Урок по литературному чтению "Обобщение по теме "Басни"" (УМК "Планета знаний")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок разработан по УМК "Планета знаний". На уроке используется презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3в  классе

 (УМК «Планета знаний)

Тема: «Обобщение по теме «Басни»

Цели:

  • совершенствовать известные данные, расширить их;
  • совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;
  • активизировать и расширить словарный запас учащихся;
  • обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
  • воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;
  • содействовать воспитанию конкурентно- способной личности;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

        Данные цели ставят перед нами следующие задачи: 

  • раскрыть понятие - басня, как многозначное слово;
  • охарактеризовать структуру басен;
  • выявить особенности басен с точки зрения использования аллегории.

        Тип урока - обобщение.

        Форма урока - урок-презентация.

        Метод урока - исследовательский.

        Оборудование: компьютер, проектор, книги с баснями для выставки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок литературного чтения, урок- обобщение работы, которую мы  выполняли на протяжении 2-х недель. (Слайд 1)

  1. Определение темы, целей урока.

- О чём вам напоминают фамилии, записанные на доске? Что общего между ними? (Эзоп, Л.Толстой,  Жан де Лафонтен,  М.Ю. Ломоносов,  И.А. Крылов, С.Михалков.  Все они писали басни.)

- А теперь посмотрите на выставку книг, доску,  на ваши сборники и скажите, как можно назвать тему урока?

- Да, тема урока: «Обобщение по теме «Басни». (Слайд 2)

- Наша основная цель сегодня – научиться правильно анализировать басни и выделять в них мораль.  (Слайд 3)

  1. Работа по теме урока.

- Мы с вами знаем, что первые  басни были написаны более 3000 лет назад (в VI в. до н. э.), зачем же нам жителям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество баснописцев, читать и любить их  басни? (Ответы детей).

- Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и басни как никогда актуальны.  Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков помогают нам эти произведения.

- А что же такое басня?

(Ответы детей)

- Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:  (Слайд 4)

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря  И.Ожегова)

3. Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

 - Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

 - Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Иносказание.)

- Кто такие баснописцы?

(Ответы детей.)

- Баснописцы - авторы басен, стихотворных или прозаических литературных произведений нравоучительного, сатирического характера.

- Кто же является родоначальником иносказания? Что вы знаете о нем?

(Ответы детей) (Слайд 5)

- Действительно первым баснописцем можно считать Эзопа, который жил в Древней Греции.  Вот как описывали его современники. «С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котёл, курносый, грязный, кожа тёмная, увечный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать». Эзоп  был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью, он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

- Как же до сих пор, называют иносказательную речь?

(Эзопов язык)

- Давайте попробуем разобрать «эзопов язык» в представленных в «Читальном зале»  на с. 76-77. (Слайд 6)

  • Федр «Лягушка и Мышь» (Кто вредит другим, тот сам себя губит)
  • Л.Н.Толстой «Комар и Лев». (Басня обращена против того, кто побеждал великих, а побежден ничтожным)
  • И.А.Крылов «Мышь и Крыса» (В глазах слабовольного и трусливого человека объект его страха может быть раздут до величайших размеров. Важно заметить, что более слабым и трусливым здесь подразумевается вовсе не мышь, а именно крыса. Трус, каким бы ни был он большим, часто выглядит более жалко, чем его сородич меньшего размера. Иван Крылов хотел доказать тем самым, что причина истинной трусости находится в голове, и побороть ее бывает очень сложно.)

- Мораль каких басен напомнила вам случаи из вашей жизни?

- Дома вы подготовили басни, которые вам особенно вам понравились и моралью которых вы хотели бы поделиться с нами. Давайте выслушаем некоторых учеников. (Слайд 7)

 Физминутка. (Слайд 8, 9)

Изобразить действия обезьяны из басни «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

- Многие Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам  И.А. Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. (Слайд 10)

- О Крылове знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь писал: «Поэт и мудрец слились в нём воедино».

 - Почему «поэт и мудрец»?

(Ответы детей)

- Мы с вами знакомились с биографией Ивана Андреевича. Давайте освежим в памяти некоторые моменты его жизни. (Слайд 11)

Тест: «Верные или неверные утверждения»

  • Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года? (Да)
  • Он родился в городе Самаре? (Нет, в Москве)
  • Его семья жила бедно? (Да)
  • Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. (Да)
  • Он работал продавцом. (Нет , сначала канцеляристом )

- Крылов выучил несколько языков. (Да, великолепно знал французский, итальянский и немецкий языки. Позднее выучил древнегреческий. Изучал английский язык.  )

  • Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками? (

Да. Ты всё пела? Это дело… (так поди же попляши!)

  • Кукушка хвалит петуха… (за то, что хвалит он Кукушку)
  •  Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
  • А ларчик просто… (открывался)
  •  У сильного всегда… (бессильный виноват)
  • А Васька слушает… (да ест)
  • Слона-то я и… (не приметил)
  • Ай, Моська! Знать она…  (сильна, коль лает  на слона!)
  • В первой книге Крылова  были рассказы. (Нет басни)
  • Первую басню Иван Андреевич написал в 20 лет? (Нет. В 40 лет)

- Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Родившись  в семье бедного дворянина,  после смерти отца, жил со своей матерью в глубокой нищете. Самое большое наследство, доставшееся ему от отца, был солдатский сундучок с книгами.

        Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Действительно его  первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.

- Я хочу вам представить еще одну басню Ивана Андреевича «Квартет» и выделить ее мораль. Читает народный артист Российской Федерации Валентин Гафт (2, 5 мин.)  (Слайд 12)

- Мы познакомились со многими баснями Ивана Андреевича, и сейчас я предлагаю вспомнить названия басен по небольшим отрывкам. (Слайд 13)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

(«Лебедь, Рак да Щука») (Слайд 14)

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

(«Ворона и Лисица») (Слайд 15)

Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

(«Лисица и виноград») (Слайд 16)

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

(«Стрекоза и муравей») (Слайд 17)

«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

(«Зеркало и Обезьяна»). (Слайд 18)

- Ну что ж, молодцы! Ну а я предлагаю выполнить следующее задание, которое называется  «Герои «перемешались». Определите, из каких они басен? (Учащимся предлагается прослушать басню, составленную из отрывков 2-х известных басен).

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

- Беспорно, что Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.

Большую часть жизни Крылов провел в Санкт-Петербурге. Там же он и умер в 1844 году.

В этом городе есть так называемый Летний сад. (Слайд 19)Это любимое место прогулок Ивана Андреевича, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен. Поэтому именно в Летнем саду и был поставлен памятник Крылову, который создан Петром Карловичем Клодтом на частные пожертвования. (Слайд 20)

- Как понимаете слова “на частные пожертвования”?

Скульптор Петр Карлович Клодт решил украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен. (Слайд 21)

Отнесся он к этому делу очень серьезно. Вот как все это происходило. Он  добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада (зоопарка) в Петербурге в те годы ещё не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами. Царские охотники подарили скульптору волка. Волк спал вместе с собаками и даже не пробовал никого укусить. Гостей он встречал протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, который тоже позировал.

 Из Новгородской области Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму.

Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Всё это разношёрстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козёл, которого приводила старушка, жившая неподалёку. У дверей мастерской козёл начинал отчаянно упираться – его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую – ей очень хотелось увидеть своего козлика на пьедестале памятника. Герои 36 басен изображены на барельефе.

- Ребята, подумайте. Мы живем в XXI веке. Но и по сей день возле памятника И. А. Крылову собираются люди, лежат цветы. Почему?

- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

- Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова “…книгой мудрости самого народа”.

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!

-  Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное юбилею Ивана Андреевича Крылова.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни “Букварь” постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

4.Итог. Какие же человеческие пороки высмеивают басни?

лесть

ложь

глупость

лень

безнравственность

невежество

хвастовство

- Басни не только высмеивают, но и учат. Чему?

дружбе

трудолюбию

усердию

честности

доброте

отзывчивости

благородству

благодарности

добывать знания

- Урок понравился?

- Чем запомнился урок?

- Нужно изучать басни?

- Что интересного узнали на уроке?

Д.з. Попробуйте дома сами сочинить басню.

Оценки за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Обобщение знаний. Н.Н.Носов" 2 класс

Цели. Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н. Носова; развивать речь, мышление, интерес к чтению, умение работать в группе; фор¬мировать выразительное, осознанное чтение. Подготовительная...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Уроки по литературному чтению 1 класс (Планета Знаний)

Представлены конспекты и презентации к урокам по литературному чтению 1 класс УМК "Планета Знаний"...

Урок по литературному чтению, 1 класс " Планета Знаний"

Тема: Звуки [с],[с']. Буква С. Цель урока:Создать условия для закрепления знаний о  звуках [с], [с']  и букве с;умения  соотносить звуки с буквой; формирования  умения выпо...

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....