«Проектная деятельность как способ развития универсальных учебных действий.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Проектная деятельность как способ развития универсальных учебных действий.
«Использование ИКТ технологий в проектной деятельности младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО».
Урок окружающего мира.
Тема: Проект «Экосистема леса Саратовской области»
Цели:
- Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
- Учить детей устанавливать закономерности в природе.
- Формировать у детей экологическую культуру.
- Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение.
- Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.
- Развивать умение работать в группе.
- Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.
- Воспитывать любовь к природе, любовь к родному краю, аккуратность в выполнении работ.
Задачи:
- закрепить знания об экосистемах озера, болота, луга, леса;
- развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение; развитие умения работать в группах.
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, растениям, заботу о природе.
Оборудование:
- Компьютерная презентация "Экосистема леса".
- Плакаты с опорными словами: тема урока "Экосистема леса"; лес; экосистема; "производители" - растения; "потребители" - животные; разрушители - жуки, черви, грибы, микробы; цепи питания; круговорот веществ;
- Три конверта с фотографиями (картинками) представителей трех "профессий" экосистемы леса
- Кроссворды с заданиями
- Фильм об изготовлении бумаги.
- Лист самооценки учащегося.
- Компьютерная газета "Вести из лесного дома".
Содержание:
1. Актуализация знаний (звучит музыка Гимн Саратовской области )
(слайд 1)
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
-О чём это стихотворение?
Учащиеся: Это стихотворение о родном крае, месте, где мы родились
Учитель:
-Все мы любим свою землю, природу, а особенно, тот край, в котором родились. Какой Юбилей отмечает наша область в этом году?
Учащиеся:
Нашей области в 2016 году исполнилось 80 лет.
Слайд 2 (карта Саратовской области)
Учитель:
Какова особенность нашего края?
Учащиеся:
1 группа
Учащиеся: Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе 3 природно-климатические зоны: лесостепь, степь, полупустыня.
Учащиеся: Большая часть области (80% территории) расположена в степной зоне.
Учащиеся: Естественные леса и лесопосадки занимают 5,5 процента территории области.
2 группа
Учащиеся: Леса занимают 5% территории и расположены в основном на северо-восточном побережье, а также в поймах рек. Поймой реки называют территорию реки, которую она заливает в это время половодья.
3 группа
Учащиеся : Есть леса, охраняемые государством.
Учащиеся: Хвалынский национальный парк, Саратовский заказник, Дьяковский лес, Арзянский бор.
Учитель:
Я предлагаю сегодня поучаствовать в создании проекта
О какой экосистеме мы будет проект?
Учащиеся:
Мы предполагаем, что проект будет об экосистеме леса, болото, луг, озеро
Учитель: проверьте свои предположения. Разгадайте кроссворд
Слайд 3 кроссворд ключевое слово лес.
Учащиеся разгадывают кроссворд
Учитель:
Определите тему проекта
Учащиеся: Экосистема леса Саратовской области (Вывешиваю тему)
Учитель:
Спланируйте работу над проектом
- Планирование
Учащиеся:
Повторяем то, что знаем
Повторить, что называется экосистемой
Какой процесс происходит внутри экосистемы?
Какие "профессии" участвуют в круговороте веществ?
Работа над проектом
- Узнать, выяснить какие представители разных «профессий» обитают в лесах Саратовской области.
- Выяснить, как человек может сохранить экосистему леса, можем ли мы быть участниками этого процесса?
- Представить итоги своей работы
Повторение изученного материала
Учитель:
Соедините карточки так, чтобы высказывания стали верными
1 группа
Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ
2 группа
Круговорот веществ – это цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.
3 группа
Цепи питания – цепочки из поедающих друг друга живых организмов.
Обобщение:
В экосистеме существуют представители разных «профессий»: Производители, потребители и разрушители
Учитель:
Молодцы! Давайте вспомним, что может произойти с течением времени с этими экосистемами?
Учащиеся: незамкнутый круговорот веществ в природе, приводит к смене экосистемы.
Учащиеся составляют цепочку перехода экосистем
Озеро болото, луг, лес
Слайд 3
- Групповая работа
Составление проекта «Экосистема леса Саратовской области»
1 группа – проект плакат
Проект с презентацией
2 группа презентацию проекта
Используют программу Power Point
3 группа проект слайд шоу
- Защита проектов
Выступление групп с подведением итогов
1 группа
Учащиеся:
Работая над проектом, мы выяснили, что в экосистеме леса Саратовской области из представителей «профессии» производителей встречаются разнообразные растения. Самые лесные районы области: Балтайский (21,7%), Вольский (20,7%), Воскресенский (16,5%), Базарно-Карабулакский (16,4%). В Заволжье лесов практически нет.
Учащиеся:
Преобладающей породой в лесах является дуб (36,8%). Мягколиственные породы (береза, липа, осина) занимают 14,6% от площади лесов, хвойные породы (лиственница, сосна) - 6,7%.
Учащиеся:
Видовой состав леса разнообразен. Леса области многоярусны. Светолюбивые береза, дуб, липа, осина, клен составляют их основу - первый верхний ярус. Второй ярус более теневыносливый - рябина, черемуха, боярышник, дикие груши и яблони. Подлесок состоит из лещины, крушины, калины, бересклета, шиповника. Под пологом деревьев и кустарников стелются травы, мхи, папоротники.
Учащиеся: Можно сказать, что растительный мир лесов Саратовской области очень богат
2 группа Потребители
Учащиеся:
Мы узнали, что животный мир области значительно изменился за последние несколько десятилетий. Фауна обогатилась несколькими ценными промысловыми видами (кабан, сибирская косуля, ондатра, енотовидная собака, пятнистый олень, бобр и др.). Другие виды стали редкими и требуют неотложных мер для их сохранения. Фауна млекопитающих и птиц обогатилась новыми видами, а пресмыкающихся и земноводных - наоборот сократилась. Редкими можно назвать 23 вида млекопитающих, 32 вида птиц, пресмыкающихся и земноводных - 7 и 4 вида. В наиболее угрожающем положении находятся пресмыкающиеся и земноводные.
Учащиеся:
Признанным красавцем леса считается лось — великан с ветвистыми рогами на горбоносой мощной голове. Лоси водятся в лесах Аркадакского, Турковского, Хвалынского, Вольского, Базарнокарабулакского районов, в поймах Волги, Медведицы, Хопра и в Заволжье.
Непуганые, они не боятся человека и порой заходят к фермам полакомиться сеном, появляются даже у окраин Саратова.
Хорошо прижились завезенные в леса по Медведице заяц-беляк, благородный олень, косуля. По рекам Большому Иргизу и Большому Камелику ради ценного меха разводят ондатру.
В лесах Правобережья встречаются куница, горностай, крот, заяц-беляк, соня лесная и соня-полчок.
Учащиеся:
Водятся у нас глухари и тетерева — крупные и красивые лесные птицы. Их не так много в лесах Правобережья. Это оседлые птицы, на зиму они не улетают. Глухарь, крупная сильная птица, держится в сумрачных местах леса, около болотистых низин, а тетерев любит березовые рощи, где лакомится почками берез.
Очень красив лесной кулик — вальдшнеп. Из пернатых хищников обитают черный коршун, ушастая сова, болотная сова и филин.
Учащиеся: Мы можем сказать, что животный мир области тоже очень разнообразен
3 группа Разрушители
Учащиеся:
В ходе поиска информации мы отметили, что её практически нет. Мы создали слайды с изображением тех представителей «профессии» мусорщиков, которые по нашим наблюдениям обитают в лесах Саратовской области.
- Показ ролика фильма Производство бумаги.
Учитель: Как вы думаете, влияет ли человек на экосистему леса?
Учащиеся:
Люди, отдыхая в лесу, часто оставляют после себя мусор, для разведения костров рубят деревья, Очень опасны лесные пожары в засушливое лето, занимаются браконьерством
Учитель :
К величайшему сожалению, экосистемы Саратовской области, особенно в Заволжье, разрушены как ни в какой другой области
Учитель:
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и подумать, что ещё является причиной гибели лесов.
Просмотр видеоролика
Учащиеся: Ещё леса исчезают из – за вырубки. Из ролика мы узнали, что для изготовления бумаги необходима древесина.
Учитель:
Можете ли вы – дети, помочь сохранить леса?
Учащиеся: Мы собирали макулатуру. Это вторичное сырьё поможет в производстве новых бумажных изделий. Используя вторичное сырьё, мы сохраняем леса, таким образом, мы вносим посильный вклад в сохранение экосистемы леса
Учитель:
По итогам этой акции наш класс занял 2 место и награждён грамотой.
Обобщение:
Учащиеся: Необдуманное использование лесов человеком приводит к нарушению экосистемы. В результате происходит экологическая катастрофа, леса гибнут. Человек, перегрузив, естественные экосистемы, разрушил механизм регулируемых потоков веществ и энергии, происходящих в окружающие среде. Чтобы сохранить лес нужно выполнять правила поведения в лесу, использовать лесные богатства рационально, сажать деревья
- Обобщение. Подведение итогов проектной работы
Учитель:
Что интересного вы сегодня для себя открыли?
Чему вы учились?
Что будет результатом вашей работы над проектом?
Учащиеся: Из нашего материала можно создать электронную газету и разместить на сайте нашей школы. Можно принять участие в дистанционном конкурсе и опубликовать в интернете, можно выступить перед учащимися 3 – 4 классов нашей школы.
Учитель
Спасибо за работу оцените её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Моя работа посвящена проблеме использования проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Моя работа посвящена проблеме использования проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе...
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»
Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....