Начало истории человечества 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 35. НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цели | Способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей |
Основные | Первобытные люди, дриопитек, археология, Геродот |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения (универсальные | Промежуточный контроль | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Сегодня мы приступим к изучению второй книги Откройте содержание и прочитайте их названия Какие темы мы будем изучать в этой книге? (историю). - Вы встречались уже с этим словом? (да) - Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю). Но есть и другое значение этого слова. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места | ||||||
II. Актуализация опорных знаний | Обобщение изученного материала. | - Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1). Текст №1 История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях». История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». - Что же такое история? - Что вы еще узнали? История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность. Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие. – Что такое история? – У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь | Отвечают Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: | Устные ответы, составление рассказа, | ||||||
| продолжалась, годы горестей | Коллективная | ные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения | |||||||||
III. Изучение | Рассказ учителя. | – Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? – А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей? – Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас | Отвечают Внимательно слушают. | Фронтальная. | Устные ответы | |||||||
| Работа Составление рассказа | Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода. Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2, – Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? Предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника | Дают ответы. Составляют рассказ | Индивидуальная | необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |||||||
IV. Вклю- чение | Фронтальный опрос. | – Почему первобытные люди жили группами? – Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде? – Для чего строили жилища первобытные люди? – Для чего они изготавливали орудия труда? – Чем занимались мужчины? – Чем занимались женщины? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
изученного | Задания | – Почему первобытные люди рисовали животных? – Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Читают: «Желаем успехов вам на уроках истории». Выполняют | (из материалов учебника и рассказа учителя); владеют логическими операциями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения | |||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Кого называли «отцом истории»? – Что нового вы узнали из истории человечества? – Для чего вам нужна эта информация? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – Выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Читают вывод в учебнике на с. 7. Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Регулятивные: оценивают собственную деятельность Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы | |||||
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1–3, с. 7 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)
2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)
3. Деловая бумага. (Документ.)
4. Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)
5. Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.)
Ключевое слово: ГЕРОДОТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"
Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...
Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»
Материал представлен конспектом урока для 4 класса, тема: Начало истории человечества. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, ...
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс Начало истории человечества
Презентация к уроку....
Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс
Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса по теме: "Начало истории человечества"....
Презентация по окружающему миру Начало истории человечества.»". 4 класс. УМК "Школа России".
Презентация "Капова пещера"....
Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"
При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...