Программа по окружающему миру 1 класс система Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу Окружающий мир Л.В.Занкова в 1 классе. Переработанная в соответствиями с требованиями ФГОС. Основой для проектирования данной рабочей программы явились:
1. Основная образовательная программа начального общего образования СГОАН, утвержденная приказами ректора №443-к от 27.08.2013 года, №318-к от 26.08.2015 года;
2. Авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.– Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.-224 с.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass_polyakova_va_2016.docx | 77.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю: Декан ФОО | Проверено: специалист по учебно-методической работе
| Рассмотрено на заседании кафедры Начального образования протокол №1 от 26.08.2016 |
А.Л. Вышкин | И.А.Горшенева | Зав. кафедрой Л.Е.Ненашева |
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Класс: 1 «А», «Б», «В», «Г», «Д»
Учебный год: 2016 - 2017
Разработала:
Полякова Виктория Александровна,
преподаватель кафедры биологии
2016 год
Основой для проектирования данной рабочей программы явились:
- Основная образовательная программа начального общего образования СГОАН, утвержденная приказами ректора №443-к от 27.08.2013 года, №318-к от 26.08.2015 года;
- Авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.– Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.-224 с.).
- Содержание учебного предмета
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село),страна Россия, столица Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа- источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (15 часов) Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце-звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух- условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет,форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы)растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Из истории Земли (13 часов) Человек и природа
Ознакомление с глобусом - моделью
Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (12 часов) Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди- собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных. Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Мы – часть окружающего мира (19 часов) Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация -страна, где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
II. Тематический план
№ урока | Наименование темы, раздела | Основные характеристики деятельности обучающихся | УУД |
1.Окружающий мир: природа, общество, труд . – 7 часов | |||
1 | Где мы живем. Школа | Ориентируются в учебнике. Работают с рисунком, ориентируются я на странице. Узнают объекты, представленные на рисунке, понимают заданный вопрос, развивают умение ответить на него в устной форме. Воспринимают первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей, природа, объекты природы, предметы, сделанные человеком). Знакомятся с нормами поведения в школе, в общественных местах. Проводят несложное наблюдение под руководством учителя. Страна - Россия. Столица- Москва. Республика. Город. Ознакомление с расположением кабинетов, классов, столовой, залов. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями | Регулятивные УУД: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи - сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; – вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала Познавательные УУД: – знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами); – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком Коммуникативные УУД: - сотрудничать со взрослыми Личностные УУД: – интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. – представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности; – развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций. |
2 | Безопасный маршрут от дома к школе | Проводят несложное наблюдение под руководством учителя. Составляют рассказ по своим наблюдениям за окружающим миром. (наблюдения по дороге домой), различают формы поведения, которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах. Понимают необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения Формулируют правила поведения на дороге и улице. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие Познавательный УУД: – знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами); – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Умение находить безопасный путь Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения– сохранять учебную задачу. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: - договариваться, приходить к общему решению |
3 | Окружающий мир. Природные объекты и объекты, сделанные человеком. | Различают объекты природы и предметы, сделанные человеком. Узнают времена года и их очевидные (внешние) признаки. Природа и вещи, сделанные человеком. Узнают понятия «окружающий мир», «объекты природы», «объекты, сделанные человеком». Описывают на основе предложенного плана изученные объекты. | Познавательный УУД: Умение называть окружающие предметы и их признаки Регулятивные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
4 | Труд людей. | Понимают значение труда в жизни человека. Осознают взаимозависимость людей разных профессий Профессии родителей. Правила вежливого обращения | Познавательный УУД: Умение понимать значения профессий для общества . Регулятивные УУД: – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; Коммуникативные УУД: – иметь представления о правилах общения в школе, в классе; – адекватно реагировать на обращение учителей. |
5 | Природа осенью. (экскурсия) | Называют и описывают объекты природы. Сравнивают объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдают за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливают различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам Пересказывают и понимают тексты о природе. | Познавательный УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки. Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно Коммуникативные УУД: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос |
6 | Природа и ее изменчивость | Работают над понятиями «природа», «окружающий мир». Изменения в природе, названия сезонов. Наблюдение за происходящим в природе изменениями. Осенние изменения в живой и неживой природе, основные части растений Называют основные особенности каждого времени года. Описывают на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; следуют инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений, правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала Познавательные УУД: -ориентироваться в знаках, символах и приложениях, используемых в учебнике; осуществлять анализ нарисованных объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, применять на практике основное правило проведения наблюдеений в природе – поиска изменений в природе. Коммуникативные УУД: -выражать в речи результаты сравнительного анализа рисунков; составлять краткое описание какого-либо объекта природы на основе имеющихся представлений; выражать в речи свои затруднения и использовать помощь учителя или одноклассников. |
7 | Природа – первый «учебник» человека | Выполняют практическую работу на местности или в классе. Развивают навыки ориентирования. Понятия: лево-право, Далеко-близко, около, под, высоко-низко и т. д. Различают (узнают) изученные объекты и явления живой и неживой природы. Проводят несложные наблюдения; следуют инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений. Различают основные виды деревьев | Регулятивные УУД: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Познавательные УУД: -понимать знаки, символы, приведенные в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы Коммуникативные УУД: - использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания. |
2. Природа – 15 часов | |||
8 | Неживая природа. Вселенная или космос. | Формируют представления о значении Солнца для жизни на Земле. Подводят анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна,) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты, звезда). Солнечная система. Звезды, планеты, спутники. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна – спутник. Воспринимают относительность величины предметов в зависимости от расстояния, проводят несложные наблюдения и постановки опытов. Используют простейшее оборудование. Следуют инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. | Познавательный УУД: Умение наблюдать сезонные изменения в природе Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. |
9 | Земля как планета | Получают представление о связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Демонстрируют эти движения на моделях. Имеют представление об условиях жизни на Земле. Место Земли в Солнечной системе. Свет и тепло, получаемые от Солнца. Движение Земли. Год. Сутки: день, ночь | Познавательный УУД: – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); Регулятивные УУД: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. |
10 | Значение воды на Земле | Изучают. Вода пресная и соленая. Вода - условие для жизни. Значение воды ознакомиться с диаграммой соотношения на Земле суши и воды. Формулируют выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. -определяют внешние свойства воды, понимают ее необходимость для жизни на планете. Измеряют температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризуют свойства воды, круговорот воды в природе. | Познавательный УУД: – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; Регулятивные УУД: – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
11 | Значение воздуха на Земле | Изучают. Воздух – условие для жизни. Ветер. Значение воздуха. Получают представления о воздухе, значении его для жизни на Земле. Группируют (классифицируют) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводят примеры веществ, описывают их. Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризуют свойства воздуха. Наблюдают погоду самостоятельно и в группах и описывают её состояние. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; Умение сравнивать и формировать вывод об условиях, необходимых для жизни на Земле. Регулятивные УУД: – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
12 | Разнообразие природы Земли. | Изучают. Условия, необходимые для жизни на Земле (тепло, вода, воздух). Разнообразие растений и животных Формируют представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Описывают животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрацию | Познавательный УУД: анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. |
13 | Неживая и живая природа. (экскурсия) | Окружающий мир. Природа живая и неживая. Признаки, присущие объектам живой природы. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют признаки, присущие объектам живой природы. Наблюдают простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризуют свойства изученных полезных ископаемых. Различают изученные полезные ископаемые. Описывают их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). | Познавательный УУД: – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. |
14 | Живая природа. Царство живой природы | Знакомятся с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формируют понятие «животное». Описывают и сравнивать животных, приводить примеры различных видов животных. | Познавательный УУД: анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: формулировать собственную точку зрения и позицию; |
15 | Растения | Знать научное понятие «растение». Определять основные части растений и их существенные признаки. Знать редкие виды растений. Сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризуют их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивают растения в группе (из семян, побегов, листа). Различают съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывают о роли грибов в природе и жизни людей. Разнообразие растений, виды растений, их строение | Познавательный УУД: Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя. Классифицировать объекты по заданным учителем основаниям. – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. |
16 | Зависимость растений от природных условий | Узнают существенные признаки деревьев, кустарников, трав. Проводят простейшую классификацию изученных объектов природы. | Познавательный УУД: Умение сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком Регулятивные УУД – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
17 | Растения и человек | Человек - часть природы. Узнают объекты живой природы, знают о ее разнообразии, изменчивости, о зависимости от неживой природы. Умеют приводить примеры представителей животного и растительного мира. Называют по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты. Приводят примеры хвойных и цветковых растений, выделяют их различия (на примере своей местности). Определяют части цветкового растения. Сравнивают и различают деревья, кустарники и травы. Характеризуют условия, необходимые для жизни растений. Рассказывают о роли растений в природе и жизни людей. | Познавательный УУД: на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
18 | Животные | Знакомятся с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Определяют характер взаимоотношений человека с природой, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека | Познавательный УУД: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
19 | Разнообразие растений и животных (Экскурсия в музей краеведения) | Разнообразие строения, среда обитания. Наблюдения за птицами на кормушках. Различают растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризуют особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). | Познавательный УУД: – Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
20 | Воздействие человека на природу. Природа и человек | Продолжают работать с объектами окружающего мира. Человек - часть природы. Определяют характер взаимоотношений человека с природой, находят примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Анализируют примеры использования человеком богатств природы. Обсуждают в группах и объясняют правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивают конкретные примеры поведения в природе. | Познавательный УУД: Осознавать ценность природы; выполнять правила безопасного поведения в природе. Формировать поведение и разумное использование природных богатств. Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить ответы в сотрудничестве с учителем, Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
21 | Земная поверхность | Продолжают работать с объектами окружающего мира. .Определяют характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты. Используют на практике основные правила познания окружающего мира -обобщают объекты окружающего мира. | Познавательный УУД: – Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии Осознавать ценность природы; выполнять правила безопасного поведения в природе. Формировать поведение и разумное использование природных богатств. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
22 | Труд человека | Понимают необходимость труда. Знания, изобретения, их значение в жизни человека. -осознают ценность труда человека. -имеют представление о том, как изменял человек орудия труда. -узнают названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются | Познавательный УУД: использовать на практике основные правила познания окружающего мира -использовать собственный опыт, приобретенный в практической деятельности. -уметь делать выводы на основе результатов опыта -формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
23 | Обобщение изученного; проверь себя. | Повторяют изученный материал обобщают объекты окружающего мира. | Познавательный УУД: Развитие умения высказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
Из истории Земли -13 часов | |||
24 | Модель и изображение Земли. | Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюса. Материки. Океаны Работают с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. -приобретают общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков. -находят на глобусе и карте Северный и Южный полюса, экватор, материки и океаны | Познавательный УУД: Умение сравнивать и сопоставлять научные сведения с результатами наблюдений. Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. Коммуникативные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
25 | Глобус – модель Земли | Ознакомление с глобусом. Форма Земли. Экватор. Полюса. Материки. Океаны Сравнивают и различают день и ночь, времена года. Объясняют (характеризуют) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи времён года. | Познавательный УУД: Умение сравнивать и различать объекты. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы Коммуникативные УУД: Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
26 | Географическая карта | Ознакомление с картами: карта полушарий (Восточное и Западное полушария), карта России, карта родного края. Материки, океаны Ориентируются на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Различают разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находят на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Моделируют формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивают и различают разные формы водоёмов. Находят на физической карте России разные водоёмы и определяют их названия. Характеризуют (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. - работают с картой: читают условные знаки (обозначение населенных пунктов, очертаний материков, использование синего и желтого цвета для обозначения воды и суши | Познавательный УУД: Умение сравнивать и формировать вывод об условиях, необходимых для жизни на Земле и их условные обозначения на карте. Регулятивные УУД: Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. Коммуникативные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
27 | Азбука географии | Выполняют практическую работу. Ознакомление с географическими знаками,окраской объектов географической карты. | Познавательный УУД: Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. – формулировать собственную точку зрения и позицию; |
28 | Тепловые пояса Земли. | Путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий Земли. Неравномерное нагревание. Солнцем земной поверхности. Изучают неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализируют и сравнивают рисунки. Знакомятся с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени; - используют текст для поиска необходимой информации. - слушают и формулируют ответ на заданный вопрос. | Познавательный УУД: Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей Регулятивные УУД: Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. Коммуникативные УУД: Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
29 | Облик Земли постоянно меняется | Изучают изменения в неживой природе Земли. Пангея. Материки. Мировой океан. Описывают наблюдаемые объекты природы, выделяют их существенные признаки. | Познавательный УУД: Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей. слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. -строить собственные высказывания. -различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках -ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее. Регулятивные УУД: Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике Коммуникативные УУД: Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
30 | История одной местности | Работают с готовыми моделями (глобус, карта ознакомиться с изменениями, происходившими в природе Земли. Учатся ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
31 | Так или не так? Проверьте себя. | Повторяют изученный материала | Познавательный УУД: – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
32 | Место и время | Работают с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария. Строят собственные высказывания. -различают достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках -ориентируются во времени: прошлое, настоящее, будущее. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
33 | Как открывали новые земли. | Работают с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария | Познавательный УУД: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
34 | Появление и развитие жизни на Земле | Изучают. Условия, необходимые для жизни на Земле. Животные океана. Животные и растения суши. Динозавры. Демонстрируют знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). -представляют и описывают древних животных по рисункам -выявляют сходства и различия древних и современных животных по рисунку. -развивают способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. | Познавательный УУД: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
35 | Древние растения и животные | Изучают. Изменения в природе Земли. Гибель динозавров и появление птиц, млекопитающих приводят 2–3 примера древних животных | Познавательный УУД: Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Регулятивные УУД: Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. Коммуникативные УУД: Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
36 | Современные растения и животные | Развивают наблюдательность и умения сравнивать | Познавательный УУД: Умение различать изученные объекты по названным признакам Регулятивные УУД: Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные УУД: Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
37 | Древняя и современная природа Земли | Сравнивают. Древняя и современная природа. Появление живой природы и ее разнообразие. – описывают наблюдаемые объекты природы, выделяют их существенные признаки. Выявляют сходства и различия древних и современных животных по рисунку. -развивают способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. –устанавливают связи между изменениями, происходящими с животными, и изменением природных условий (появление шерсти, уменьшение или увеличение размеров, смена питания). | Познавательный УУД: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
Становление человека – 12 часов | |||
38 | Растительноядные и хищные животные | Изучают. Особенности строения и питания растительноядных (травоядных) и хищных животных. Формулируют выводы на основе анализа иллюстраций учебника. -различают животных по типу питания. -приводят примеры хищных и растительноядных животных. -выделяют во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. оперируют новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные» -используют иллюстративный определитель животных и растений | Познавательный УУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.Регулятивные УУД: Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
39 | Становление человека | Изучают. Этапы зарождения жизни на Земле. Растительноядный предок человека. Имеют представление о жизни растительноядного предка человека | Познавательный УУД: Умение устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников Коммуникативные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
40 | Предки человека | Изучают. Особенности строения и питания. Сравнивают древнего предка человека с человекоподобными обезьянами. | Познавательный УУД: Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Регулятивные УУД: Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. Коммуникативные УУД: Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
41 | Человек становится охотником | Изучают. Коллективная охота. Изобретение орудий для труда и оружия для охоты Причины, повлиявшие на изменение облика древнего человека. Человек- охотник, кочевник и земледелец. -анализируют совершенствование орудий труда. -различают понятия «орудие» и «оружие». -слушают и формулируют ответы на поставленные вопросы, участвуют в обсуждениях. -понимают зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни. | Познавательный УУД: Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей Регулятивные УУД: Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию Коммуникативные УУД: Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
42 | Человек прямоходящий. Орудия труда (экскурсия в музей краеведения) | Изучают. Овладение огнем. Строительство дома. Одежда из растений и шкур. Орудия труда. Анализируют образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). Соотносят древние орудия труда с современными. Получат представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда
| Познавательный УУД: – проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
43 | Человек прямоходящий. Орудия труда (экскурсия в музей краеведения) | Изучают. Род. Племя. Общение внутри племени.Получают общее представление о родовом строе. Извлекают информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). Имеют представление о зарождении разных видов искусства. | Познавательный УУД: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
44 | Родовой строй | Изучают. Домашние животные. Причины, побудившие человека заняться одомашниванием разных животных. | Познавательный УУД: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
45 | Одомашнивание животных | Изучают. Этапы развития человека. Окультуривание растений | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
46 | Домашние животные и их дикие предки | Жилище, занятия сельским хозяйством, организация жизни (род, племя). узнают основные правила обращения с домашними животными. | Познавательный УУД: – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
47 | Начало оседлой жизни. | Знакомятся с науками: археологией, палеонтологией | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
48 | Земля рассказывает о себе | Повторяют изученный материал. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
49 | Проверьте себя | Изучают особенности строения и питания растительноядных (травоядных) и хищных животных. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
Мы – часть окружающего мира -19 часов | |||
50 | Кто такие «мы» | Мы - часть окружающего мира. Человек разумный, обладающий знаниями, создающий разные вещи. Формируют понимание, что человек – часть окружающего мира, что он – член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом,делают вывод о правах и обязанностях ребенка в семье | Познавательный УУД: -оценивать и оспринимать результат своей работы:-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
51 | Мы разные по возрасту и по внешнему виду | Выявляют влияние природных условий на образ жизни людей. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
52 | Мы живем в разных природных условиях | Изучают приспособленность людей к жизни в разных природных условиях | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
53 | Люди живут в разных странах | Изучают часовые пояса и Гринвичский меридиан. Соотносят информацию на рисунке с картой. Понимают существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
54 | Обычаи разных народов (экскурсия в национальную деревню) | Знакомятся с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством. Устанавливают причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей. | Познавательный УУД: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости. |
55 | Мы живем в разное время суток | Вращение Земли вокруг оси. Знакомство с изменением времени суток на территории России. Учатся из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам. Определяют время по часам (целый час). -получают представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле -Активизируют понятия: «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные». Получают представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле | Познавательный УУД: уметь из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять смысловое восприятие познавательного текста; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения; Регулятивные УУД: – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
56 | Мы заняты разным делом | Знакомятся с профессиями. Оценивают черты характера человека, необходимые для разных профессий (общее и особенное). Устанавливают связь деятельности человека и природы. | Познавательный УУД: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; Регулятивные УУД: – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
57 | Охрана окружающей среды | Формулируют правила охраны окружающей среды. Соблюдают правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; | Познавательный УУД: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по за_ данному признаку). Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
58 | «Россия – любимая наша страна» | Рассматривают местоположение на глобусе, карте. Осознают себя гражданином Российской Федерации. -испытывают чувство гордости за свою великую Родину. высказывают свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности. | Познавательный УУД: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; Регулятивные УУД: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, Коммуникативные УУД: – допускать существование различных точек зрения;– договариваться, приходить к общему решению;– использовать в общении правила |
59 | Транспорт и связь. (экскурсия) | Изучают: Виды транспорта и связи. Знакомятся с различными транспортными средствами. | Познавательный УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;– анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; Регулятивные УУД: – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению;– использовать в общении правила вежливости. |
60 | Что вы знаете о своей стране | Изучают: События в современной России. Определяют на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Рассматривают символы государства: называют государство, столицу, флаг, герб, имеют представление о гимне. -узнают название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. высказывают свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности, -осознают себя гражданином Российской Федерации. -испытывают чувство гордости за свою великую Родину. | Познавательный УУД: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;– понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по за_ данному признаку). – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять смысловое восприятие познавательного текста; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные УУД: – допускать существование различных точек зрения;– договариваться, приходить к общему решению;– использовать в общении правила |
61 | Как жили наши предки. | Изучают Древнерусское государство. Различают прошлое и настоящее | Познавательный УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;– анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; |
62 | Жизнь современного человек (экскурсия) | Отвечают на вопрос:Что может рассказать иллюстрация? (Быт, труд, культура, охрана границ) | Познавательный УУД: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по данному признаку). Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные УУД: – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать |
63 | Законы современной жизни | Изучают правила поведения в обществе. Правила здорового образа жизни. | Познавательный УУД: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - оценивать результат приобретенных умений и знаний; – соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; – описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. |
64 | Проверь себя. Обобщающий урок. | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивают равильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами. | Регулятивные УУД: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми |
65 | Итоговый контрольный тест. | Применяют полученные знания и умения на уроках и в жизни; выполняют задания итогового контрольного теста. | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми |
66 | Заключительный урок. | Обсуждают результаты итоговых работ, Оценивают свои знания в соответствии с набранными баллами. Отмечают успехи одноклассников, знакомятся с учебным планом по предмету на следующий учебный год. | Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,- осуществлять расширенный поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;- извлекать информацию, представленную в разных формах, в том числе с помощью ИКТ (текст, таблица, схема, экспонат, модель, диаграмма, график, иллюстрация, интерактивная модель); - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; - участвовать в работе группы, распределять роли, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);- учитывать разные мнения . |
III. Планируемые результаты учебного предмета
Обучающийся научится:
– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
– различать и называть основные части растений;
– узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
– использовать иллюстративный определитель растений и животных.
– различать прошлое, настоящее и будущее;
– определять родственные связи в семье;
– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
– принимать участие в работе парами и группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости.
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– иметь представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России
– Москву, свой регион и его главный город.
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
– умению смыслового восприятия познавательного текста;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
–иметь представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– иметь представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"
Сценарий урока написан в рамках технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."
Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"
В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...