Заседание Учёного Совета – урок-исследование.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Михеева Ольга Анатольевна

Данный конспект урока включает в себя погружение в тему на протяжении всего учебного дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_tayny_mineralov.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: Тайны минералов.

Форма проведения:

заседание Учёного Совета – урок-исследование.

Оборудование: учебник Поглазова О.Т. «Окружающий мир», слайдовая презентация, книга П. Бажова «Малахитовая шкатулка», коллекция горных пород и минералов, подставки трёх цветов для организации практической работы, карточки  с заданиями,  бутылка минеральной воды, упаковка из-под витаминов «Компливит».

Цель урока: сформировать представление о разнообразии минералов и их свойствах

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с различными видами минералов и показать их роль в жизнедеятельности человека.
  2. Расширить представления о природных богатствах
  3. Продолжить развитие эмоционально-образного и рационально-логического мышления.
  4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; воспитывать эстетические чувства

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя, сообщение темы урока:

Слайд №1

Мы с вами продолжаем большую тему, начатую на прошлом уроке «Путешествие по повехности и недрам России». Объясните, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «недра»?  (Недра земли – её глубины)

Вот сегодня мы попытаемся ещё раз заглянуть в глубины нашей Земли, чтобы узнать, открыть их новые тайны.

Просмотр мультфильма

А именно нам предстоит разгадать тайны.

Слайд №2

- Минералы и горные породы  - это одно и тоже?

-Как они служат людям? (вопросы помещаются на доске)

Эти вопросы будут сегодня ключевыми, т.е. самыми главными, нам предстоит отыскать на них полные обстоятельные ответы.

Я предлагаю организовать нашу работу в форме заседания Учёного Совета. Как вы думаете, кто входит в Учёный Совет? (учёные) Сегодня у нас будет работать 3 группы учёных-исследователей, которые попробуют самостоятельно добывать новую информацию, исследовать её, обобщать и делать выводы. И так, начнём.

  1. Актуализация имеющихся у детей знаний:

Уважаемые учёные, прежде всего нам нужна информация о горных породах. Расскажите при помощи опорной таблицы прошлого урока об образовании горных пород.

  • Работа на доске с таблицей-схемой «Образование горных пород» - (1 ученик).

- Всех остальных приглашаю к участию в блиц-опросе (фронтальный опрос):

А) Где встречаются в природе горные породы? (Повсюду под ногами, под тонким слоем почвы).

Б) Что интересного можно увидеть внутри горных пород, образовавшихся много миллионов лет назад? (сохранившиеся формы древних растений и животных).

В) О чём они могут рассказать?

  • Ответ по схеме-таблице.

  1. Исследование горной породы и минералов, её составляющих:

- Рассмотрите горную породу, лежащую у вас на столе на красной подставке. Кто запомнил её название? (гранит)

- Внимательнее рассмотрите поверхность гранита. Что вы видите? Само слово «гранит» произошло от латинского слова «гранум», что означает «зерно». Масса гранита зернистая.

- Рассмотрите внимательно камешки, лежащие у вас на желтой подставке. Сравните их с гранитом (зёрна или кристаллы этих камешков есть в граните)

- Так гранит однородная горная порода? (нет)

Вывод: он состоит из мелких частичек, «строительных кирпичиков».

- А, может, кто-то из вас догадался, как называются эти мелкие «строительные кирпичики», из которых состоят горные породы?

Минералы!!!

- Попробуйте грамотно сделать вывод, что находится у вас на красной подставке, и что на желтой? (горная порода и минералы, из которых она состоит). Так из чего же состоят горные породы?

Вывод: горные породы состоят из минералов.

 страница 13  Исследуйте эту иллюстрацию и определите, все ли горные породы можно назвать минералами?

Дополнение и изменение таблицы на доске

- Много ли горных пород в окружающем нас мире?  (много) Значит, сколько же в природе минералов? (тоже очень много)

- Учёным известно около 4000 различных минералов. Некоторые горные породы состоят только из одного минерала, а в некоторых их соединяется несколько. И у каждого минерала есть своё название. Предлагаю вам, уважаемые учёные, самим определить название представленных вам минералов на желтой подставке.

  1. Практический эксперимент: определение названий минералов по описанию:

А) 1 группа – кварц;

2 группа – слюда;

3 группа – полевой шпат.

- Возьмите жёлтую карточку и выберите минерал, описанный на ней, узнайте его название.

Слайд №3

Б) 1 группа – графит (стержень карандаша);

2 группа – известняк (мел);

3 группа – галит (соль).

- А встречались ли вам в окружающем мире такие минералы как графит, галит, известняк? Выберите по описанию белой карточки минерал с белой подставки и расскажите, где его можно встретить.

Вывод: минералы встречаются повсюду вокруг нас, мы ими постоянно пользуемся.

- Поднимите руки, кто из вас любит витамины? А для чего вы их принимаете? А кто из вас пробовал минеральную воду? Послушаем девочек, которых я попросила к сегодняшнему уроку исследовать упаковки от витаминов и минеральной воды. И что же они узнали?

  1. Творческий отчёт об исследовании упаковки от витаминов и бутылки от минеральной воды (демонстрация коробочки , бутылки):

1.Витамины из этой упаковки называются «Компливит». Есть такие витамины для детей, есть для взрослых. Я узнала, что в 1 витаминке содержится 12 видов витаминов и 10 минералов. Значит, есть такие минералы, которые помогают нам быть крепкими и здоровыми.

2.Теперь я знаю, почему эта вода называется минеральной.  Потому что в ней растворились минералы. У воды есть вкус, значит,  вкус есть у некоторых минералов. Вода прозрачна. Значит, минералы могут быть невидимыми. Я узнала с этикетки, что  берётся минеральная вода из природных источников. Она полезна для здоровья.

Вывод:  Одни минералы, таким образом, используются и в строительстве, другие  употребляются в пищу, есть минералы, которые используются для приготовления лекарств, различных удобрений. А ещё издавна использовались минералы для украшений. Их называют драгоценными камнями. Какие вы знаете драгоценные камни?

  1. Обзорное знакомство с драгоценными камнями:

   

- Драгоценные минералы удивляют своей красотой и многоцветностью.

Слайд №4

1)- Посмотрите, как огненно ярок минерал рубин. Рубиновые звезды украшают Кремлёвскую башню на Красной площади  столицы нашей Родины. Они известны всему миру.

Слайд №5

2)- Одним из самых дорогих и красивых минералов считается во всём мире алмаз. Вот так выглядит природный кристалл алмаза. Но стоит его обработать особым способом, как он засияет разноцветными красками радуги. Такой алмаз уже называют бриллиантом. В московском Кремле есть уникальная коллекция алмазов.

  1. Исследование материалов  с целью определения вида текста: ( тексты взяты из книги Бажова «Серебряное копытце» и научной статьи

- Драгоценные камни идавна использовали для украшений ценных вещей.

  1. Актуализация имеющихся знаний с использованием зрительной опоры:

Слайды №6-11

Расскажите по слайду, что украшали в старину драгоценными камнями? (старинные книги, царскую одежду, посуду)

-Как вы думаете, где находят драгоценные камни?

  1.   Исследование  научных текстов о пещерах:

Слайд №16

А)1 группа – обитатели пещер;

    2 группа – «Чем интересны пещеры учёным-историкам?»

     3 группа – образование пещер;

  1.  Творческие отчёты групп 1 и 2.

  1.  Информационная справка о Каповой пещере, где обнаружена стоянка древних людей:

           Слайд №17

Я приглашаю вас посетить  Капову пещеру в Башкирии. Её название, скорее всего,  произошло от слова «капель», здесь очень гулко слышен звук капели, падающей на камни. Ученые-археологи установили, что древние люди жили здесь 14000 лет назад. Об этом свидетельствуют рисунки на стенах пещеры и вещественные находки.

  1.  Творческий отчёт 3 группы исследователей:

  1.   Путешествие в Кунгурскую ледяную пещеру:

Слайды №18-23

А теперь приглашаю вас осмотреть одну из самых больших пещер России, которая тоже прячется в глубине Уральских гор. Находится она  возле города Кунгур, в ледяной горе. Гора сложена не изо льда, а из растворимых водой минералов. Пещера состоит из гротов – подземных залов, расположены они в 4 этажа. Пещера имеет освещение. Поэтому мы имеем возможность рассмотреть её сокровища. Поверхность гротов покрыта наростами, похожими на ледяные сосульки. Но это не лёд, а растворённые в воде минералы, которые со временем застыли, закаменели. Но разве это не чудо природы? Эти сосульки из минералов, которые встречаются и во многих других пещерах имеют научное название:

сталактиты и сталагмиты.

  1.   Самостоятельное открытие научных понятий, применение их на практике:

Слайды №24-26

Уважаемые ученые, исследуйте научный текст на голубых карточках и объясните, где на слайде изображены сталактиты, а где сталагмиты.

Закаменевшие сосульки из минералов, которые свисают с потолка пещер, называются  СТАЛАКТИТЫ.

Со дна пещер навстречу сталактитам поднимаются столбики из натёков таких же капель -  СТАЛАГМИТЫ.

Какого цвета вы наблюдали сталактиты и сталагмиты? (Розового, белого, зелёного, голубого, жёлтого). Цвет сталактитов и сталагмитов зависит от цвета минералов, которые были растворены когда-то в воде.

- Когда сталактит соединяется со сталагмитом, образовывается колона из разноцветных минералов. Так в пещерах образуются целые каменные водопады и причудливые скульптуры.

  1. Практический эксперимент определения твердости минералов:

(шкала твёрдости)

Слайд №27

- Сегодня мы рассмотрели множество минералов. При помощи таблицы-подсказки определите свойства, по которым различаются минералы:

-цвет;

-блеск;

-прозрачность;

-растворимость в воде

А еще минералы различаются своей твердостью. Возьмите полевой шпат и слюду. Проведите краешком одного минерала по другому. На каком минерале остался след? Сделайте вывод, что же твёрже – полевой шпат или слюда? Проделайте то же самое с графитом и  мелом. Какой минерал прочнее?

Ученые составили шкалу прочности минералов, на ней 10 отметок. Вначале шкалы располагаются самые мягкие минералы, а завершают её самые твёрдые.

Демонстрация шкалы твердости минералов.

Назовите самые мягкие минералы (тальк, гипс) и самый твердый (алмаз).

Выполнение  заданий итогового теста, самооценка по слайду № 28.

Итоговый тест

по теме «Тайны минералов»

Поставь знак +, если ты согласен со следующим утверждением.

Поставь знак -, если ты не согласен со следующим утверждением.

1

Минералы редко встречаются в природе

2

Все минералы имеют одинаковую твёрдость

   

3

Алмаз – самый твёрдый минерал

 

4

Из минералов образуются горные породы

 

5

Сталактиты – это сосульки в пещерах из настоящего льда

   

6

Минералы не могут растворяться в воде

   

7

Горы богаты минералами

   

8

Драгоценные камни – это минералы

   

На этом наше исследование удивительного мира минералов сегодня заканчивается. Пришло время снова обратиться к вопросам, с которых мы начинали урок и ответить на них:

- Что вы теперь знаете о минералах?

-Как они служат людям?

Молодцы! Я думаю, что теперь минералы не кажутся вам такими таинственными незнакомцами, как в самом начале урока. Правда?

  1. Подведение итога урока-исследования:

Слайд №29.

Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Что больше всего понравилось в исследовательской деятельности?

Что показалось самым трудным?

Что вас удивило больше всего?

Вы знаете, умение удивляться красоте окружающего мира, загадкам природы – замечательное качество. Пусть оно растёт и взрослеет вместе с вами. Это качество поможет вам стать наблюдательными, любознательными, творческими людьми. Оно поможет разгадать вам самые разные тайны, которых ещё так много в окружающем нас мире. А может кому-то из вас предстоит сделать настоящее научное открытие…  Пусть каждый прожитый день, каждый миг приносит вам что-нибудь новое, пусть чудеса нашей земли никогда не перестанут вас удивлять…

Слайд №30

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам!
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Присматривайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за часом час
Впадайте в удивленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье! (Л.Демьянова).

Пусть на память вам останутся закладки с этими мудрыми словами.

Раздаточный материал:

 

Карточка №1

(2 группа исследователей)

Покажите, какой минерал носит такое название:

Этот минерал тёмного, почти чёрного цвета, имеет блеск. На ощупь – твёрдый.  Поверхность гладкая. Масса минерала слоистая. Это __________

Карточка №1

(1 группа исследователей)

Покажите, какой минерал носит такое название:

Минерал белого цвета, полупрозрачен. На ощупь твёрдый, имеет шероховатости. Это ___________

Карточка №1

(3 группа исследователей)

Покажите, какой минерал носит такое название:

Этот минерал тёмно-розового цвета, может иметь прожилки сероватого или коричневатого цвета. Не прозрачен. На ощупь твёрдый, имеет блеск только на гладко отшлифованной поверхности. Это _____________

Карточка №2

(1 группа исследователей)

Найдите минерал по описанию и расскажите, где он используется: __________

Минерал чёрного цвета. Поверхность шершавая. При прикосновении оставляет мелкие частички на коже. Непрозрачен, не имеет блеска. Используется для изготовления стержней простых карандашей.

Карточка №2

(2 группа исследователей)

Найдите минерал по описанию и расскажите, где он используется:__________________

Минерал белого или чуть желтоватого цвета. Твёрдый.  При прикосновении оставляет мелкие частички на коже. Непрозрачен, не имеет блеска. Поверхность на ощупь шероховатая. Разновидностью известняка является мел,  которым пишут в школе на доске, белят стволы деревьев, помещения.

Карточка №2

(3 группа исследователей)

Найдите минерал по описанию и расскажите, где он используется: _______________

Галит – прозрачный минерал белого оттенка, твёрдый на ощупь. Поверхность гладкая, имеет блеск. Каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом галитом, или как мы привыкли его называть по-другому –  поваренной солью, которую мы употребляем в пищу.

Карточка № 3

(1 группа исследователей)

Изучите научный текст и расскажите, как образуются пещеры:

Пещеры создаёт вода. Как это происходит? Вам уже известно, что вода – хороший растворитель. Тысячи лет вода растворяет в горных породах некоторые минералы и уносит их прочь, образуя пещеры. По дну пещер текут ручьи с целебной минеральной водой. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Это целые пещерные города с сотнями каменных комнат.

Карточка № 3

(2 группа исследователей)

Изучите научный текст и расскажите, есть ли обитатели в пещерах:

Пещеры – царство темноты и тишины. Удивительно, что температура в пещере летом ниже, а зимой выше, чем снаружи. Около 200 видов животных обитают в пещерах, но там почти нет болезнетворных микробов, поэтому сейчас пещеры используют для лечебных целей. Главные хозяйки пещер – летучие мыши. Живут в пещерах пауки, многоножки, черви. Найдены в пещерах даже растения. Все они приспособились к темноте пещер и к довольно низкой температуре воды и воздуха.

Карточка № 3

(3 группа исследователей)

Изучите научный текст и расскажите, чем интересны пещеры учёным-историкам?

Учёным-историкам интересна жизнь древних людей. Пещеры для древнего человека были домом. Здесь он скрывался, разводил огонь и готовил пищу. Здесь на стенах пещер он рисовал. По наскальным рисункам, по найденным в пещерах орудиям труда и предметам быта учёные узнают о жизни наших предков.

Карточка № 4

Отметьте знаком  + те свойства, по которым мы сегодня различали минералы:

СВОЙСТВА МИНЕРАЛОВ

Цвет

Блеск

Прозрачность

                                   

      Итоговый тест

по теме «Тайны минералов»

Поставь знак +, если ты согласен со следующим утверждением.

Поставь знак -, если ты не согласен со следующим утверждением.

1

Минералы редко встречаются в природе

2

Все минералы имеют одинаковую твёрдость

   

3

Алмаз – самый твёрдый минерал

 

4

Из минералов образуются горные породы

 

5

Сталактиты – это сосульки в пещерах из настоящего льда

   

6

Минералы не могут растворяться в воде

   

7

Горы богаты минералами

   

8

Драгоценные камни – это минералы

   

 

Многие названия форм кристаллов происходят от греческих числительных, и, хотя некоторые из них звучат как загадочные заклинания, они лишь описывают, сколько в данной фигуре граней (эдра) и углов (гониа) в многоугольнике, образующем эту грань.
             
Очень многое об условиях образования минерала могут рассказать несовершенства кристаллов, отклонения их формы от идеальной.  Гребенчатые, волокнистые сростки образуются при последовательном однонаправленном срастании пластинчатых, игольчатых кристаллов. Некоторые сростки пластинчатых кристаллов так похожи на причудливые цветы, что их называют гипсовыми или гематитовыми розами. Тонкие, расходящиеся из одного центра кристаллические волокна некоторых минералов (например, малахита) образуют удивительные, похожие на шарики округлые сростки — сферолиты. В том случае, когда срастающиеся зёрна минерала не имеют заметной кристаллической огранки или отдельные кристаллы не заметны, их называют зернистыми или землистыми агрегатами.

Бежит-бежит козёл, остановится и давай копытцем бить.

Мурёнка подбежит, козёл дальше отскочит и опять копытцем бьёт. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые,  зелёные,  бирюзовые — всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козёл стоит — и всё бьёт да бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.

Сумбаева Наталия Николаевна        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

Выступление на заседании методического совета школы

Формирование и совершенствование навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Заседание учёного совета "КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"

Заседание учёного совета "КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"...