Начало истории человечества 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

урок окружающего мира 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_istorii_chelovechestva_4_k.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 35. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей

Основные
понятия

Первобытные люди, дриопитек, археология, Геродот


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Сегодня мы приступим к изучению второй книги
«Окружающий мир».

Откройте содержание и прочитайте их названия

Какие темы мы будем изучать в этой книге?

(историю).

 - Вы встречались уже с этим словом? (да)

 - Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

Но есть и другое значение этого слова.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Обобщение изученного материала.

- Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1).

Текст №1

История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

- Что же такое история?

- Что вы еще узнали?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.

Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

– Что такое история?

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь

Отвечают
на вопросы учителя.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: 
извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен-

Устные ответы,

составление рассказа,

 

продолжалась, годы горестей
и несчастий сменялись лучшими временами.
История – это дорога во времени. Она уходит
в глубь веков, в седую древность.

Коллективная

ные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения

III. Изучение
нового материала

Рассказ учителя.

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас
с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают.

Фронтальная.

Устные ответы

 

Работа
по учебнику.

Составление рассказа

Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2,
с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

Предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника

Дают ответы.

Составляют рассказ

Индивидуальная

необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение

Фронтальный опрос.

– Почему первобытные люди жили группами?

Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

Для чего строили жилища первобытные люди?

Для чего они изготавливали орудия труда?

Чем занимались мужчины?

Чем занимались женщины?

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

изученного

Задания
из электронного приложения к учебнику

Почему первобытные люди рисовали животных?

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».

Выполняют
задания

(из материалов учебника и рассказа учителя); владеют логическими операциями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Кого называли «отцом истории»?

– Что нового вы узнали из истории человечества?

– Для чего вам нужна эта информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике на с. 7.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.
 

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

 VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–3, с. 7

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

Кроссворд

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)

2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)

3. Деловая бумага. (Документ.)

4. Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)

5. Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)

Ключевое слово: ГЕРОДОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»

Материал представлен конспектом урока  для  4 класса, тема: Начало истории человечества. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, ...

Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс

Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса  по теме: "Начало истории человечества"....

Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"

При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...