Свойства воды в твёрдом состоянии 3класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

конспект открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Свойства воды в твердом состоянии

 Лангольф Т.В.  3 «А» класс

1. Лед в природе

В Антарктиде, покрытой четырехкилометровым слоем льда, находятся основные запасы этого вещества на Земле.

  Антарктида (Слайд 2)

Лед встречает под землей, покрывает поверхности водоемов.

 Лед в подземной пещере. (Слайд 3)

   Лед на поверхности реки.  (Слайд 4)

Айсберги – плавающие в море глыбы льда. (Слайд 5)

 Айсберг

Снежинки состоят из мелких кристалликов льда. (Слайд 6)

  Снежинка

Узоры на стекле в зимнее время – это кристаллы льда, образованные замерзшим водяным паром.  (Слайд 7)

. Иней на стекле

2. Получение льда 

В современном мире получение льда – процесс доступный даже ребенку. Достаточно взять какую-нибудь емкость, наполнить водой, поставить на время в морозильную камеру, и получится лед.  (Слайд 8)

Рис. 7. Получение льда из форм

Иней в холодильнике – это замерзший водяной пар. Иней и лед – это вода в твердом состоянии.

 Работа в группах  Проведение опытов

3. Лед тает  

Лед имеет свойство таять в теплом помещении (выше 0°), превращаясь в воду.

4. Лед – скользкий 

Лед холодный и скользкий на ощупь. (Слайд 9)

   Лед на руке

Люди знали о том, что лед скользкий, и защищали крепости на возвышениях рвами с водой. В холодное время года защитники поливали стены водой, и по скользкой ледяной стене захватчики не могли пробраться внутрь.  (Слайд 10)

   Крепость зимой

5. Гололед, техника безопасности

При температуре ниже 0° вода на поверхности почвы замерзает, превращаясь в гололед – опасное явление природы (в спешке можно поскользнуться, упасть и получить травму). Чтобы избежать травм, нужно не торопиться, выходить из дому заранее, при ходьбе наступать на всю подошву. Особенно осторожно нужно переходить дорогу – на скользком пути водителю сложнее быстро затормозить.(Слайд 11)

Рис. 10. Осторожно! Гололед! (Слайд 11)

6. Лед – хрупкий

Лед – хрупкий. Если стукнуть по кубику льда молоточком, он расколется на множество льдинок.  (Слайд 12)

 Колотый лед

7. Лед сохраняет форму

Лед сохраняет свою форму. Если переложить льдинку из блюдечка в стакан, её форма не измениться, потому что лед – твердое вещество и не меняет свою форму.  (Слайд 13)

   Кубик льда

 8. Перемещение по льду 

Замерзшую поверхность водоема можно использовать для перемещений на транспорте или пешком, потому что лед, в отличие от воды, способен выдерживать на своей поверхности достаточно большой вес.  (Слайд 14)

     Мотокросс по льду

Для занятий спортом и развлечений заливают катки – большие ровные пространства льда.  (Слайд 15)

     Каток на Красной площади

Во время катания на коньках лед, соприкасающийся с лезвиями, тает, превращаясь в воду. Если бы не было этого тонкого слоя воды, кататься по льду было бы так же трудно, как по полу. Вода, как масло в машине, уменьшает трение между льдом и коньком и облегчает скольжение.

    Скольжение коньков по льду (Слайд 16)

По той же причине происходит движение ледников с гор. Под давлением огромной массы льда его нижние слои начинают таять и ледяная река скользит по горному склону вниз, как коньки по поверхности катка.  (Слайд  17)

   Схождение ледника с горы

 9. Лед не тонет в воде  

Лед не тонет в воде. Если бросить кусочек льда в емкость с водой, он не утонет, а будет плавать на поверхности. (Слайд 18

  Лед плавает на поверхности воды

Обычно твердые вещества тяжелее, чем те же вещества в жидком состоянии. Например, кусочек железа тонет в расплавленном железе, а свинцовый кубик тонет в расплавленном свинце. При замерзании вода занимает больший объем, чем прежде, она расширяется, поэтому лед легче воды. Уже одного этого свойства достаточно, чтобы выделить лед из ряда твердых веществ как исключение.

Если бы лед тонул, на поверхности водоемов в течение холодного времени года образовывались бы новые и новые слои льда на месте затонувших и водоем промерзал бы до самого дна. В результате водные животные и растения оказались бы скованы льдом, им грозила бы неминуемая гибель. К счастью, в природе этого не происходит, потому что лед не тонет в воде.

  (Слайд 18) Слой льда на поверхности водоема

 10.  Лед плохо проводит тепло

Лед плохо проводит тепло. В водоеме он защищает воду под ним от дальнейшего охлаждения. Вода тоже плохо передает тепло. Это доказывает такой опыт: на дно пробирки с водой опускают кубик льда с тяжелым грузом (поскольку лед не тонет в воде, в него заранее вмораживают грузик), край пробирки нагревают, верхний слой воды кипит, а лед не плавится. Из опыта можно сделать вывод, что не только лед, но и вода плохо проводит тепло. Верхние слои воды нагреваются, в то время как нижние остаются холодными. Это объясняет, почему испарения происходят только с поверхности водоемов.

 (Слайд 19) Опыт по нагреванию края пробирки с водой и утопленным льдом

11. Кипение

Если же нагревать воду в емкости снизу, то вскоре весь объем воды закипит (например, если мы поставим на плиту кастрюлю с супом). Так происходит потому, что нижний слой воды нагревается, расширяется и поднимается вверх, на его место опускается еще не прогретая вода, и процесс повторяется до тех пор, пока вся вода не прогреется до 100°. При такой температуре вода закипает и превращается в водяной пар.

 (Слайд 20) Опыт по нагреванию емкости с водой снизу

12. Лед бесцветен и прозрачен

Лед, как и стекло, бесцветен и прозрачен.

 Рис. 21. Лед 

Рис. 22. Стекло

13. Снег

Снег – одно из твердых состояний воды. Он белый, рыхлый, непрозрачный, тает в тепле и плавает в воде. 

  (Слайд 22) Снег

Подведение итогов работы в группах

14. Повторение свойств льда

  Тест по теме « Вода»

  1. Лёд и снег – это вода

а) в твёрдом состоянии;    б) в жидком состоянии     в) в газообразном состоянии 

       2.  Ты вымыл пол. Почему через некоторое время он стал сухим?

   а) испарилась         б) впиталась              в)  осталась на подошвах обуви    

       3.  Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

            а) крахмал             б) воду             в) соль    

       4. Без чего невозможно вырастить урожай на полях?

   а) без тракторов, комбайнов, топлива.      б) без минеральных удобрений, труда людей.

в) без света, воздуха, воды.

   6. Какая вода нужна людям?

           а) прозрачная            б) бесцветная             в) чистая

 7. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

   а) от использования воды в быту             б) от слива сточных вод заводов и фабрик.

в) от использования воды на производстве.

  8. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

               а) фильтры             б) пластиковые трубы               в) кислоты      

Оценки

Домашнее задание

1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Вода в твердом состоянии».

2. Проведите небольшой опыт: в пластиковую или силиконовую емкость налейте холодной воды, поставьте в морозильную камеру на 4-5 часов. Опишите, что будет происходить, объясните, почему.

3. *Опытным путем докажите такие свойства льда, как прозрачность и бесцветность.

Например, сделайте кубики льда с вмороженными в них небольшими листочками, цветами или ломтиками ярких фруктов. Опишите, что будет происходить, объясните, почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

Презентация «Свойства воды в твёрдом состоянии» 3 класс

laquo;Свойства   воды  в твёрдом   состоянии»...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Конспект урока по окружающему миру \'\' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) \'\' УМК \'\'ПНШ\'\' 3 класс

Конспект урока  по окружающему миру '' Свойства воды в твёрдом состоянии ( свойства льда) ''  УМК ''ПНШ'' 3 класс...