Март-капельник
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
План-конспект урока по окружающему миру (программа «Начальная школа XXI века», 1 класс, Виноградова Н.Ф.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass_mart-kapelnik.docx | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по окружающему миру
(программа «Начальная школа XXI века», 1 класс, Виноградова Н.Ф.)
Тема урока: «Март-капельник».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок виртуальной экскурсии.
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся
по ознакомлению с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной.
Задачи: предметные – выявлять представление детей об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц; выполнять анализ народных примет; объяснять причины проявления проталин, таяния снега.
Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к изучаемому материалу и представлению о причинах успеха в учебе; осознанию значения учебной деятельности; выполнению самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
б) познавательных – ориентироваться в своей системе знаний; содействовать выделению необходимой информации;
в) коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге
с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; уметь активно работать, проявлять творчество
и находчивость.
Оборудование урока: учебник Виноградова Н.Ф., 1 класс; рабочая тетрадь,
1 класс; презентация к уроку.
Ход урока:
Этапы урока | Вре-мя | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и приемы |
1.Орг. момент | 2-3 мин | 1.Проверяет готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок. 2.Вспоминают правила посадки на уроке. ‒ Сейчас зарядимся энергией и будем передавать ее друг другу. Хорошо потерли и зарядили ладошки положительной энергией. И прижали свои ладошки к ладошкам товарища. | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. Вспоминают правила посадки на уроке. | Эмоциональное вхождение в урок, парная работа |
2.Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Моти-вация учеб. | 3 мин | ‒ Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка. Я раскрываю почки В зеленые листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движения полна… Зовут меня…(весна) ‒ После какого времени года наступает весна? После месяца второго, ‒ Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать? ‒ Откройте учебник на стр. 55 и прочитайте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя. | Загадка |
3. Актуализация опорных знаний | 4 мин | ‒ Ребята, как вы думаете, почему первый месяц весны называют «Март-капельник»? Предлагает послушать стихотворение: В марте небо посветлело, Треплет ветер то и дело За округлые бока. ‒ Ребята, вы послушали стихотворение, что происходит в марте? ‒ На уроке мы и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. ‒ Ребята, слышите, чей-то голос? (Аудиозапись из мультфильма «Вини-Пух») К нам на урок пришел гость, узнали его? (Слайд). ‒ Вини-Пух пришел к нам за помощью. Послушайте, какая проблема у него возникла: (Слайд) ‒ Однажды, летая на воздушном шарике и пытаясь обмануть пчёл, Я задумался: а что же происходит в природе с приходом весны? И я обратился к своим друзьям – Пятачку, Сове, Кролику и ослику Иа-Иа. ‒ Кто же из них прав, какое главное, изменение в природе весной? (Слайд) ‒ Давайте с вами рассуждать. Ответьте мне на следующие вопросы: ‒ Почему прилетают птицы? ‒ Почему просыпаются звери? ‒ Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? ‒ Значит, какое изменение в природе весной самое главное? ‒ Сделайте вывод: кто из друзей Вини-Пуха прав? (Слайд) | Отвечают на вопросы учителя. - Капели падают с крыш, таят сосульки и снег. Называют явления, которые происходят в марте. Кролик: Распускается первый весенний цветок- подснежник. (Слайд) Ослик: Стало теплее. (Слайд) Сова: Просыпаются звери от зимней спячки.(Слайд) Пятачок: Самое главное – прилетают перелётные птицы.(Слайд) | Фронтальный опрос Слайд Слайд Аудиозапись Проблемный вопрос |
4.Первичное усвоение новых знаний | 5 мин | ‒ А сейчас мы с вами посмотрим, как наступает весна. (Слайд). ‒ Сегодня с вами мы будем учеными-исследователями, совершим экскурсию по весне и по нашему месяцу Марту-капельнику. ‒ Скажите, а чем занимаются ученые? А теперь, ответьте на мой вопрос, знаете ли вы, что обозначает ваше название ряда? Тогда внимательно посмотрите на иллюстрации, которые представлены на слайде. ‒ Итак, орнитологи, что вы сегодня исследуете? Почему на иллюстрации изображены птицы? ‒ Вы нам расскажете, какие птички начинают петь первыми. Какие песенки поют? ‒ Ботаники. Расскажите, какие цветы появляются первыми? (подснежник, крокус, пролеска, медуница, нарцисс) ‒ Зоологи. Исследуете, кто просыпается от зимней спячки. (медведь, еж, барсук, хомяк, бурундук, суслик) ‒ Ребята, сейчас мы совершим экскурсию по весне, по марту-капельнику? Рассказывают, что получилось. Подводят микроитог. ‒ Итак, какой вывод мы с вами можем сделать? Что происходит с живой природой весной? Правильно, она пробуждается. | Смотрят видео. ‒ Изменения, происходящие с птицами с приходом весны. Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай». Иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу». И зяблик: «Пинь-пинь-пинь». | Видео Исследование Слайд Работа в парах |
Физкультминутка | 2-3 мин | Просит провести дежурных | Проводят зарядку. | |
5. Первичная проверка понимания | 6 мин | Работа с учебником, стр. 55-58. Читает детям лесные новости и птичьи разговоры. ‒ Откройте учебник и ответьте на вопросы в карточках. 1 ряд отвечает на вопрос – стр. 58, 59. Какие птицы прилетают с юга первыми? Где они строят свои гнёзда? (группа орнитологов) 2 ряд отвечает на вопрос. Почему март называют «капельником»? Какой первый цветок появляется из-под снега – подснежник? (группа ботаников) 3 ряд отвечает на вопрос – стр. 56. У каких животных появляются ранней весной детёныши? Что делает медведь в первом месяце весны? (группа зоологов) ‒ Как вы считаете, справились ли вы с заданием? ‒ Перечислим признаки весны в неживой природе (Слайд). Обратите внимание на экран. ‒ Первый признак весны – солнце. ‒ Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега. (Начинает таять снег и лёд. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду). ‒ Правильно, начинается ледоход. Ребята, скажите, а почему он так назван, ледоход? ‒ Третий признак. Иллюстрация дождя. (Весной идёт дождь, а не снег). | Самостоятельно работают с текстами в парах. Отвечают на вопросы. Повторяют признаки весны в неживой природе. | Работа с учебником, стр. 55-58 Работа в парах Слайд Фронтальный опрос |
7. Первичное закрепление | 6-7 мин | Просит перечислить признаки «Марта-капельника». ‒ А вы знаете, сколько месяцев продлится весна? Тогда следующее задание не составит для вас труда: «Доскажите словечко». Прошла зима И каждый рад. Спешит весна, И месяц … (март!) За ним другой стучится в дверь, И называется … (апрель!) И третий месяц вспоминай, Как называется он? … (май!) ‒ Молодцы! Ребята, многие художники и поэты называли весну – «утром года», согласны ли вы с ними, почему? ‒ Но мы с вами также можем быть художниками, я вам сейчас предлагаю, дружно всем вместе написать весеннюю картину: ‒ Итак перед вами весенний лес. Чего здесь не хватает? Загадки о весне (Солнце, птицы, медведь, еж, хомяк, цветы). | Называют признаки «Марта-капельника». Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, У них рук нет, а строить умеют… (птицы) Любит он малину, мёд Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках –это (ёжик). Пчёлы кружатся над ними, Собирают с них нектар, И тем самым опыляют, Получая урожай! (цветы) | Загадка Слайд с картиной, творческое задание |
8. Домашнее зад. | 3 мин | Рабочая тетрадь, стр. 65-66. | Записывают д/з. |
9.Итог урока. Рефлексия | 5 мин | Вот и подошла наша экскурсия по марту-капельнику к концу. Используя знания, полученные на уроке, выберите правильный вариант ответа: 1. После, какого времени года наступает весна? а) Лето; б) Зима; в) Осень. 2. Как весну называют в народе? а) День года; б) Утро года; в) Ночь года. 3. Кто плачет только весной? а) Дети; б) Сосульки; в) Взрослые. 4. Во что превращается снег на солнце? а) В талую воду; б) В стылую воду; в) В сутулую воду. 5. Что происходит со льдом на реке весной? а) Ледопрыг; б) Ледобег; в) Ледоход. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. − Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. − Спасибо за урок. | Выбирают правильный вариант ответа. Оценивают свою деятельность на уроке. СК: зеленая – я со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями. | Тест. Самооценка |
Орнитологи
Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и зяблик: «Пинь-пинь-пинь».
Орнитологи
Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и зяблик: «Пинь-пинь-пинь».
Орнитологи
Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и зяблик: «Пинь-пинь-пинь».
Орнитологи
Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и зяблик: «Пинь-пинь-пинь».
Орнитологи
Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и зяблик: «Пинь-пинь-пинь».
Орнитологи
Первыми чувствуют весну птицы. Они заводят свои песенки-разговоры. Начинают первый разговор овсянки: «Покинь сани, садись в воз». Присоединяются синицы: «Зензивер, зензивер». И чижи: «Пили кофе, пиличааааай», и иволга: «Фитиу-лиу, фитиу-лиу», и зяблик: «Пинь-пинь-пинь».
подснежник
крокус
пролеска
медуница
нарцисс
медведь
ёж
барсук
хомяк
бурундук
суслик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Март-капельник"
Урок по теме : Март - капельник. Данный урок разработан в технологии рефлексивного мышления в рамках компетентностного подхода к обучению. Весь урок делится на основные стадии: вызов, осмысление, рефл...
Методическая шкатулка "Март-капельник".
Урок "Март-капельник". План-конспект и презентация....
Март - капельник
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6000973","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 215px; height: 162px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Март- капельник".
Открытый урок по окружающему миру....
Тема урока: «Март – капельник»
Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в природе с наступлением весны...
презентация к уроку " Март- капельник"
Цели: познакомить детей с основными изменениями, проходящими в природе с наступлением весны...
Март-капельник
Урок окружающего мира...