Проект "Откуда берётся пыль?"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Марфюк Наталья Васильевна

Каждому знакомо необыкновенное чувство "лёгкости" дыхания солнечным утром в лесу: то, что мы называем "свежий" воздух. Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Пыль, клещи, бактерии, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим. Школьные годы – это большой отрезок жизни человека. Каков же воздух в нашей школе, и как пыль влияет на здоровье школьников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная работа32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Койгородок

(МБОУ «СОШ» с.Койгородок)

Проект

«Откуда берётся пыль?»

                                     Работу выполнила:

                                                                    Дерксен Эвелина, учащаяся 4б класса,

                                           руководитель Марфюк

                                        Наталья Васильевна,

                                                   учитель начальных классов

с.Койгородок

2017

Актуальность  темы

Каждому знакомо необыкновенное чувство "лёгкости" дыхания солнечным утром в лесу: то, что мы называем "свежий" воздух. Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Пыль, клещи, бактерии, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим. Школьные годы – это большой отрезок жизни человека. Каков же воздух в нашей школе, и как пыль влияет на здоровье школьников?

Проблема

Меня  заинтересовал вопрос: насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в школе стал чище?  Учёные установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха. Поэтому понятна актуальность выбранной  темы.

Цель работы

Определить от чего зависит уровень запылённости помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- узнать, что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;

- узнать, как образуется пыль в помещениях (мини-исследование);

- рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников (анкетирование);

- познакомиться со способами борьбы с пылью (плакат-памятка).

Гипотеза: 

В своей работе я ставлю следующую гипотезу, опасна ли пыль для здоровья человека. Я постараюсь опровергнуть или подтвердить  свою гипотезу.

Вид проекта: исследовательский.

Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.

Предмет исследования: степень запылённости школьного пространства.

Описание практической значимости

Пыль - это непременный атрибут местонахождения человека. Она незримо обосновалась в наших квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов. Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Во-первых, никакая самая тщательная уборка не может поменять состав воздуха в помещении. Мы уехали, а пыль еще долго будет оседать. Как раз к нашему возвращению воздух за счет осевшей пыли станет более или менее чистым, зато мебель, полы — все покроется тысячами и тысячами частиц. Во-вторых, даже плотно закрытые окна и двери для пыли особой преграды не представляют. Была бы щелочка, а пыль, будьте уверены, ее найдет!  

Мини-исследование

Учёные подсчитали, что семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Сколько же килограммов пыли производит 24 учащихся одного класса? По моим подсчётам, около 8 кг в месяц. Это много. Я задалась вопросом: откуда берётся пыль?

Основной состав пыли - это частички омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Если подсчитать, сколько омертвевшей кожной ткани сбрасывает один класс, то это будет 10кг 800г. Эта мёртвая ткань собирается на полу, на мебели, на одежде и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. Мне стало интересно, в каком школьном помещении пыли скапливается больше всего и как быстро пыль появляется в нашем классе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проведена исследовательская работа.                                                 

I этап: определение уровня загрязнённости воздуха помещений школы.

Инструкция по исследованию:

-намазать вазелином полоски белой картонной бумаги.

-прикрепить полоски бумаги в классе, столовой, гардеробной.

Спустя 5 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра. Я рассматривала полоски невооружённым взглядом и через лупу. Я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение и др. Распределила места по степени загрязнённости:

класс -1место, столовая – 2место, гардеробная (раздевалка) -3 место.

II этап: определение санитарных условий работы кабинета.

Было проведено анкетирование среди тех людей, которые занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся 4б  класса, работники столовой, технический персонал.

Анкетирование

Вопросы для анкеты:

Сколько раз в день в кабинете проводиться влажная уборка?

Сколько человек в среднем посещают Ваш кабинет?

Переобуваетесь ли Вы?

Какие материалы присутствуют в вашем кабинете?

Итоги анкетирования:

Класс. Здесь грязнее всего. Большую часть дня ученики проводят именно здесь, находятся в замкнутом помещении и именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли. В классе мы часто пишем мелом на доске. При неаккуратном обращении с мелом образовывается много пыли, при вытирании мела с доски сухой тряпкой пыль попадает в воздух, поэтому мел с доски надо стирать только влажной губкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка (тряпка).  Наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Почему? Ответ прост: за кафельной плиткой легко ухаживать, да и все учащиеся приходят в столовую во второй обуви. Гардеробная на третьем месте по загрязнённости. Здесь присутствует плитка, за которой легко ухаживать. Но откуда же пыль? Дело в том, что все ученики, чтобы добраться до гардероба и переобуться, преодолевают расстояние в 50 метров в первой обуви. А обувь не всегда бывает чистой. На полу остаются следы, мусор, грязь. И, если бы не наши технички, здесь было бы ещё грязнее. Ведь они протирают пол по мере его загрязнения, а это происходит 2-3 раза во время уроков. Я попросила одноклассников ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснила: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм, поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства класса и школы.

Заключение

Моё мнение, исследование  совпало с мнением экологов всего мира - пыль небезопасна для здоровья человека. В первую очередь от нее страдают аллергики. По статистике, каждый пятый житель нашей планеты в той или иной мере подвержен аллергии на пыль. Это заболевание выражается по-разному. Если одни всего лишь чихают, то у других может развиться астма – смертельно опасное заболевание. Но самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией. Можно сделать следующие выводы: пыль сильно влияет на организм человека. Необходимо бороться с пылью для этого: (плакат-памятка)

-необходимо чаще делать влажную уборку,

-всем ходить в сменной обуви, 

-проветривать классы во время каждой перемены,

спользование  ионизаторов воздуха,

-чисто и опрятно одеваться,

-соблюдать чистоту на своём рабочем месте,

-не бегать по школе, так как  при этом поднимаются и вдыхаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.

Берегите своё здоровье! Будьте здоровы!

Приложение 1

20 самых интересных фактов о пыли

Даже в плотно запертой квартире за две недели оседает порядка 12 тысяч пылевых частиц на квадратный сантиметр горизонтальной поверхности. Среди них 35% минеральных частиц, 12% текстильных и бумажных волокон, 19% чешуек кожи,7% цветной пыльцы,3% частиц сажи и 24% частиц неустановленного происхождения.                                                                                                       Что ещё мы знаем о пыли?

1.Пыль неоднородна и, можно сказать, универсальна: это крошечные частицы любого сухого порошкообразного материала.

2.Многие млекопитающие и птицы принимают пылевые ванны в качестве гигиенических процедур или социально-поведенческих ритуалов.

3.Куры так любят купаться в пыли, что иногда разыгрывают этот процесс в клетках, где никакой пыли нет.

4.В отличие от птиц, люди всегда пытались избавиться от пыли. Английский инженер Хуберт Сесил Бут в 1901 году построил пылесос, который был настолько огромен, что перевозился лошадьми на телеге и работал на бензине. При уборке он оставался на улице, а шланги протягивали внутрь помещений через двери и окна.

5.Когда голландский натуралист Антоний ван Левенгук впервые рассмотрел домашнюю пыль под микроскоп, он с удивлением обнаружил в ней множество крошечных клещей.

6.Домашние пылевые клещи произошли от паразитов, которые постоянно проживали на своих хозяевах.

7.В основном пылевые клещи питаются частичками ороговевшей кожи, которые мы теряем. А мёртвые клещи и отходы их жизнедеятельности могут вызывать у людей аллергические реакции.

8.Пыль может вызывать не только астму, но и силикоз, пневмокониоз, а также другие заболевания лёгких. Вдыхание асбестовой пыли может привести к мезотелиоме – редкой злокачественной опухоли.

9.Многие материалы образуют горючую пыль. В американском штате Джорджия в 2008 году взрыв сахарной пыли уничтожил крупный завод, при этом 14 человек погибло и около  100  получили  ранения.

10.Во время знаменитого Пыльного котла (серии пылевых бурь в США и Канаде, произошедших между 1930 и 1936 годами) от вызванной пылью пневмонии погибло несколько тысяч человек.

11.Пыльным бурям и пылевым ветрам часто присваивают собственные имена-термины: хабуб в Судане, хамсин в Северной  Африке или самум на Аравийском полуострове.

12.Огромная впадина Боделе в восточной части Сахары является крупнейшим источником пыли в мире.

13.Пыль из Боделе уносится через Атлантический океан в Южную Америку, где железо и фосфор, которые в ней содержатся, оплодотворяют бедные питательными веществами почвы тропических лесов Амазонки.

14.Маршрут из Чада в бассейн Амазонки – не единственная «пылевая магистраль» в мире. К примеру, пыль из пустыни Гоби улетает на восток в сторону центральной части Тихого океана, оставаясь во взвешенном состоянии в атмосфере в течение 4-7 дней, преодолевая за время тысячи километров.

15.Пыль в штате Колорадо перемещается с плато Колорадо и нагорья Большой Бассейн на восток, к заснеженным горам. Пыльный снег не может отражать  так же много солнца, как чистый, поэтому он тает быстрее, что фактически уменьшает количество воды в регионе.

16. NASA следит за перемещением пыли с помощью наземной сети роботизированных сенсоров.

17. Астрономы постоянно наблюдают космическую пыль, которая мешает обзору телескопов. Эта пыль является сырьем для новых звезд и планет, а иногда попадает и на Землю.

18. В 1999 году NASA запустила миссию Stardust, предназначенную для сбора и исследования частиц космической пыли. В процессе сбора использовался аэрогель, материал, на 99,8% состоящий из полых пор.

19. Исследователи NASA разместили снимки с результатами микроскопического сканирования фрагментов аэрогеля в Сети и призвали всех желающих помочь им в поиске частиц космической пыли. Первый фрагмент обнаружил простой канадец Брюс Хадсон со своего домашнего компьютера; фрагмент получил имя собственное Орион. Всего на данный найдено 7 фрагментов; в них были обнаружены магний, алюминий, хром, никель, марганец, медь, галлий, а также изотоп железа-60.

20. Космическую пыль можно заметить в зодиакальном свете благодаря рассеянию, которое исходит от частиц. Зарево «пыльной» Вселенной заметно в западной части неба  после захода солнца и на востоке до рассвета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Откуда берётся шоколад"

Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение. Постараться вместе с детьми ответить на вопрос: Полезен или вреден шоколад? Через проект...

урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"

Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...

Урок по теме "Откуда берётся и куда девается мусор?" по программе "Школа России"

Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться. Овладение умением у...

ОТКУДА ЭТО БЕРЁТСЯ?

Откуда берутся привычки наших детей?...

Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...

Презентация к уроку окружаещего мира 1 класс "Откуда берётся мусор"

Презентация к уроку   "Откуда берётся мусор". 1 класс,  полностью соответствует материалу учебника "Окружающий мир" А. Плешакова.Цели:  •узнать об источниках бытового мусора и способах ...

План к открытому уроку в 1 классе "Откуда берётся радуга"

План-конспект к уроку получения новых знаний в 1 классе "Откуда берётся радуга"...