Дополнительная образовательная программа «Проектная деятельность. Особо охраняемые территории Ленинградской области»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Кольцова Юлия Владимировна

Программа призвана дать достаточно полное и целостное представление об особо охраняемых территориях Ленинградской области.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы лежит системно-

деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная  программа

( внеурочная деятельность)

 

«Проектная деятельность. Особо охраняемые территории Ленинградской области»

4 класс

                                                                                 

                                                                                            Автор – составитель

                                                                                          Кольцова Ю.В.

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                               

                                     

   

        

Пояснительная записка.

Программа внеурочной проектной деятельности включает в себя курс « Особо охраняемые территории Ленинградской области»

Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей нашего края  является его природа.

Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Ленинградской области. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников, позволяют заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал по особо охраняемым территориям: сколько всего существует заповедников, природных парков, заказников, памятников природы, чем они известны и как можно внести свой вклад в развитие таких территорий.

Изучая в 3 классе по окружающему миру А.А.Плешакова тему «Эта удивительная природа» мы работали над проектом «Разнообразие природы родного края» у моих учеников возникли вопросы:

«А какие  охраняемые территории находятся  в Ленинградской области? Какие животные и растения в нашей Ленинградской области на грани исчезновения или уже исчезли? Таким образом, из созданной проблемной ситуации у нас возникла тема нашего исследовательского проекта: «Особо охраняемые территории Ленинградской области», так как она занимает большой объем по исследованию мы взяли ее во внеурочную деятельность в 4 классе. Также эта тема дополняет и углубляет знания по окружающему миру А.А.Плешакова 4 класс в  разделе «Родной край часть большой страны»

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территории. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. Проблема воспитания  экологически грамотного человека, понимающего свою ответственность перед окружающим миром, является одной из самых актуальных в современном мире, так как деятельность человека становится всё более опасной для состояния окружающей среды. Только законодательно вопрос  экологической безопасности не решить, нужно ещё и воспитывать экологическую культуру с детства.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с природно-географическим богатством Ленинградской области.

Задачи:

  •  создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и уникальности;
  •  формирование знаний об особо охраняемых территориях Ленинградской области»;
  • пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному             наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
  • учить видеть прекрасное вокруг себя;
  •  овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности;
  •  выявление наиболее актуальных проблем, характерных для среды обитания современного человека;
  • приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
  •  развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности.

Общая характеристика

Программа  призвана  дать  достаточно  полное  и  целостное  представление  об  особо охраняемых территориях Ленинградской области.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.  Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы   лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает  сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.     

Практические,  частично-поисковые  и исследовательские  методы  и  приёмы  организации  учебной  деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся  навыков  работы  со  всевозможными  источниками  краеведческой  информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  рукописными  материалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами,  средствами  телевидения, интернета,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной  литературой.

Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Компьютер на занятиях внеурочной деятельностью - рабочий инструмент учащихся и педагогов. Навыки работы с компьютером формируются и используются для подготовки и оформления результатов работ, выполняемых учащимися на уроках и в ходе домашних заданий.

Основное содержание курса составляют:

- естественнонаучная подготовка,

- компьютерная подготовка,

- знакомство с техникой работы в группе сотрудничества.

Естественнонаучная подготовка включает:

  • знание научной терминологии и ее правильное применение;
  • навыки систематизации полученных данных;
  • оценка достоверности полученных результатов;
  • навыки работы с дополнительной литературой.

Компьютерная подготовка включает:

  • умение работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии, работа с двумя файлами);
  • умение вывести текст на печать;
  • умение пользоваться коллективными архивами на машинном носителе информации;
  • знакомство с графическим процессором и умение подготовить текст к “изданию” в стенной газете или электронном журнале;
  • знакомство с принципами устройства компьютерной сети (локальной и глобальной);
  • знание этикета работы в компьютерной сети.

Знакомство с техникой работы в группе сотрудничества предусматривает:

  • знакомство с формами взаимодействия людей в процессе совместной работы (сотрудничество и конкуренция);
  • знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества;
  • умение слушать, поощрять, выполнять роль координатора и участника группы сотрудничества.

Место в учебном плане

Курс  рассчитан  на  преподавание  в   4  классах  начальной  школы и предусматривает  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю)  в  рамках организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.  

Планируемые результаты изучения курса.

В процессе изучения курса создаются условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые позволят учащемуся:

  • выявлять основные интересные темы по своей презентации – составляющей общего проекта;
  • распределять обязанности по проекту в группах;
  • собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
  • подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), участвовать в природоохранной деятельности;
  • готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в городе;
  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • правильно и четко формулировать мысли в ясной для собеседника форме и адекватно понимать поступающие к ним текстовые сообщения; обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
  • оформлять презентацию на компьютере;

  • готовить мультимедийные и текстовые отчеты по результатам выполненной работы.

В курсе внеурочной деятельности каждый учащийся (или группа учащихся) работает со своей скоростью. Синхронизировать эту работу практически невозможно и не нужно. Учитель ориентирует школьников не на скорость выполнения работы, а на качество ее выполнения. Индивидуальный темп работы учащихся не обсуждается и не оценивается.

Те школьники (или группы), которые завершили предусмотренную учителем работу на занятии, получают дополнительное время для обработки полученных материалов, подготовки отчетов на компьютере и т.п. Тщательная отработка способов деятельности важнее, чем объем предъявленного школьникам фактического материала.

Успешность участия в проекте оценивается по нескольким параметрам:

   Самостоятельная работа

Внешняя оценка (участие проекта на выставках, различных конкурсах, конференциях)

Внутриклассная оценка (уровень самостоятельности, использование различных умений, навыки работы в группе)

Самооценка (что в проделанной работе стало возможным благодаря сильным сторонам учащегося, и каковы эти стороны, чего хочется добиться в следующей работе, какие качества для этого хотелось бы развить?)

    Доклад

Его доступность для аудитории и “формальное” качество:

наглядность, полнота отражения материала, последовательность, стиль изложения.

         

Конечный продукт:     Итоговым результатом работы учащихся служат подготовленные на компьютере отчеты, материалы для публикации, презентации по охраняемым территориям Ленинградской области.

Учебно-тематический план

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Введение «Родной край – частица родины».

1

1

2

2

Нижнесвирский заповедник

3

4

7

3

Вепсский лес        

Региональный Природный парк

3

4

7

4

Заказники Ленинградской области

3

5

8

5

Памятники природы (по выбору учащихся)

3

4

7

6

Итоговое занятие. Презентация проектов

1

2

3

Итого

14

20

34

 

Содержание курса.

Тема 1. Введение «Родной край – частица родины».

Знакомство с предметом «Введение в изучение родного края»: понятие «краеведение», его цели и задачи, связь с другими науками.

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Познакомить с особо охраняемыми территориями Ленинградской области

Практическая  работа

Работа с картой: Ленинградская область на карте России. Определение местоположения и границ по карте. Физико-географическое и экономико-географическое положение области.

Видео путешествие по родному краю   Фотовыставка

Тема 2. Нижнесвирский заповедник

Понятие «заповедник». Основная задача заповедников.

Изучение географического объекта по плану:

  1. Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
  2. Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
  3. Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
  4. Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения этих проблем)

Практическая  работа

Викторины о растениях, о природе края

Составление буклета по растениям из Красной книги

Создание и защита собственного  проекта

Тема 3. Вепсский лес        

Региональный Природный парк

Понятие «природный парк». Основная задача парков.

Изучение географического объекта по плану:

  1. Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
  2. Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
  3. Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
  4. Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения проблем)

Практическая  работа

Экскурсия в природный парк.

Создания презентации -  представлений  по теме

Работа в группах (Географы, биологи, зоологи, экологи)

Тема 4 Заказники Ленинградской области (по выбору учащихся)

Понятие «заказник». Основная задача заказника.

Изучение географического объекта по плану:

  1. Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
  2. Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
  3. Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
  4. Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения этих проблем)

Практическая  работа

Разгадывания кроссвордов и ребусов по теме.

Рисование редких растений и животных

Создания презентации -  представлений  по теме 

Тема 5 Памятники природы (по выбору учащихся)

Понятие «памятник природы». Основная задача памятника природы.

Изучение географического объекта по плану:

  1. Физико-географическая характеристика (Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды)
  2. Растительный мир (Охраняемые растения Ленинградской области, красная книга, категории: исчезающие, редкие виды растений, как сохранить численность растений)
  3. Животный мир (Название основных мест обитания представителей животных на охраняемых территориях Ленинградской области, какие животные обитают, чем питаются, охрана)
  4. Экологические проблемы (Какие проблемы и пути решения этих проблем)

Практическая  работа

Создания презентации -  представлений  по теме 

Конкурс рисунков на тему «Береги природу нашего края».

Тема 6 Итоговое занятие. Презентация проектов

Презентация « Особо охраняемые территории Ленинградской области»

Анализ проведённой годовой работы.

Практическая работа.

Защита и анализ презентаций. Итоговая выставка лучших индивидуальных и коллективных работ.

Использованная литература

● Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» - Самара: Корпорация «Федоров»

● Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» - Самара: Корпорация «Федоров»

● Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»

● Мультимедийный учебник «Мир природы»

● Диски: «Космос»

○ «Удивительные растения»

○ «Твои весёлые друзья – зверята»

● А.П.Муранов«В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.

● Д.Аттенборо«В мире животных».  – М. 1980.

● Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.

● О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.

● С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М.  1973.

● Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.

● Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.

  • Физическая карта России
  • Физическая карта Ленинградской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников

Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Дополнительная образовательная программа "Проектная деятельность" 1-4 класс

Цель программы:обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем....

Дополнительная общеразвивающая программа "Проектная деятельность" для 2 класса

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 2 класса, и является  механизмом  интеграции,...

социальный проект "Особо охраняемая территория Самарской области - Подвальские террасы"

Подвальские террасы - особо охраняемая территория Самарской области. Это места произрастания редких видов растений, обитания животных, занесённых в Красную Книгу России и Самарской области....

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Проектная мастерская"

        Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет раскрыть таланты учащихся, развить их физические и духовные возможности, научить молод...

Исследовательская работа "Уточкина падь - особо охраняемая территория"

Исследовательская работа выполнена ученицей " "г" класса, представлена на муниципальном этапе НПК "Первые шаги", удостоена Диплома I степени...