Дополнительная образовательная программа «Проектная деятельность. Особо охраняемые территории Ленинградской области»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа призвана дать достаточно полное и целостное представление об особо охраняемых территориях Ленинградской области.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы лежит системно-
деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
( внеурочная деятельность)
«Проектная деятельность. Особо охраняемые территории Ленинградской области»
4 класс
Автор – составитель
Кольцова Ю.В.
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Программа внеурочной проектной деятельности включает в себя курс « Особо охраняемые территории Ленинградской области»
Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашего края является его природа.
Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Ленинградской области. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников, позволяют заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал по особо охраняемым территориям: сколько всего существует заповедников, природных парков, заказников, памятников природы, чем они известны и как можно внести свой вклад в развитие таких территорий.
Изучая в 3 классе по окружающему миру А.А.Плешакова тему «Эта удивительная природа» мы работали над проектом «Разнообразие природы родного края» у моих учеников возникли вопросы:
«А какие охраняемые территории находятся в Ленинградской области? Какие животные и растения в нашей Ленинградской области на грани исчезновения или уже исчезли? Таким образом, из созданной проблемной ситуации у нас возникла тема нашего исследовательского проекта: «Особо охраняемые территории Ленинградской области», так как она занимает большой объем по исследованию мы взяли ее во внеурочную деятельность в 4 классе. Также эта тема дополняет и углубляет знания по окружающему миру А.А.Плешакова 4 класс в разделе «Родной край часть большой страны»
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территории. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. Проблема воспитания экологически грамотного человека, понимающего свою ответственность перед окружающим миром, является одной из самых актуальных в современном мире, так как деятельность человека становится всё более опасной для состояния окружающей среды. Только законодательно вопрос экологической безопасности не решить, нужно ещё и воспитывать экологическую культуру с детства.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с природно-географическим богатством Ленинградской области.
Задачи:
- создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и уникальности;
- формирование знаний об особо охраняемых территориях Ленинградской области»;
- пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
- учить видеть прекрасное вокруг себя;
- овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности;
- выявление наиболее актуальных проблем, характерных для среды обитания современного человека;
- приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности.
Общая характеристика
Программа призвана дать достаточно полное и целостное представление об особо охраняемых территориях Ленинградской области.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, интернета, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Компьютер на занятиях внеурочной деятельностью - рабочий инструмент учащихся и педагогов. Навыки работы с компьютером формируются и используются для подготовки и оформления результатов работ, выполняемых учащимися на уроках и в ходе домашних заданий.
Основное содержание курса составляют:
- естественнонаучная подготовка,
- компьютерная подготовка,
- знакомство с техникой работы в группе сотрудничества.
Естественнонаучная подготовка включает:
- знание научной терминологии и ее правильное применение;
- навыки систематизации полученных данных;
- оценка достоверности полученных результатов;
- навыки работы с дополнительной литературой.
Компьютерная подготовка включает:
- умение работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии, работа с двумя файлами);
- умение вывести текст на печать;
- умение пользоваться коллективными архивами на машинном носителе информации;
- знакомство с графическим процессором и умение подготовить текст к “изданию” в стенной газете или электронном журнале;
- знакомство с принципами устройства компьютерной сети (локальной и глобальной);
- знание этикета работы в компьютерной сети.
Знакомство с техникой работы в группе сотрудничества предусматривает:
- знакомство с формами взаимодействия людей в процессе совместной работы (сотрудничество и конкуренция);
- знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
- умение слушать, поощрять, выполнять роль координатора и участника группы сотрудничества.
Место в учебном плане
Курс рассчитан на преподавание в 4 классах начальной школы и предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Планируемые результаты изучения курса.
В процессе изучения курса создаются условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые позволят учащемуся:
- выявлять основные интересные темы по своей презентации – составляющей общего проекта;
- распределять обязанности по проекту в группах;
- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), участвовать в природоохранной деятельности;
- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в городе;
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- правильно и четко формулировать мысли в ясной для собеседника форме и адекватно понимать поступающие к ним текстовые сообщения; обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
- оформлять презентацию на компьютере;
- готовить мультимедийные и текстовые отчеты по результатам выполненной работы.
В курсе внеурочной деятельности каждый учащийся (или группа учащихся) работает со своей скоростью. Синхронизировать эту работу практически невозможно и не нужно. Учитель ориентирует школьников не на скорость выполнения работы, а на качество ее выполнения. Индивидуальный темп работы учащихся не обсуждается и не оценивается.
Те школьники (или группы), которые завершили предусмотренную учителем работу на занятии, получают дополнительное время для обработки полученных материалов, подготовки отчетов на компьютере и т.п. Тщательная отработка способов деятельности важнее, чем объем предъявленного школьникам фактического материала.
Успешность участия в проекте оценивается по нескольким параметрам:
Самостоятельная работа
Внешняя оценка (участие проекта на выставках, различных конкурсах, конференциях)
Внутриклассная оценка (уровень самостоятельности, использование различных умений, навыки работы в группе)
Самооценка (что в проделанной работе стало возможным благодаря сильным сторонам учащегося, и каковы эти стороны, чего хочется добиться в следующей работе, какие качества для этого хотелось бы развить?)
Доклад
Его доступность для аудитории и “формальное” качество:
наглядность, полнота отражения материала, последовательность, стиль изложения.
Конечный продукт: Итоговым результатом работы учащихся служат подготовленные на компьютере отчеты, материалы для публикации, презентации по охраняемым территориям Ленинградской области.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Введение «Родной край – частица родины». | 1 | 1 | 2 |
2 | Нижнесвирский заповедник | 3 | 4 | 7 |
3 | Вепсский лес Региональный Природный парк | 3 | 4 | 7 |
4 | Заказники Ленинградской области | 3 | 5 | 8 |
5 | Памятники природы (по выбору учащихся) | 3 | 4 | 7 |
6 | Итоговое занятие. Презентация проектов | 1 | 2 | 3 |
Итого | 14 | 20 | 34 |
Содержание курса.
Тема 1. Введение «Родной край – частица родины».
Знакомство с предметом «Введение в изучение родного края»: понятие «краеведение», его цели и задачи, связь с другими науками.
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Познакомить с особо охраняемыми территориями Ленинградской области
Практическая работа
Работа с картой: Ленинградская область на карте России. Определение местоположения и границ по карте. Физико-географическое и экономико-географическое положение области.
Видео путешествие по родному краю Фотовыставка
Тема 2. Нижнесвирский заповедник
Понятие «заповедник». Основная задача заповедников.
Изучение географического объекта по плану:
- Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
- Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
- Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
- Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения этих проблем)
Практическая работа
Викторины о растениях, о природе края
Составление буклета по растениям из Красной книги
Создание и защита собственного проекта
Тема 3. Вепсский лес
Региональный Природный парк
Понятие «природный парк». Основная задача парков.
Изучение географического объекта по плану:
- Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
- Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
- Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
- Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения проблем)
Практическая работа
Экскурсия в природный парк.
Создания презентации - представлений по теме
Работа в группах (Географы, биологи, зоологи, экологи)
Тема 4 Заказники Ленинградской области (по выбору учащихся)
Понятие «заказник». Основная задача заказника.
Изучение географического объекта по плану:
- Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
- Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
- Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
- Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения этих проблем)
Практическая работа
Разгадывания кроссвордов и ребусов по теме.
Рисование редких растений и животных
Создания презентации - представлений по теме
Тема 5 Памятники природы (по выбору учащихся)
Понятие «памятник природы». Основная задача памятника природы.
Изучение географического объекта по плану:
- Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
- Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
- Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
- Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения этих проблем)
Практическая работа
Создания презентации - представлений по теме
Конкурс рисунков на тему «Береги природу нашего края».
Тема 6 Итоговое занятие. Презентация проектов
Презентация « Особо охраняемые территории Ленинградской области»
Анализ проведённой годовой работы.
Практическая работа.
Защита и анализ презентаций. Итоговая выставка лучших индивидуальных и коллективных работ.
Использованная литература
● Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» - Самара: Корпорация «Федоров»
● Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» - Самара: Корпорация «Федоров»
● Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
● Мультимедийный учебник «Мир природы»
● Диски: «Космос»
○ «Удивительные растения»
○ «Твои весёлые друзья – зверята»
● А.П.Муранов«В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.
● Д.Аттенборо«В мире животных». – М. 1980.
● Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.
● О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.
● С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М. 1973.
● Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.
● Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.
- Физическая карта России
- Физическая карта Ленинградской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников
Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...
Дополнительная образовательная программа "Проектная деятельность" 1-4 класс
Цель программы:обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем....
Дополнительная общеразвивающая программа "Проектная деятельность" для 2 класса
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2 класса, и является механизмом интеграции,...
социальный проект "Особо охраняемая территория Самарской области - Подвальские террасы"
Подвальские террасы - особо охраняемая территория Самарской области. Это места произрастания редких видов растений, обитания животных, занесённых в Красную Книгу России и Самарской области....
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"
Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молод...
Исследовательская работа "Уточкина падь - особо охраняемая территория"
Исследовательская работа выполнена ученицей " "г" класса, представлена на муниципальном этапе НПК "Первые шаги", удостоена Диплома I степени...