Март-капельник
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Лемзякова Альбина Николаевна

План-конспект урока по окружающему миру (программа «Начальная школа XXI века», 1 класс, Виноградова Н.Ф.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass_mart-kapelnik.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру

 (программа «Начальная школа XXI века», 1 класс, Виноградова Н.Ф.)

Тема урока: «Март-капельник».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок виртуальной экскурсии.

Цель: создание условий на уроке для  организации деятельности учащихся
по ознакомлению с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной.

Задачи: предметные – выявлять представление детей об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц; выполнять анализ народных примет; объяснять причины проявления проталин, таяния снега.

Планируемые результаты: личностные УУД  – способствовать формированию интереса к изучаемому материалу и представлению о причинах успеха в учебе; осознанию значения учебной деятельности; выполнению самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных –   принимать и сохранять учебную задачу; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

б) познавательных – ориентироваться в своей системе знаний; содействовать выделению необходимой информации;

в) коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге
с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; уметь активно работать, проявлять творчество
и находчивость.

Оборудование урока: учебник Виноградова Н.Ф., 1 класс; рабочая тетрадь,
1 класс;  презентация к уроку.



Ход урока:

Этапы урока

Вре-мя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы

1.Орг. момент

2-3 мин

1.Проверяет готовность к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2.Вспоминают правила посадки на уроке.

‒ Сейчас зарядимся энергией и будем передавать ее друг другу. Хорошо потерли и зарядили ладошки положительной энергией. И прижали свои ладошки к ладошкам товарища.

Проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Вспоминают правила посадки на уроке.

Эмоциональное вхождение в урок, парная работа

2.Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Моти-вация учеб.
д-ти уч-ся

3 мин

‒ Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна…

Зовут меня…(весна)  

‒  После какого времени года наступает весна?

После месяца второго,
Очень злого февраля
Наступает месяц третий,
Прогревается земля.
Птицы с юга
Возвратились.
Вьюги
Все угомонились.
Птицы, небо, солнца жар,
Третий месяц - месяц ...
(март)

‒ Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать?

‒ Откройте учебник на стр. 55 и прочитайте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Загадка


3. Актуализация опорных знаний

4 мин

‒ Ребята, как вы думаете, почему первый месяц весны называют «Март-капельник»?

Предлагает послушать стихотворение:

В марте небо посветлело,
Кружевные облака

Треплет ветер то и дело

За округлые бока.
Солнце землю согревает,
Почерневший снег ворчит.
Он ворчит и дружно тает,
А потом ручьём журчит!

‒ Ребята, вы послушали стихотворение, что происходит в марте?

‒ На уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

‒ Ребята, слышите, чей-то голос? (Аудиозапись из мультфильма «Вини-Пух») К нам на урок пришел гость, узнали его? (Слайд).

‒ Вини-Пух пришел к нам за помощью. Послушайте, какая проблема у него возникла: (Слайд)

 ‒ Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Я задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? И я обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа.

‒ Кто же из них прав, какое главное, изменение в природе весной? (Слайд)

‒ Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на следующие вопросы:

‒ Почему прилетают птицы?

‒ Почему просыпаются звери?

‒ Почему распускается первый весенний цветок – подснежник?

‒ Значит, какое изменение в природе весной самое главное?

‒ Сделайте вывод: кто из друзей Вини-Пуха прав? (Слайд)

Отвечают на вопросы учителя.

- Капели падают с крыш, таят сосульки и снег.

Называют явления, которые происходят в марте.

Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник. (Слайд)

Ослик: Стало теплее. (Слайд)

Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.(Слайд)

Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.(Слайд)

Фронтальный опрос

Слайд

Слайд

Аудиозапись

Проблемный вопрос

4.Первичное усвоение новых знаний

5 мин

‒ А сейчас мы с вами  посмотрим, как наступает весна. (Слайд).

‒ Сегодня с вами мы будем учеными-исследователями, совершим экскурсию по весне и по нашему месяцу Марту-капельнику.

‒ Скажите, а чем занимаются ученые? А теперь, ответьте на мой вопрос, знаете ли вы, что обозначает ваше название ряда? Тогда внимательно посмотрите на иллюстрации, которые представлены на слайде.

‒ Итак, орнитологи, что вы сегодня исследуете? Почему на иллюстрации изображены птицы?

‒ Вы нам расскажете, какие птички  начинают петь первыми. Какие песенки поют?

‒ Ботаники. Расскажите, какие цветы появляются первыми? (подснежник, крокус, пролеска, медуница, нарцисс)

‒ Зоологи. Исследуете, кто просыпается от зимней спячки.

(медведь, еж, барсук, хомяк, бурундук, суслик)

‒ Ребята, сейчас мы совершим экскурсию по весне, по марту-капельнику?

Рассказывают, что получилось.

Подводят микроитог.

‒ Итак, какой вывод мы с вами можем сделать? Что происходит с живой природой весной?  Правильно, она пробуждается.

Смотрят видео. 

‒ Изменения, происходящие с птицами с приходом весны.

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз».

Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер».

И чижи: «Пили кофе, пиличааааай».

Иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу».

И зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

Видео

Исследование

Слайд

Работа в парах

Физкультминутка

2-3 мин

Просит провести дежурных

Проводят зарядку.

5. Первичная проверка понимания

6 мин

Работа с учебником, стр. 55-58.

Читает детям лесные новости и птичьи разговоры.

‒ Откройте учебник и ответьте на вопросы в карточках.

1 ряд отвечает на вопрос – стр. 58, 59.

Какие птицы прилетают с юга первыми?

Где они строят свои гнёзда? (группа орнитологов)

2 ряд отвечает на вопрос.

Почему март называют «капельником»?

Какой первый цветок появляется из-под снега – подснежник? (группа ботаников) 

3 ряд отвечает на вопрос – стр. 56.

У каких животных появляются ранней весной детёныши?

Что делает медведь в первом месяце весны? (группа зоологов)

‒ Как вы считаете, справились ли вы с заданием?

‒ Перечислим признаки весны в неживой природе (Слайд).

Обратите внимание на экран.

‒ Первый признак весны – солнце. 

‒ Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега. 

(Начинает таять снег и лёд. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду).  

‒ Правильно, начинается ледоход. Ребята, скажите, а почему он так назван, ледоход?

‒ Третий признак. Иллюстрация дождя.  (Весной идёт дождь, а не снег).

Самостоятельно работают  с текстами в парах.

Отвечают на вопросы.

Повторяют признаки весны в неживой природе.

Работа с учебником, стр. 55-58

Работа в парах

Слайд

Фронтальный опрос

7. Первичное закрепление

6-7 мин

Просит перечислить  признаки «Марта-капельника».

‒ А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Тогда следующее задание не составит для вас труда: «Доскажите словечко».

 Прошла зима

 И каждый рад.

 Спешит весна,

 И месяц … (март!)

 За ним другой стучится в дверь,

 И называется … (апрель!)

 И третий месяц вспоминай,

 Как называется он? … (май!)

‒ Молодцы! Ребята, многие художники и поэты называли весну – «утром года», согласны ли вы с ними, почему?

‒ Но мы с вами также можем быть художниками, я вам сейчас предлагаю, дружно всем вместе  написать  весеннюю картину:

‒ Итак перед вами весенний лес. Чего здесь не хватает?

Загадки о весне

(Солнце, птицы, медведь, еж, хомяк, цветы).

Называют признаки «Марта-капельника».

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (солнце)

У них рук нет, а строить умеют… (птицы)

Любит он малину, мёд
Человека страх берёт,
Если станет он реветь,
Потому что он – (медведь).

Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках –это (ёжик).

Пчёлы кружатся над ними,

Собирают с них нектар,

И тем самым опыляют,

Получая урожай! (цветы)

Загадка

Слайд

с картиной, творческое задание

8. Домашнее зад.

3 мин

Рабочая тетрадь, стр. 65-66.

Записывают д/з.


9.Итог урока. Рефлексия

5 мин

Вот и подошла наша экскурсия по марту-капельнику к концу.

Используя знания, полученные на уроке, выберите правильный вариант ответа:

1. После, какого времени года наступает весна?

а) Лето;

б) Зима;

в) Осень.

2. Как весну называют в народе?

а) День года;

б) Утро года;

в) Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

а) Дети;

б) Сосульки;

в) Взрослые.

4. Во что превращается снег на солнце?

а) В талую воду;

б) В стылую воду;

в) В сутулую воду.

5. Что происходит со льдом на реке весной?

 а) Ледопрыг;

 б) Ледобег;

в) Ледоход.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

− Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

− Спасибо за урок.

Выбирают правильный вариант ответа.

Оценивают свою деятельность на уроке.

СК: зеленая – я  со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями.

Тест.

Самооценка



Орнитологи

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и  зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

Орнитологи

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и  зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

Орнитологи

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и  зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

Орнитологи

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и  зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

Орнитологи

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и  зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

Орнитологи

Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и  зяблик: «Пинь-пинь-пинь».

подснежник

крокус

пролеска

медуница

нарцисс

медведь

ёж

барсук

хомяк

бурундук

суслик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Март-капельник"

Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...

Методическая шкатулка "Март-капельник".

Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация....

Март - капельник

   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6000973","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 215px; height: 162px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...

Тема урока: «Март – капельник»

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

презентация к уроку " Март- капельник"

Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в             природе с наступлением весны...

Март-капельник

Урок окружающего мира...