Проект "Откуда берётся пыль?"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Каждому знакомо необыкновенное чувство "лёгкости" дыхания солнечным утром в лесу: то, что мы называем "свежий" воздух. Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Пыль, клещи, бактерии, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим. Школьные годы – это большой отрезок жизни человека. Каков же воздух в нашей школе, и как пыль влияет на здоровье школьников?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Койгородок
(МБОУ «СОШ» с.Койгородок)
Проект
«Откуда берётся пыль?»
Работу выполнила:
Дерксен Эвелина, учащаяся 4б класса,
руководитель Марфюк
Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
с.Койгородок
2017
Актуальность темы
Каждому знакомо необыкновенное чувство "лёгкости" дыхания солнечным утром в лесу: то, что мы называем "свежий" воздух. Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Пыль, клещи, бактерии, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим. Школьные годы – это большой отрезок жизни человека. Каков же воздух в нашей школе, и как пыль влияет на здоровье школьников?
Проблема:
Меня заинтересовал вопрос: насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в школе стал чище? Учёные установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха. Поэтому понятна актуальность выбранной темы.
Цель работы:
Определить от чего зависит уровень запылённости помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- узнать, что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;
- узнать, как образуется пыль в помещениях (мини-исследование);
- рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников (анкетирование);
- познакомиться со способами борьбы с пылью (плакат-памятка).
Гипотеза:
В своей работе я ставлю следующую гипотезу, опасна ли пыль для здоровья человека. Я постараюсь опровергнуть или подтвердить свою гипотезу.
Вид проекта: исследовательский.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: степень запылённости школьного пространства.
Описание практической значимости
Пыль - это непременный атрибут местонахождения человека. Она незримо обосновалась в наших квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль – это совокупность микроскопических частиц солей, каменных пород, смол, паразитов и остатков живых организмов. Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай ее, она все равно накапливается. Откуда? Во-первых, никакая самая тщательная уборка не может поменять состав воздуха в помещении. Мы уехали, а пыль еще долго будет оседать. Как раз к нашему возвращению воздух за счет осевшей пыли станет более или менее чистым, зато мебель, полы — все покроется тысячами и тысячами частиц. Во-вторых, даже плотно закрытые окна и двери для пыли особой преграды не представляют. Была бы щелочка, а пыль, будьте уверены, ее найдет!
Мини-исследование
Учёные подсчитали, что семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Сколько же килограммов пыли производит 24 учащихся одного класса? По моим подсчётам, около 8 кг в месяц. Это много. Я задалась вопросом: откуда берётся пыль?
Основной состав пыли - это частички омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Если подсчитать, сколько омертвевшей кожной ткани сбрасывает один класс, то это будет 10кг 800г. Эта мёртвая ткань собирается на полу, на мебели, на одежде и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. Мне стало интересно, в каком школьном помещении пыли скапливается больше всего и как быстро пыль появляется в нашем классе? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, была проведена исследовательская работа.
I этап: определение уровня загрязнённости воздуха помещений школы.
Инструкция по исследованию:
-намазать вазелином полоски белой картонной бумаги.
-прикрепить полоски бумаги в классе, столовой, гардеробной.
Спустя 5 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра. Я рассматривала полоски невооружённым взглядом и через лупу. Я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение и др. Распределила места по степени загрязнённости:
класс -1место, столовая – 2место, гардеробная (раздевалка) -3 место.
II этап: определение санитарных условий работы кабинета.
Было проведено анкетирование среди тех людей, которые занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся 4б класса, работники столовой, технический персонал.
Анкетирование
Вопросы для анкеты:
Сколько раз в день в кабинете проводиться влажная уборка?
Сколько человек в среднем посещают Ваш кабинет?
Переобуваетесь ли Вы?
Какие материалы присутствуют в вашем кабинете?
Итоги анкетирования:
Класс. Здесь грязнее всего. Большую часть дня ученики проводят именно здесь, находятся в замкнутом помещении и именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли. В классе мы часто пишем мелом на доске. При неаккуратном обращении с мелом образовывается много пыли, при вытирании мела с доски сухой тряпкой пыль попадает в воздух, поэтому мел с доски надо стирать только влажной губкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка (тряпка). Наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Почему? Ответ прост: за кафельной плиткой легко ухаживать, да и все учащиеся приходят в столовую во второй обуви. Гардеробная на третьем месте по загрязнённости. Здесь присутствует плитка, за которой легко ухаживать. Но откуда же пыль? Дело в том, что все ученики, чтобы добраться до гардероба и переобуться, преодолевают расстояние в 50 метров в первой обуви. А обувь не всегда бывает чистой. На полу остаются следы, мусор, грязь. И, если бы не наши технички, здесь было бы ещё грязнее. Ведь они протирают пол по мере его загрязнения, а это происходит 2-3 раза во время уроков. Я попросила одноклассников ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснила: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм, поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства класса и школы.
Заключение
Моё мнение, исследование совпало с мнением экологов всего мира - пыль небезопасна для здоровья человека. В первую очередь от нее страдают аллергики. По статистике, каждый пятый житель нашей планеты в той или иной мере подвержен аллергии на пыль. Это заболевание выражается по-разному. Если одни всего лишь чихают, то у других может развиться астма – смертельно опасное заболевание. Но самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией. Можно сделать следующие выводы: пыль сильно влияет на организм человека. Необходимо бороться с пылью для этого: (плакат-памятка)
-необходимо чаще делать влажную уборку,
-всем ходить в сменной обуви,
-проветривать классы во время каждой перемены,
-использование ионизаторов воздуха,
-чисто и опрятно одеваться,
-соблюдать чистоту на своём рабочем месте,
-не бегать по школе, так как при этом поднимаются и вдыхаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
Берегите своё здоровье! Будьте здоровы!
Приложение 1
20 самых интересных фактов о пыли
Даже в плотно запертой квартире за две недели оседает порядка 12 тысяч пылевых частиц на квадратный сантиметр горизонтальной поверхности. Среди них 35% минеральных частиц, 12% текстильных и бумажных волокон, 19% чешуек кожи,7% цветной пыльцы,3% частиц сажи и 24% частиц неустановленного происхождения. Что ещё мы знаем о пыли?
1.Пыль неоднородна и, можно сказать, универсальна: это крошечные частицы любого сухого порошкообразного материала.
2.Многие млекопитающие и птицы принимают пылевые ванны в качестве гигиенических процедур или социально-поведенческих ритуалов.
3.Куры так любят купаться в пыли, что иногда разыгрывают этот процесс в клетках, где никакой пыли нет.
4.В отличие от птиц, люди всегда пытались избавиться от пыли. Английский инженер Хуберт Сесил Бут в 1901 году построил пылесос, который был настолько огромен, что перевозился лошадьми на телеге и работал на бензине. При уборке он оставался на улице, а шланги протягивали внутрь помещений через двери и окна.
5.Когда голландский натуралист Антоний ван Левенгук впервые рассмотрел домашнюю пыль под микроскоп, он с удивлением обнаружил в ней множество крошечных клещей.
6.Домашние пылевые клещи произошли от паразитов, которые постоянно проживали на своих хозяевах.
7.В основном пылевые клещи питаются частичками ороговевшей кожи, которые мы теряем. А мёртвые клещи и отходы их жизнедеятельности могут вызывать у людей аллергические реакции.
8.Пыль может вызывать не только астму, но и силикоз, пневмокониоз, а также другие заболевания лёгких. Вдыхание асбестовой пыли может привести к мезотелиоме – редкой злокачественной опухоли.
9.Многие материалы образуют горючую пыль. В американском штате Джорджия в 2008 году взрыв сахарной пыли уничтожил крупный завод, при этом 14 человек погибло и около 100 получили ранения.
10.Во время знаменитого Пыльного котла (серии пылевых бурь в США и Канаде, произошедших между 1930 и 1936 годами) от вызванной пылью пневмонии погибло несколько тысяч человек.
11.Пыльным бурям и пылевым ветрам часто присваивают собственные имена-термины: хабуб в Судане, хамсин в Северной Африке или самум на Аравийском полуострове.
12.Огромная впадина Боделе в восточной части Сахары является крупнейшим источником пыли в мире.
13.Пыль из Боделе уносится через Атлантический океан в Южную Америку, где железо и фосфор, которые в ней содержатся, оплодотворяют бедные питательными веществами почвы тропических лесов Амазонки.
14.Маршрут из Чада в бассейн Амазонки – не единственная «пылевая магистраль» в мире. К примеру, пыль из пустыни Гоби улетает на восток в сторону центральной части Тихого океана, оставаясь во взвешенном состоянии в атмосфере в течение 4-7 дней, преодолевая за время тысячи километров.
15.Пыль в штате Колорадо перемещается с плато Колорадо и нагорья Большой Бассейн на восток, к заснеженным горам. Пыльный снег не может отражать так же много солнца, как чистый, поэтому он тает быстрее, что фактически уменьшает количество воды в регионе.
16. NASA следит за перемещением пыли с помощью наземной сети роботизированных сенсоров.
17. Астрономы постоянно наблюдают космическую пыль, которая мешает обзору телескопов. Эта пыль является сырьем для новых звезд и планет, а иногда попадает и на Землю.
18. В 1999 году NASA запустила миссию Stardust, предназначенную для сбора и исследования частиц космической пыли. В процессе сбора использовался аэрогель, материал, на 99,8% состоящий из полых пор.
19. Исследователи NASA разместили снимки с результатами микроскопического сканирования фрагментов аэрогеля в Сети и призвали всех желающих помочь им в поиске частиц космической пыли. Первый фрагмент обнаружил простой канадец Брюс Хадсон со своего домашнего компьютера; фрагмент получил имя собственное Орион. Всего на данный найдено 7 фрагментов; в них были обнаружены магний, алюминий, хром, никель, марганец, медь, галлий, а также изотоп железа-60.
20. Космическую пыль можно заметить в зодиакальном свете благодаря рассеянию, которое исходит от частиц. Зарево «пыльной» Вселенной заметно в западной части неба после захода солнца и на востоке до рассвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Откуда берётся шоколад"
Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение. Постараться вместе с детьми ответить на вопрос: Полезен или вреден шоколад? Через проект...
урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"
Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...
Урок по теме "Откуда берётся и куда девается мусор?" по программе "Школа России"
Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться. Овладение умением у...
ОТКУДА ЭТО БЕРЁТСЯ?
Откуда берутся привычки наших детей?...
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Очень важно сформировать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и уважительного отношения к иному мнению.Формирование умения понимать пр...
Презентация к уроку окружаещего мира 1 класс "Откуда берётся мусор"
Презентация к уроку "Откуда берётся мусор". 1 класс, полностью соответствует материалу учебника "Окружающий мир" А. Плешакова.Цели: •узнать об источниках бытового мусора и способах ...
План к открытому уроку в 1 классе "Откуда берётся радуга"
План-конспект к уроку получения новых знаний в 1 классе "Откуда берётся радуга"...