Слайд № 1

- Что такое экосистема? (Сообщество кормильцев, едоков и мусорщиков). У каждого в природе свой дом. Хорошо бы жилось лягушке вы степи?

- Назовите экосистему на слайде. Все ли тут в порядке? ( не хватает едоков)

Аналогичная работа со слайдами № 2 и3.

Вывод: учитель подводит итог о том, что большой круговорот веществ объединыет экосистемы в биосферу.( текст стр. 30)

6. Работа в группах.

- Теперь нам  необходимо подробнее поговорить о тех, кто всех кормит, кто всех поедает и кто  все убирает т.е. о живых участниках круговорота веществ. (Тема урока на доске)

Группам раздаются вопросы. Время на подготовку  2-3 минуты. Выбрать отвечающих.

1-я группа:

- Как называется «профессия» тех, кто всех кормит?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

2-я группа:

- Как  называется «профессия» тех, кто всех поедает?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

3-я группа:

- Как называется «профессия» тех, кто все убирает?

- Какие это живые организмы?

- Какова их работа?

7. Работа по теме урока.

Выслушивается ответ 1-й группы.

Приведите свои примеры.

Дополнительные сведения. Растения не только вырабатывают органические вещества, но и тратят их на свои нужды.  Работа по иллюстрации на стр. 31. – Объяснить, на что тратят органические вещества растения на рисунке.

Составление схемы на доске.

Выслушивание ответов 2-й группы.

Приведите свои примеры едоков.

Проблемный вопрос: мы должны доказать связи представителей разных профессий в природе.

- Что же едоки могут возвращать кормильцам? (углекислый газ)

- Прочитаем текст на стр. 32. Что вы еще узнали? (они помогают распространять семена)

- А к кому относится человек?  Как человек помогает кормильцам?

Работа со схемой.

Выслушивание ответов 3-й группы.

- Чем мусорщики  похожи на едоков? (не могут создавать органические вещества).

- Чем отличаются от едоков? (питаются уже умершими организмами).

 Работа со схемой.

Вывод: благодаря живым организмам  превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу.

Чтение вывода в учебнике с.15

Дополнительный вопрос:

- Что бы было, если бы исчезли.. (дети называют кто)? Убрать в схеме.

- Прочитайте вопрос № 4 на стр. 33. Ответы детей.

- Мог бы действовать круговорот веществ, если бы производители, разрушители и потребители использовали одни и те же вещества? (Нет, возникла бы сильная конкуренция. В природе отходы одних организмов являются пищей для других)

Работа в тетради.

С.13 № 1. Самостоятельно. Взаимопроверка.

        № 2. Анализ фронтально. Заполнение схемы.

8. Итог урока.

- Назовите главные знания и понятия  сегодняшнего урока. (кормильцы, едоки, мусорщики, круговорот веществ).

- оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру даёт полный обзор круговорота веществ в природе, яркую характеристику цепи питания растений и животных, дети, работая в группах, проводят опыты и составляют собственные работы...

Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс

В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...

Тест. Окружающий мир. 3 класс. «Живые участники круговорота веществ»

Тест для тематической проверки знаний учащихся....

Урок окружающего мира в 3 классе "Тела и вещества"

Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы»Представление о том, что каждое тело состоит из веществ...

Сценарий урока окружающего мира по теме "Превращение и круговорот воды"

В современном обществе всё актуальнее использовать образовательные сервисы для мотивации учащихся к обучению.Урок построен структурно и с использованием карточек Учи.ру, делая урок более увлекательным...

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...